Мудрый Юрист

Организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и ее правовое регулирование в современных условиях

Параносенков Павел Михайлович, начальник 1 отдела УПП УРЛС ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье рассмотрены и предложены регулирующие и правовые инициативы, направленные на развитие и дальнейшее реформирование кадровой политики правоохранительных органов в соответствии со стратегией развития государства и мира на современном этапе.

Ключевые слова: правоохранительные органы, кадровая политика, кадры, профессиональная подготовка, правовое регулирование, полиция.

Arrangement of Professional Education for Law Enforcement Officials and its Legal Regulation in Modern Conditions

P.M. Paranosenkov

Paranosenkov Pavel M., Head of the 1st Department of the Professional Training Office of the Personnel Management Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow, Internal Services Major.

In the article the author considered and proposed regulatory and legislative initiatives aimed at the development and further reform of the human resources policy of law enforcement agencies in accordance with the strategy of development of the country and the world at the present stage.

Key words: law enforcement agencies, personnel policy, personnel, training, legal regulation, police.

В условиях расширяющихся международных процессов глобализации во многих странах происходит рост антисоциальных явлений и человеческой агрессии: безработицы, снижения качества жизни, убийств мирных граждан, террористических актов, похищения людей, сексуального насилия, воровства, коррупции, фактов мошенничества и грабежей в особо крупных размерах, незаконного оборота наркотиков и других преступных посягательств.

Опасной и устойчивой тенденцией в мире стало участившееся использование силы в качестве и первого, и последнего аргументов при разрешении конфликтных и спорных ситуаций. Мы стали свидетелями никем и ничем не сдерживаемой политической, экономической, идеологической, подрывной и иной негативной активности, экспансии и даже военной агрессии со стороны ряда государств, сил и движений, добивающихся перестройки и передела мира только на удовлетворяющих их началах и условиях. Обратим внимание на то, что все это происходит на фоне и в условиях усилившегося влияния различных религиозных концепций и взглядов на мир, а также на общественно-политические проблемы, личную жизнь и безопасность граждан многих стран.

Опасным явлением в общественно-политической жизни многих стран и народов сегодня стало сознательное наращивание различными экстремистскими группами и движениями усилий по использованию религиозных чувств людей и сепаратистских настроений в качестве мощного мировоззренческого и организующего средства для мобилизации их на беспощадную борьбу с людьми других религиозных конфессий и этнонациональных групп и сообществ.

Современный терроризм стал весьма заметным явлением, сопровождающим развитие военно-политических процессов в разных регионах мира, масштабный характер которого предопределен существенным ростом противоречий, экстремизма и враждебности в современном мире.

Какие задачи в связи с вышеописанными новыми реалиями и тенденциями в международной жизни стоят перед Россией? Как в новых условиях реагировать на внутренние и внешние вызовы и угрозы нашим национальным интересам и безопасности?

Данные, изложенные в статье, должны способствовать более целенаправленному и объективному рассмотрению содержания и характера геополитических процессов современного мира, более полному раскрытию вызовов и угроз национальным интересам и нашей внутренней безопасности, а также росту национального самосознания и понимания своего долга перед обществом.

Достижение указанных целей не может быть реализовано без обеспечения безопасности граждан, защиты от преступности и терроризма, а также обязательного соблюдения их прав и свобод. Все эти функции возложены на различные правоохранительные структуры и в первую очередь полицию, которая является неотъемлемой частью всего нашего общества, поэтому происходящие перемены в мире требуют изменений в стратегии и тактике управления не просто всей правоохранительной системой, но и каждым отдельным направлением.

В условиях глобальных изменений и процессов, в связи с развитием коммуникационных технологий, автоматизацией общества и сфер обслуживания, а также техническим перевооружением преступников сотрудники полиции сталкиваются со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых зависит от их профессиональных действий в строгом соответствии с законом, основанных на имеющихся у них навыках и знаниях, формирование которых должна обеспечивать эффективная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В связи с прогрессирующим ростом преступности в мире вопрос не только подготовки кадров, но и ее нормативно-правового регулирования для правоохранительных органов становится своего рода стратегической задачей. Работа с кадрами является одним из сложных видов деятельности, требующей комплексного подхода при решении управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных, психологических и других задач.

В связи с изложенным особую значимость приобретают концептуальные и стратегические цели кадрового обеспечения, возрастает потребность в высококвалифицированных полицейских кадрах. Кадровая стратегия развития правоохранительных структур, подкрепленная современной правовой базой сферы регулирования, должна разрабатываться и развиваться как единое целое и представлять составную и неотъемлемую часть государственной кадровой политики. В настоящее время одним из направлений политики должно являться реформирование силовых структур, направленное на создание условий, при которых личность, общество и государство будут надежно защищены и от преступных посягательств, и от внешних угроз. Сегодня ставится вопрос не просто об улучшении работы с кадрами полиции, а о серьезном обновлении всей кадровой политики как действенном инструменте влияния на развитие всех сфер демократического общества.

Основными стратегическими направлениями реализации кадровой политики органов внутренних дел Российской Федерации должны являться комплектование правоохранительных органов квалифицированными и компетентными сотрудниками, развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение эффективности профессионального обучения личного состава. Сегодня решение данной проблемы предполагает использование современных методик организации учебного процесса, введение эффективного контроля за уровнем знаний обучаемых и улучшение системы обучения кадров руководящего звена.

В целях развития и совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов должна быть сформирована нормативная правовая база, которая позволит сформировать облик специалиста в области правоохранительной деятельности, отличающегося прежде всего высоким интеллектом и новым мышлением, способного восстановить авторитет и доверие граждан к полиции в целом и ее сотрудникам в частности. Для того чтобы противостоять преступности и современному терроризму, необходимы сотрудники, которые по уровню своей подготовки и нравственным качествам могли бы обеспечить безопасность своих граждан. Достижение данной цели возможно лишь при наличии действенных приказов и распоряжений, четких целей, продуманных и выверенных методов реформирования структур полиции, представления содержания подобной деятельности и последствий реформ для государства и общества.

В целях дальнейшего реформирования и выработки новых подходов к противодействию современным угрозам необходима разработка и реализация Концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных структур, в которую должно быть включено лучшее из положительного опыта прошлых лет, учтены мнения как руководителей, так и рядовых сотрудников полиции, проанализирован мировой опыт. Документ должен характеризовать систему взглядов, приоритетов и правил реализации кадровой политики, основные пути развития системы работы с кадрами. Главной целью вышеуказанной концепции должно являться определение стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом на предстоящее десятилетие, основных путей и методов модернизации системы, а также совершенствования правового регулирования.

Необходимо отметить, что изучение стратегического планирования, его особенностей и этапов позволит решить проблему управления и повысить эффективность практики стратегического управления кадровой политикой в правоохранительных органах, где важное место отводится персоналу, в частности, повышению уровня его компетентности.

При стратегическом планировании кадрового процесса важное место отводится анализу перспектив, выявлению опасностей и угроз, исходящих из внешнего окружения и внутренней среды, а также возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Таким образом, профессиональная подготовка кадров для правоохранительных органов должна встать на твердую почву анализа и прогноза действительных потребностей в поддержании безопасности и правопорядка, при этом основываясь на актуальной правовой базе.

Разработка Концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных структур - не кратковременная кампания, а дело среднесрочной перспективы. Представляется, что это будет совокупность целенаправленных программно-управленческих мер по мобилизации всех кадровых ресурсов полицейских структур.

Как показывает анализ практики, в настоящее время необходимы программы развития, в которых содержатся краткосрочный (на период до 12 месяцев), среднесрочный (на период от одного до пяти лет) и долгосрочный (на 5 - 10 лет) прогнозы потребности в полицейских кадрах (качественных и количественных) для обеспечения выполнения задач, поставленных перед правоохранительными органами. Определение потребностей в кадрах необходимо проводить на основе всесторонних и глубоких прогнозов криминогенной обстановки. При этом необходимо учитывать и то, что показатели деятельности полиции, повышение их эффективности зависят не столько от количественного состава работников, сколько от качества организации управления ими, оптимизации организационной структуры подразделений, уровня их подготовки, повышения квалификации и действующих нормативных правовых документов. Формы и методы планирования потребности в кадрах, практиковавшиеся до сих пор, характеризуются недостаточной научной обоснованностью и правовым регламентированием, а управленческие решения в кадровой сфере слабо согласуются по времени и промежуточным целям. Зачастую в них отсутствует комплексность.

Совершенствование и повышение эффективности деятельности полиции в современных условиях в значительной мере зависят от профессионального управления ими, от широкого применения в работе научно обоснованных принципов и методов планирования, поэтому рассмотрение стратегического планирования с позиции науки управления представляется своевременным и актуальным.

Профессиональная подготовка управленческих кадров является высокорентабельным вложением государственных средств, поскольку обеспечение правопорядка и экономической безопасности позволяет проводить меры по экономическому росту и повышению благосостояния населения, т.е. создает условия для общественного развития. Система профессиональной подготовки полиции должна стать единой, многофункциональной, многоуровневой, гибкой, эффективной и менее затратной.

Изложенные в статье оценки и тезисы указывают на определенные обобщения и выводы.

Современная ситуация не стала более стабильной и безопасной, с начала текущего столетия число вызовов и угроз безопасности и независимому развитию многих стран возросло. Спектр этих вызовов и угроз стал заметно шире, чем это было прежде. Это угрозы терроризма, вызовы сепаратизма и экстремизма, рост межконфессиональной и межнациональной напряженности, неуправляемые никем и ничем миграционные потоки, наркотики, возросшие масштабы контрабандных операций и теневой экономики.

Претерпевают изменения формы и способы воздействия на развитие обстановки и геополитической ситуации в целых регионах. На смену самонадеянному и грубому силовому вмешательству во внутренние дела все чаще приходят более изощренные формы и способы действий.

Таким образом, разработка Концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных структур, подкрепленная новейшей законодательной базой правового регулирования, позволит создать стабильный высокопрофессиональный кадровый корпус современной полиции, соответствующий современным социальным, политическим, экономическим требованиям, и способный решать задачи, поставленные обществом.

Формирование высокоинтеллектуального и профессионального корпуса сотрудников полиции является одной из приоритетных стратегических целей настоящего времени, а неукоснительное соблюдение ими законности, свобод и прав граждан обеспечат решение задач по поддержанию мира и правопорядка, укреплению престижа и авторитета правоохранительных органов.