Генеральная прокуратура Российской Федерации и следственный комитет Российской Федерации как объекты общественного контроля
Гриб Владислав Валерьевич, доктор юридических наук, профессор.
В статье в качестве объектов общественного контроля рассматриваются Генеральная прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации, анализируются полномочия органов прокуратуры Российской Федерации. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить характеристику форм общественного контроля за деятельностью органов прокуратуры. Автор делает вывод о том, что Генеральная прокуратура РФ и ее органы, как и Следственный комитет России, отличаются, например, от федеральных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов большим иммунитетом в отношении ряда форм общественного контроля, что объясняется их особым правовым статусом, закрепленным в Конституции РФ и соответствующих законах.
Ключевые слова: Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Правительство РФ, законодательство, общественный контроль.
State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation and Investigation Committee of the Russian Federation as Public Control Objects
V.V. Grib
Grib Vladislav V., Doctor of Law, Professor.
The article considers the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation and the Investigation Committee of the Russian Federation as public control objects, analyzes the powers of the prosecutor's office authorities of the Russian Federation. The author determined the attempt to evaluate the characteristics of forms of the public control over the prosecutor's office authorities activity as the research task. The author makes a conclusion that the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation and its authorities, as well as the Investigation Committee of Russia, differ from, for instance, the Federal Authorities of Executive Power of the Russian Federation and its subjects in bigger immunity in respect to a number of forms of public control, this being explained by their special legal status fixed in the Constitution of the Russian Federation and respective laws.
Key words: State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, Investigation Committee of the Russian Federation, Government of the Russian Federation, legislation, public control.
Анализируя полномочия органов прокуратуры, важно обратить внимание на положения ст. 2 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Кроме того, органы прокуратуры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Наконец, органы прокуратуры РФ наделены полномочием участвовать в правотворческой деятельности.
В свете анализа публичного характера полномочий органов прокуратуры важно отметить положения ст. 6 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение указанных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Изложенное наглядно свидетельствует об особом правовом статусе органов прокуратуры, которые, юридически не являясь органами государственной власти, все же обладают в соответствии с федеральным законом определенными публичными полномочиями.
Общественный контроль за деятельностью органов прокуратуры осуществляется в следующих формах:
- предоставление информации о деятельности органов прокуратуры РФ.
Предоставление информации о деятельности органов прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 31 мая 2011 г. N 153 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" (ред. от 16.05.2014) <1>. На региональном уровне приняты соответствующие инструкции о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов прокуратуры субъекта РФ и перечни информации о деятельности прокуратуры субъекта РФ, размещаемой на официальном сайте прокуратуры субъекта РФ в сети Интернет <2>.
<1> Законность. 2011. N 10.<2> Приказ прокурора области от 19 октября 2011 г. N 108 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов прокуратуры Волгоградской области". URL: http://volgoproc.ru/.
Доступ к информации о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации обеспечивается путем:
- обнародования (опубликования) информации в средствах массовой информации;
- размещения информации на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и сайтах органов прокуратуры в сети Интернет;
- размещения в занимаемых органами прокуратуры Российской Федерации зданиях (помещениях) в специально отведенных местах информации о своей деятельности и предоставления ее по справочным (контактным) телефонам;
- присутствия граждан, представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на мероприятиях, проводимых органами прокуратуры в установленном порядке;
- предоставления пользователям информации по их запросу информации о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации;
- другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация о деятельности органов прокуратуры размещается на официальных сайтах соответствующих органов <3>;
<3> URL: http://genproc.gov.ru/, http://www.mosproc.ru/, http://procspb.ru/.- участие представителей общественности в заседаниях органов прокуратуры РФ; организация публичных встреч, совместных совещаний.
Обязанность органов прокуратуры обеспечить участие представителей общественности в ходе своих заседаний законодательного закрепления не получила ни для граждан, ни для общественных организаций, ни для членов Общественной палаты РФ. Вместе с тем в соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" (ред. от 22.04.2011) <4> органам прокуратуры предписано активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан, обращая при этом внимание на правовую основу для разрешения наиболее значимых проблем, разъясняя социальную сущность и конкретное содержание нормативных предписаний. В целях реализации данных положений на практике органы прокуратуры нередко заключают различные соглашения о сотрудничестве, на базе которых представители общественных палат субъектов, граждане и представители общественных организаций приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры. В частности, такие соглашения заключены в Республике Бурятии <5>, Республике Дагестан <6> и ряде других субъектов РФ;
<4> Законность. 2008. N 10.<5> URL: http://prokura-tura-rb.ru/?p=10399.
<6> URL: http://dagproc.ru/index.php?id=32&tx_ttnews[tt_news]=2038.
- предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Реализация данной формы общественного контроля осуществляется в соответствии с ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (вместе с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования) (ред. от 15.07.2015);
- направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти.
В контексте данной формы общественного контроля целесообразно использование следующих механизмов.
- Оспаривание нормативных правовых актов в судебном порядке, а именно:
- в порядке гл. 23 "Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" АПК РФ;
- в порядке гл. 21 "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" КАС РФ.
- Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц:
- в порядке гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ;
- в порядке гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ;
- в порядке гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ;
- в порядке гл. 30 "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ;
- в порядке гл. 16 "Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство" УПК РФ.
- Оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использование иных внесудебных процедур урегулирования споров.
- Привлечение должностных лиц органа прокуратуры к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
- Направление обращений в международные и региональные организации;
- опрос граждан о деятельности органов прокуратуры РФ.
Опрос граждан о деятельности органов прокуратуры проводится общественными организациями достаточно часто. В качестве примера можно привести опрос общественного мнения о деятельности органов прокуратуры, проведенный Северо-Осетинским центром социальных исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук <7>;
<7> Дзуцев Х.В. Общественное мнение о деятельности правоохранительных органов Российской Федерации // Наука - Культура - Общество. 2008. N 3.- участие представителей общественности в советах, созданных при органах прокуратуры РФ.
Общественные советы получили достаточно широкое распространение в системе органов прокуратуры.
На уровне Генеральной прокуратуры РФ создан и функционирует Научно-консультативный совет, деятельность которого регулируется Положением, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 3 января 1996 г. N 1 <8>.
<8> Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999.В соответствии с данным Положением Научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, оказывающим научное содействие органам прокуратуры Российской Федерации в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Среди основных полномочий общественного совета можно выделить следующие:
- обсуждение и выработка научно обоснованных рекомендаций по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики;
- выработка предложений по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, предварительного следствия, государственного обвинения в суде;
- обсуждение по поручению Генерального прокурора РФ проектов законодательных и иных актов, по которым в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене;
- дача по поручению Генерального прокурора РФ экспертных заключений по поступившим в Генеральную прокуратуру проектам законодательных актов, подготовленных компетентными органами;
- выработка совместно с другими правоохранительными органами согласованных позиций по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка;
- проведение по поручению Генерального прокурора РФ научных экспертиз по спорным или недостаточно урегулированным вопросам применения законов, разработка соответствующих рекомендаций.
Общественные советы также активно создаются и при органах прокуратуры субъектов РФ. В частности, общественные советы созданы при прокуратуре Санкт-Петербурга, прокуратуре Ленинградской области, при прокуроре г. Москвы, при прокуратуре Липецкой области и др.
Также достаточно активно при органах прокуратуры субъектов РФ создаются специальные общественные советы, оказывающие содействие и помощь прокуратурам субъектов РФ по различным вопросам. В качестве примера можно привести Общественный совет по защите прав предпринимателей при прокуроре г. Москвы, Общественный совет при прокуратуре Свердловской области по защите субъектов малого и среднего бизнеса, Общественный совет Амурской области по вопросам противодействия коррупции и др.
Правовой статус органов Следственного комитета РФ закреплен в ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которому Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Основными задачами Следственного комитета РФ являются:
- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
- разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Общественный контроль за деятельностью органов Следственного комитета РФ осуществляется в следующих формах:
- предоставление информации о деятельности органов Следственного комитета РФ; организация публичных встреч, совместных совещаний.
Предоставление информации о деятельности органов Следственного комитета РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Следственного комитета РФ, утвержденным Приказом СК РФ от 30 сентября 2011 г. N 137 <9>.
<9> Документ опубликован не был. URL: www.consultant.ru.Обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации доступа граждан и организаций к информации о деятельности Следственного комитета, кроме сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иной информации ограниченного доступа, возлагается на управление взаимодействия со средствами массовой информации, а также на руководителей подразделений центрального аппарата, территориальных и специализированных следственных органов.
Объем сведений о деятельности Следственного комитета, которые могут быть открыты для доступа граждан и организаций, определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, а порядок обеспечения доступа граждан и организаций к таким сведениям - нормативными правовыми актами Следственного комитета.
Основная информация о деятельности органов Следственного комитета РФ размещена на официальных сайтах соответствующих органов <10>.
<10> См., например: URL: http://sledcom.ru/, http://moscow.sledcom.ru/, http://spb.sledcom.ru/.В целях информирования общественности о своей деятельности органы Следственного комитета РФ осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации. Такое взаимодействие осуществляется в соответствии с Приказом Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью" <11>.
<11> Документ опубликован не был. URL: www.consultant.ru.В частности, согласно п. 1.6 указанного Приказа органам Следственного комитета РФ надлежит регулярно информировать население России о состоянии следственной работы, мерах по раскрытию преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, вызвавших повышенный общественный интерес, обеспечивая при этом достаточную информативность предоставляемых сведений, соблюдение требований закона и интересов следствия. Для этих целей им предписано использовать различные формы взаимодействия со средствами массовой информации: проведение личных встреч руководителей следственных органов, учреждений и организаций СК РФ с редакторами ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, с журналистами; организацию пресс-конференций и брифингов по наиболее актуальным вопросам; проведение встреч и круглых столов с представителями общественных объединений и религиозных организаций и др.;
- предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Реализация данной формы общественного контроля осуществляется в соответствии с ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (вместе с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования) (ред. от 15.07.2015);
- направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти.
В контексте данной формы общественного контроля целесообразно использование следующих механизмов.
- Оспаривание нормативных правовых актов в судебном порядке, а именно:
- в порядке гл. 23 "Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" АПК РФ;
- в порядке гл. 21 "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" КАС РФ.
- Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц:
- в порядке гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ;
- в порядке гл. 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ;
- в порядке гл. 16 "Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство" УПК РФ.
- Оспаривание решений, действий (бездействия) должностных лиц органов Следственного комитета РФ в вышестоящий в порядке подчиненности орган, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использование иных внесудебных процедур урегулирования споров.
- Привлечение должностных лиц органов Следственного комитета РФ к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
- Направление обращений в международные и региональные организации;
- опрос граждан о деятельности органов Следственного комитета РФ.
Опрос граждан о деятельности органов Следственного комитета РФ проводится систематически. Интересно отметить, что такой опрос проводится в соответствии с Приказом Следственного комитета РФ от 25 декабря 2015 г. N 122 "Об организации ежегодного конкурса работ представителей средств массовой информации по формированию объективного общественного мнения о деятельности Следственного комитета Российской Федерации" <12>. Как указано в Приказе, организация таких ежегодных конкурсов осуществляется в целях совершенствования взаимодействия Следственного комитета РФ при осуществлении мероприятий информационно-пропагандистского характера, направленных на объективное освещение деятельности Следственного комитета РФ и формирование позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства, повышения доверия общества к Следственному комитету РФ, формирования активной гражданской позиции по вопросам содействия следственным органам в раскрытии преступлений;
<12> Документ опубликован не был. URL: www.consultant.ru.- участие представителей общественности в советах, созданных при органах Следственного комитета РФ.
Определенная система общественных советов сложилась при органах Следственного комитета РФ.
На уровне Следственного комитета РФ созданы и функционируют:
Общественный совет, деятельность которого регулируется Положением, утвержденным Приказом первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 17 октября 2008 г. N 92 <13>;
<13> Документ опубликован не был. URL: www.consultant.ru.Научно-консультативный совет Следственного комитета Российской Федерации, деятельность которого регулируется Положением, утвержденным Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30 марта 2011 г. N 44 <14>.
<14> Документ опубликован не был. URL: www.consultant.ru.Общественный совет при Следственном комитете РФ является совещательным органом, созданным в целях привлечения представителей общественных, профессиональных и творческих объединений к разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения уголовного законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, претворения в жизнь принципа гласности и открытости деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения духовно-нравственного потенциала сотрудников Следственного комитета.
В свете реализации общественного контроля важно отметить следующие задачи Общественного совета при Следственном комитете РФ:
- участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, гражданских и общественных инициатив по актуальным вопросам деятельности Следственного комитета в области уголовного судопроизводства, защиты прав и свобод граждан;
- выработка рекомендаций Следственному комитету при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
- проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Следственного комитета, в том числе разрабатываемых Следственным комитетом;
- взаимодействие со средствами массовой информации в интересах всестороннего и объективного информирования населения об основных направлениях деятельности Следственного комитета.
Научно-консультативный совет Следственного комитета Российской Федерации является совещательным органом, образованным в целях научно-практического обеспечения решения основных задач, возложенных на Следственный комитет Российской Федерации. В целях реализации общественного контроля Научно-консультативный совет:
- разрабатывает научно обоснованные предложения по совершенствованию мер реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- обсуждает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Следственного комитета, и разрабатывает научно-практические, экспертные рекомендации;
- обсуждает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, по которым внесены предложения об их принятии, изменении, дополнении либо отмене;
- обсуждает и разрабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам предварительного следствия, процессуального контроля, а также обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;
- разрабатывает рекомендации по организации деятельности следственных органов в строгом соответствии с нормами уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об оперативно-разыскной деятельности, а также иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности Следственного комитета;
- разрабатывает механизмы законодательного и организационно-управленческого совершенствования деятельности Следственного комитета.
При следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации по субъектам РФ также выработалась целая система общественных советов, деятельность которых регламентируется самостоятельными положениями, утверждаемыми приказами руководителей соответствующих следственных управлений.
Обобщая вышесказанное, важно отметить, что Генеральная прокуратура РФ и ее органы, как и Следственный комитет РФ, отличаются, например, от федеральных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов большим иммунитетом в отношении ряда форм общественного контроля, что объясняется их особым правовым статусом, закрепленным в Конституции РФ и соответствующих законах.
Литература
- Дзуцев Х.В. Общественное мнение о деятельности правоохранительных органов Российской Федерации // Наука - Культура - Общество. 2008. N 3.