Мудрый Юрист

Приднестровский парламентаризм в рамках системы сдержек и противовесов

Брусалинская Галина Степановна, руководитель магистерских программ Тираспольского межрегионального университета, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена структуре и работе Верховного Совета ПМР VI созыва, избранного 11 декабря 2015 г., основным направлениям его деятельности в поисках наиболее оптимальных моделей управления государством и преодоления социально-экономического кризиса в республике.

Ключевые слова: парламентаризм, Верховный Совет, проект закона, разделение властей, органы государственной власти.

Pridnestrovian Parliamentarism as a Part of the System of Checks and Balances

G.S. Brusalinskaya

Brusalinskaya Galina S., Head of Master's Programs of Tiraspol inter-regional university, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article addresses the structure and functioning of the 6th convocation of the Supreme Council of the Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR), elected on December 11, 2015, its core directions in searching of the best models of state government and overcoming social and economic crisis in the republic.

Key words: parliamentarism, Supreme Council, legislation, separation of powers, state government bodies.

29 ноября 2015 г. в Приднестровской Молдавской Республике состоялись очередные выборы в законодательный орган - Верховный Совет ПМР VI созыва. Они были признаны состоявшимися. Практически сразу после этого началось формирование рабочих органов парламента - комитетов и комиссий, были избраны Председатель Верховного Совета ПМР и два его заместителя. В настоящее время приднестровский парламент состоит из 43 депутатов, избранных на всеобщих, равных, прямых выборах посредством тайного голосования с соблюдением всех норм избирательного права ПМР.

Структура Верховного Совета ПМР сегодня представлена следующим образом:

  1. по экономической политике, бюджету и финансам;
  2. по развитию предпринимательства и промышленности;
  3. по социальной политике, здравоохранению, труду, вопросам семьи и детства;
  4. по вопросам агропромышленного комплекса, транспорту, строительству, природным ресурсам и экологии;
  5. по законодательству, правоохранительным органам, обороне, безопасности, миротворческой деятельности, защите прав и свобод граждан;
  6. по государственной региональной политике;
  7. по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике;
  8. по образованию, науке и культуре;
  1. по внешней политике и международным связям;
  2. по мандатам, регламенту и депутатской этике;
  3. Счетная комиссия <1>.
<1> Официальный сайт Верховного Совета ПМР. URL: vspmr.org.

В своей деятельности Верховный Совет ПМР руководствуется Конституцией ПМР и Законом ПМР "О Регламенте Верховного Совета ПМР" от 24 октября 2001 г. <2>.

<2> Закон ПМР "О Регламенте Верховного Совета ПМР" N 57-3-111 от 24 октября 2001 г. (текущая редакция по состоянию на 12.04.2016 // САЗ 16-14).

Конституционный срок полномочий приднестровского парламента с момента его основания и до настоящего времени составляет пять лет <3>.

<3> Пункт 2 ст. 67 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принятой на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. (текущая редакция по состоянию на 20.05.2016). URL: http://www.vspmr.org/legislation/constitution/.

В настоящее время Верховный Совет ПМР продолжает работу по гармонизации приднестровского законодательства с российским законодательством, начатую парламентариями предыдущих созывов после референдума 17 сентября 2006 г. по вопросу взаимоотношений Приднестровья с Республикой Молдова и Российской Федерацией. Так, были внесены изменения и дополнения в ряд законов, например в Конституционный закон ПМР "О Конституционном Суде" в части возраста назначения на должность судьи Конституционного Суда ПМР. Ранее в тексте статьи указывалось, что предельный возраст назначения на указанную должность составляет 58 лет. Данное положение было охарактеризовано как ограничительное и не соответствующее общим подходам, заложенным в концепцию построения судебной системы ПМР. Теперь в статье Конституционного закона указано, что судьей Конституционного Суда ПМР может быть гражданин ПМР, обладающий опытом по юридической специальности или в области права не менее 10 лет, достигший возраста 40 лет к моменту назначения на должность, а предельный возраст пребывания в данной должности - 65 лет. И хотя в настоящее время порядок формирования Конституционного Суда ПМР и Конституционного Суда РФ существенно различается, категории дел и процессуальные основания деятельности высшего органа судебной власти в ПМР и в РФ практически одинаковы (за исключением особенностей, связанных с формой государственного устройства ПМР и РФ).

Несмотря на то что численное большинство депутатов действующего созыва Верховного Совета ПМР принадлежит к депутатской фракции "Обновление" (33 человека из 43), находящейся в оппозиции к пропрезидентскому блоку "За единство с Россией", созданному в 2015 г., депутаты Верховного Совета ПМР занимаются не только вопросами развития экономики и бизнеса в своих интересах, в чем их часто обвиняют представители исполнительной ветви власти, но и вопросами государственного строительства в целом, важными для республики.

Так, за сравнительно короткий период деятельности Верховного Совета ПМР VI созыва было разработано и в данный момент находится на рассмотрении для последующего принятия довольно большое количество законопроектов (131) <4>, касающихся государственного и муниципального строительства, укрепления народовластия и демократических основ в управлении республикой. К таковым, например, относится проект закона ПМР "Об общественных слушаниях", внесенный депутатом Комитета по государственной и региональной политике О.В. Василатием 25 апреля 2016 г. с целью привлечения общественности к наиболее важным и резонансным законодательным инициативам и мониторинга общественного мнения как необходимого атрибута гражданского общества и правового государства.

<4> Официальный сайт Верховного совета ПМР. URL: vspmr.org.

Помимо внесения проектов многочисленных изменений в Закон ПМР "Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации" от 5 ноября 1994 г., который, на мой взгляд, целесообразнее было бы отменить и принять новый закон, более соответствующий современным реалиям, 8 февраля 2016 г. депутатами Комитета по государственной и региональной политике Верховного Совета ПМР был внесен на рассмотрение довольно прогрессивный законопроект "О представительных органах государственной власти и местного самоуправления", определяющий принципы народного представительства, формирования представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, обеспечения их функционирования и взаимодействия в рамках единой системы представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

В своей работе Верховный Совет руководствуется принципами ответственности перед своими избирателями и результативности предпринимаемых действий для улучшения социально-экономического положения населения республики, которое за последние пять лет в связи с рядом объективных и субъективных внешних и внутренних факторов существенно ухудшилось. С этой целью укрепляется ранее налаженное сотрудничество Верховного Совета ПМР с Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ, плодотворное взаимодействие профильных комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ и Верховного Совета ПМР, а также договорные основы между партией "Единая Россия" и партией "Обновление", правовая и организационная взаимопомощь и информированность указанных государственных структур и политических организаций.

Тогда же Комитетом по законодательству, правоохранительным органам, обороне, безопасности, миротворческой деятельности, защите прав и свобод граждан был внесен проект закона "О парламентском расследовании Верховного Совета" и связанный с этим проект закона "О внесении изменений в Закон ПМР "О Регламенте Верховного Совета ПМР". Данный законопроект направлен на укрепление парламентаризма в республике, но одновременно носит упреждающий характер от возможных злоупотреблений и нарушений закона со стороны органов исполнительной власти ПМР, в последнее время систематически игнорирующих законодательно установленные парламентские процедуры и парламентский контроль за их деятельностью <5>.

<5> Официальный сайт Верховного Совета ПМР. URL: vspmr.org.

Было бы несправедливым не отметить законодательную активность Президента ПМР, когда она направлена на конструктивную работу и развитие институтов гражданского общества. Так, 16 марта 2016 г. Президентом ПМР был внесен в Верховный Совет ПМР проект закона ПМР "Об Общественной палате ПМР". В связи с тем что с 2012 г. деятельность Общественной палаты ПМР регулировалась и пока регулируется указом Президента ПМР, назрела необходимость законодательного регулирования в данной сфере общественных отношений по аналогии с Российской Федерацией <6>. Законопроект был принят Верховным Советом ПМР к рассмотрению.

<6> Указ Президента ПМР от 3 августа 2012 г. N 515 "Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики" // САЗ 12-32 (с изм. от 14.03.2016 // САЗ 16-11).

Как известно, конституционный порядок в государстве зависит от правильной и последовательной реализации принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов. Однако на пути достижения этого баланса зачастую происходят разные события, как правило негативно отражающиеся на жизни государства в целом. Это принимает форму ожесточенной открытой или латентной (скрытой) борьбы за сферы влияния и расширение полномочий в сторону исполнительной или законодательной власти. Для предотвращения подобных ситуаций органы каждой ветви власти должны четко знать и выполнять свои права и обязанности в соответствии с Конституцией и действующим законодательством, а если современные реалии вызывают необходимость коррекции компетенции и полномочий указанных органов, проводить это исключительно в рамках правового поля.

Создание согласительных комиссий, состоящих из представителей органов законодательной, исполнительной, а при необходимости - и судебной ветвей власти с целью оптимизации и совершенствования деятельности властных структур, - один из лучших вариантов в данном случае.

После внесения изменений в действующую Конституцию ПМР в 2001 г. в рамках гармонизации приднестровского законодательства с российским Президент ПМР стал арбитром между всеми ветвями власти, а исполнительную власть стал возглавлять Председатель Правительства ПМР, кандидатуру которого по представлению Президента утверждает Верховный Совет ПМР. Таким образом, несмотря на то что пунктом 1 ст. 55 Конституции ПМР все еще предусмотрено, что Приднестровская Молдавская Республика является президентской республикой, конституционная реформа 2009 - 2011 гг. положила начало президентско-парламентской форме правления в ПМР. Подобная форма правления обязывает к координации и согласованному взаимодействию законодательной и исполнительной ветвей власти с целью укрепления государственности республики и совместного решения возникающих и становящихся все более острыми в связи со сложной политической обстановкой социально-экономических проблем.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 72 Конституции ПМР Президент ПМР вправе ввести режим законодательной необходимости при рассмотрении наиболее важных законодательных актов, требующих рассмотрения и принятия их Верховным Советом ПМР в кратчайшие сроки. При введении такого режима Верховный Совет ПМР обязан приостановить рассмотрение иных законопроектов, кроме внесенного в режиме законодательной необходимости. Законопроект, внесенный Президентом в режиме законодательной необходимости, должен быть рассмотрен и принят либо отклонен в установленном порядке на заседании сессии Верховного Совета ПМР и в согласованные с Президентом ПМР сроки. Однако в последний год работы Верховного Совета ПМР V созыва и в период исполнения полномочий действующим Президентом ПМР им было направлено огромное количество законопроектов в указанном режиме, за весь период президентства - 293 законопроекта, что составило 74% от их общего количества <7>. Подобные действия парализовали всю работу законодательного органа республики, при этом порождали поводы упрекнуть парламентариев в бездействии и полной безрезультатности их работы.

<7> Официальный сайт Верховного Совета ПМР. URL: vspmr.org. См.: Обоснование (пояснительную записку) к проекту Конституционного закона ПМР "О внесении изменения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики", проекту Закона ПМР "О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской республики", внесенному на рассмотрение Комитетом по законодательству, правоохранительным органам, обороне, безопасности, миротворческой деятельности, защите прав и свобод граждан 10 февраля 2016 г.

Учитывая, что далеко не все из предложенных Президентом ПМР к рассмотрению в режиме законодательной необходимости законопроектов были реально значимыми, чтобы откладывать на длительный период рассмотрение запланированных Верховным Советом ПМР законопроектов, парламентарии предложили внести соответствующие изменения в текст Конституции ПМР, чтобы глава государства не злоупотреблял подобным правом. Компромисс был найден не в полном лишении Президента ПМР данного права, но в четком указании в тексте конституционной нормы случаев, когда и на каких основаниях может быть введен такой режим. Это связано с тем, что формулировку из ст. 55 Основного закона ПМР "наиболее важных законодательных актов" можно толковать по-разному. В настоящее время проект соответствующих изменений в Конституцию ПМР рассматривается парламентом Приднестровья.

Говоря о том, сколько субъективных факторов препятствует грамотному взаимодействию органов государственной власти и управления, следует помнить, что разделение властей в государстве предполагает не существование многих видов государственной власти, а наличие единой государственной власти, исходящей от народа, и ее ветвей; это означает, что в строгом смысле слова надо говорить о разделении "власти", а не разделении "властей". Единая государственная власть не только исходит от народа, но и предполагает его участие в осуществлении власти; таким образом, разделение властей в государстве включает также и непосредственное народовластие, и осуществление государственной власти специальными органами государства <8>. И регулярные встречи парламентариев со своими избирателями этому активно способствуют.

<8> Современные проблемы организации публичной власти: Кол. монография / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 65.

В заключение стоило бы отметить, что разделение властей предполагает не только распределение функций и полномочий между субъектами властной деятельности, но и систему их взаимного влияния, т.е. сдержек и противовесов. Этот фактор должен быть решающим при создании тех или иных систем публичной власти: необходимо предусмотреть возможности их влияния на властные институты и, в свою очередь, воздействия на них с разных сторон <9>.

<9> Там же. С. 67.

Главное во всем этом - истинное служение своему народу - источнику власти и государству, а разумное сочетание развитого парламентаризма с элементами президентской республики в приднестровских условиях, на мой взгляд, вполне возможно и более чем приемлемо с учетом того, что сегодня происходит в соседних республиках, да и во всем мире.

Литература

  1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. (текущая редакция по состоянию на 20.05.2016).
  2. Закон ПМР "О Регламенте Верховного Совета ПМР" N 57-3-111 от 24 октября 2001 г. (текущая редакция по состоянию на 12.04.2016 // САЗ 16-14).
  3. Указ Президента ПМР от 3 августа 2012 г. N 515 "Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики" // САЗ 12-32 (с изм. от 14.03.2016 // САЗ 16-11).
  4. Современные проблемы организации публичной власти: Кол. монография / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014.