Мудрый Юрист

Новый административный регламент по программам для эвм и базам данных: что изменилось?

Зимин В., кандидат юридических наук (г. Москва).

В представленной статье вице-президента - главного эксперта ООО "Национальное бюро экспертизы интеллектуальной собственности", председателя правления Всероссийской общественной организации "Ассоциация независимых экспертов в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности" В. Зимина исследуются преимущества и недостатки нового Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов, вступившего в силу 18 июля 2016 г.

Ключевые слова: авторское право, программы для ЭВМ, базы данных, Роспатент, регистрация программ для ЭВМ и баз данных.

The publication by V. Zimin (Ph. D. in Law), vice president and chief expert at "National Bureay of intellectual property expert analysis" company, chairman of executive board of the All-Russian Association of independent experts in legal protection of intellectual property, deals with the advantages and disadvantages of the new Administrative Regulations of the Federal Service for Intellectual Property for the state service of the state registration of computer software and databases and issuing of certificates of state registration of the computer programs, databases, and their duplicates, effective starting July 18, 2016.

Key words: copyright, computer programs, databases, Rospatent, registration of computer programs and databases.

На официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 июля 2016 г. был опубликован Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 210 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов" <1> (далее - новый Административный регламент), который вступил в силу 18 июля 2016 г.

<1> Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 210 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607070027 (дата обращения: 22.07.2016).

В тот же день вступил в силу и Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2016 г. N 211 <2>, которым утверждены Правила оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных (далее - Правила оформления заявки), Правила составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их форм (далее - Правила составления документов), а также целый ряд иных документов, связанных с регистрацией программ для ЭВМ и баз данных.

<2> Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 211 "Об утверждении Правил оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных, Правил составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их форм, Порядка государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин и базы данных, Перечня сведений о зарегистрированной программе для электронных вычислительных машин или базе данных, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, формы свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, формы свидетельства о государственной регистрации базы данных" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607070021 (дата обращения 22.07.2016).

Новый Административный регламент и сопутствующие ему нормативные акты пришли на смену Административному регламенту исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. N 324 <3> (далее - Административный регламент 2008 г.).

<3> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 года N 324 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных" (документ утратил силу) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 02.02.2009. N 5.

Вступившие в силу нормативные акты отличаются значительной проработкой многих вопросов, не урегулированных ранее, и содержат в себе несколько достаточно важных изменений.

Так, п. 1 Правил составления документов предусматривается, что для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) должны быть представлены следующие документы:

Самым значимым и ожидаемым новшеством стала возможность представления на депонирование в Роспатент полного исходного кода программы для ЭВМ.

Согласно п. 2.1 Правил оформления заявки (документов и материалов), представляемой на регистрацию, являющихся приложением N 5 к утратившему силу Административному регламенту 2008 г., материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, должны были представляться в форме распечатки исходного текста (полного или фрагментов) в объеме до 70 страниц, а в соответствии с п. 2.2 данного документа в целях идентификации регистрируемой базы данных следовало представлять в Роспатент материалы, отражающие объективную форму представления совокупности содержащихся в ней самостоятельных материалов и принципы их систематизации, позволяющие осуществить нахождение и обработку этих данных с помощью ЭВМ, в объеме до 50 страниц.

В настоящее время данное ограничение снято, и в силу п. 27 Правил оформления заявки депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, с 18 июля 2016 г. представляются в форме полного исходного кода (или его фрагментов) или иной форме, присущей языку программирования, на котором написана программа, в объеме, достаточном для ее идентификации. Ограничение на количество страниц депонируемых материалов баз данных также не установлено Правилами оформления заявки.

Существовавшее ранее искусственное ограничение количества страниц депонируемых материалов вряд ли можно было признать обоснованным, поскольку 70 страниц кода - это в большинстве случаев лишь незначительная часть полного исходного кода программы для ЭВМ, которая далеко не во всех случаях может идентифицировать последнюю.

Для того чтобы понять значимость устранения верхней планки числа страниц депонируемых материалов, следует обратиться к основному предназначению государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных факультативна и имеет свои преимущества и недостатки [2, с. 29 - 46]. На основании п. 6 ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Как считает Э.П. Гаврилов, "произведенная регистрация подтверждает, что на определенную дату заявитель сделал заявление о том, что он владеет исключительным авторским правом на объект, представленный им на регистрацию (на задепонированный материал)" [1, с. 201 - 202].

<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

Таким образом, с помощью государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных заявитель получает подтверждение факта существования соответствующего объекта и включение в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных сведений о нем в качестве правообладателя.

В случае возникновения спора по поводу зарегистрированной программы или базы данных суд имеет возможность запросить у Федеральной службы по интеллектуальной собственности депонированный материал для того, чтобы, например, поставить перед экспертизой вопрос о том, используется ли ответчиком по делу именно та программа для ЭВМ или база данных, которая была зарегистрирована истцом в Роспатенте. Разумеется, для подобной цели необходим как можно больший объем депонированных материалов, поскольку сопоставление лишь незначительного фрагмента кода может не позволить сделать верный вывод об использовании или неиспользовании программы для ЭВМ или базы данных.

В связи с этим возможность задепонировать полный исходный код программы видится чрезвычайно полезным нововведением, призванным наполнить регистрацию тем смыслом, который изначально вкладывался в данную государственную услугу, и облегчить правообладателям доказывание фактов нарушений их прав.

При этом следует отдельно отметить, что Правила оформления заявки устанавливают необходимость представления депонируемых материалов на электронном носителе даже в случае подачи заявки на бумаге. Так, в силу п. 29 Правил оформления заявки при подаче заявки на регистрацию на бумажном носителе депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, исключая реферат, представляются в электронной форме на машиночитаемом носителе в формате PDF/A.

Указанная возможность призвана облегчить хранение депонированных материалов, однако она также позволяет упростить подготовку документов для государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных и значительно облегчить труд эксперта (в случае передачи материалов эксперту для проведения судебной экспертизы), который будет избавлен от необходимости сканировать и распознавать исходный код, зафиксированный на бумажном материальном носителе для проведения его сопоставления с кодом другой программы или проверки ее функционирования.

Несколько изменен перечень сведений, указываемых в реферате.

Согласно п. 30 Правил оформления заявки в автореферате приводятся следующие сведения:

Реферат должен быть изложен простым и понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания языком и содержать более 900 знаков.

Необходимо учитывать, что во вступивших в силу новом Административном регламенте, Правилах оформления заявки и Правилах составления документов значительное внимание уделяется персональным данным. В дополнение к указанию на содержание персональных данных в программе для ЭВМ и базе данных в реферате (в случае их наличия) и к согласию субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку их персональных данных к материалам заявки, в графе 3 заявления о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных должно быть указано наличие или отсутствие в регистрируемом объекте персональных данных, при этом в случае, если регистрируемая программа для ЭВМ или база данных содержит персональные данные, то указывается регистрационный номер заявителя в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" <5>. Подобной графы в старом бланке не существовало и уведомлять Роспатент о регистрации в Роскомнадзоре не требовалось.

<5> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 29.07.2006. N 165.

Изменение претерпели и способы подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Пункт 20 нового Административного регламента предусматривает, что материалы заявки могут быть представлены в Роспатент:

По сути, данные формулировки лишь закрепляют уже существовавшие возможности, регламентация которых отсутствовала в Административном регламенте 2008 г., при этом отменены уже длительное время не применявшиеся на практике нормы о возможности подачи заявки непосредственно в подразделение, за которым закреплены функции по приему заявок на регистрацию, их проверке и регистрации.

Правила составления документов в подп. 1 (в) п. 2 предусматривают, что в Роспатент может быть подано ходатайство о внесении изменений в связи с изменением состава авторов (в связи с тем, что один или несколько авторов не были указаны в заявлении в качестве таковых и (или) ранее в качестве авторов были указаны лица, не являющиеся таковыми), что достаточно удобно для заявителя. При этом к такому ходатайству должны быть приложены заменяющие листы заявления и (или) дополнения к заявлению и титульного листа депонируемых материалов, документ, подтверждающий получение заявителем согласия вновь указываемых авторов на обработку их персональных данных (если в заменяющем листе заявления не сделано соответствующее указание заявителем), а также соглашение авторов, подтверждающее их согласие с изменением состава авторов и отсутствие спора между ними, подписанное всеми ранее указанными и вновь указываемыми в качестве авторов лицами.

Еще одним существенным новшеством стало увеличение времени рассмотрения заявки почти в полтора раза. В силу п. 13 нового Административного регламента срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных и выдачи свидетельства составляет шестьдесят два рабочих дня с даты приема заявки.

Утративший силу Административный регламент 2008 г. предусматривал, что проверка наличия в заявке на регистрацию необходимых документов и материалов и их соответствия установленным требованиям осуществляется в двухмесячный срок с даты поступления заявки на регистрацию (п. 23), а почтовое отправление с уведомлением о государственной регистрации и свидетельством о государственной регистрации направляется по адресу для переписки, указанному заявителем, не позднее чем в трехдневный срок с даты государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных (п. 66).

Не совсем понятно, чем обосновано подобное увеличение сроков, поскольку все ведомства в настоящее время стремятся, наоборот, их значительно сократить. Наибольший прогресс в данной сфере был достигнут Федеральной налоговой службой РФ - 29 декабря 2015 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <6>, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ <7>, которые сократили срок государственной регистрации юридических лиц при их создании до трех рабочих дней с даты представления необходимых документов в регистрирующий орган.

<6> Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 02.06.2016) // Российская газета. 10.08.2001. N 153 - 154.
<7> Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.07.2015. N 27. Ст. 4000.

Таким образом, в настоящее время срок государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных превышает срок государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц более чем в 20 (!) раз. Данный факт не может не вызывать беспокойства, в связи с чем видится целесообразным изучить возможность оптимизации соответствующих процессов в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

В заключение следует сделать вывод о том, что порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных после вступления в силу Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 210 и N 211 не претерпел радикальных изменений. Основным преимуществом модернизированной системы является полученная заявителями возможность депонировать любой объем материалов, идентифицирующих регистрируемый объект, а наиболее значимым недостатком стало увеличение срока рассмотрения заявки Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Литература

  1. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 973 с.
  2. Корнеев В.А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав. М.: Статут, 2010. 165 с.