Мудрый Юрист

Договор теплоснабжения как один из видов договоров энергоснабжения

Руфф Александра Юрьевна, аспирантка кафедры частного права Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), ведущий специалист по работе с потребителями юридической службы аппарата управления ПАО "Московская объединенная энергетическая компания".

В связи с тем что отношения по электро- и теплоснабжению фактически регулируются различными актами, важно определить, в каком случае должны применяться те или иные нормы законодательства. В статье А.Ю. Руфф обосновывается вывод о том, что в теплоснабжении приоритет в применении должны иметь специальные нормы о теплоснабжении, затем применяться нормы об энергоснабжении и только потом - общие положения о купле-продаже.

Ключевые слова: договор теплоснабжения, снабжение тепловой энергией, регулирование теплоснабжения.

Выделение договора энергоснабжения в самостоятельный вид договора купли-продажи предопределено особыми свойствами его объекта - энергии. В физическом смысле энергия - это одно из основных свойств материи, заключающееся в способности производить работу. С юридической точки зрения энергия как объект экономического оборота характеризуется такими специфическими свойствами, как бестелесная материальная природа, непрерывность процесса производства энергии и его неразрывная связь с ее транспортировкой и потреблением, невозможность накопления в значительном количестве и хранения <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография О.Ю. Шилохвоста "Спорные вопросы судебной практики по договорам энергоснабжения" включена в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2012.

<1> Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы судебной практики по договорам энергоснабжения: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С. 11.

В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения на рынках электрической и тепловой энергии. Однако многие из них имеют недостатки как юридико-технического, так и концептуального характера. Пробелы и противоречивость законодательства, безусловно, порождают сложности на практике. Количество споров в сфере тепло- и электроснабжения варьирует в различных субъектах РФ, но постоянно растет, судебная же практика не отличается единообразием. Ее обзоры и обобщения по рассмотрению споров в основном касаются административно-правовых или собственно гражданско-правовых вопросов, тогда как отношения по тепло- и электроснабжению имеют сложную правовую природу, включающую как частноправовые, так и публично-правовые элементы.

Важно также учитывать, что снабжение потребителей как электрической, так и тепловой энергией независимо от характера отношений и вида сделок, используемых для оборота энергии, представляет собой достаточно сложный комплекс связей, действий и их последствий. Например, с приобретением тепловых сетей, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, у их собственника или иного законного владельца сразу же появляются новые отношения с лицами, чьи энергоустановки присоединены к этим сетям. Собственник (или иной законный владелец) тепловых сетей оказывается правомочным и обязанным в отношениях с ними <2>.

<2> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5. С. 95, 96.

В отличие от Федерального закона "Об электроэнергетике" в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отсутствует определение рынка тепловой энергии, что, в свою очередь, свидетельствует о ранней стадии либерализации отношений в данной сфере. Оборот тепловой энергии на сегодня в России осуществляется в условиях административно контролируемой системы теплоснабжения, а не на основе рыночных начал, которым (возможно) еще только предстоит сформироваться.

Как отмечается в литературе, если на оптовом рынке электроэнергии и мощности с 2011 г. произошла либерализация поставок электроэнергии конечным потребителям, кроме населения, то рынок теплоснабжения сохраняет в соответствии с Законом о теплоснабжении все признаки локальной монополии <3>. В настоящее время 40% рынка принадлежит юридическим лицам, выделившимся в результате реорганизации РАО "ЕЭС России", остальная доля приходится на муниципалитеты и котельные предприятия <4>.

<3> Трачук А.В. Саморегулирование в инфраструктурных отраслях естественных монополий // Эффективное антикризисное управление. 2010. N 4 (63). С. 53.
<4> Ласкина Н.В., Камалтдинова Ю.Д. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СПС "Гарант".

Вообще вопрос о существовании и перспективах создания в России рынка тепловой энергии на сегодня остается открытым. Если следовать четырехступенчатой классификации рынков, предлагаемой в экономической литературе, то современное состояние рынка тепловой энергии можно охарактеризовать как переходное от монополии к олигополии. По смыслу статьи 12 Закона о теплоснабжении состояние конкурентности воспринимается скорее как исключение, нетипичная ситуация. И только на этот случай предусматривается определенная реакция со стороны государства - отмена ценового регулирования. Однако здесь, очевидно, присутствует порочный круг: как может сложиться конкуренция в рынке, который изначально полностью зарегулирован, в первую очередь в ценовом плане?

Другой важной особенностью рынка тепловой энергии является его одноуровневый характер (в отличие от рынка электроэнергии, который является двухуровневым). По существу, рынок как организованная структура (или несколько структур) в данном случае пока не создан. Вместе с тем, как представляется, такое положение вещей со временем должно измениться. Этому должны способствовать постепенная либерализация цен в отрасли и внедрение системы торговли правами на тепловую энергию.

Современный российский рынок тепловой энергии находится на более ранней стадии либерализации по сравнению с рынком электроэнергии. Низкая степень его либерализации проявляется в целом ряде параметров. Прежде всего принципиальной особенностью современного оборота тепловой энергии является присутствие государственного ценового регулирования в отношении тепловой энергии и услуг в сфере теплоснабжения <5>.

<5> См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 791.

Еще одним принципиальным отличием от сферы электроэнергетики является отсутствие жесткого разграничения видов деятельности, а также запрета на совмещение видов деятельности, на что, в частности, указывает определение теплоснабжающей организации, содержащейся в статье 2 Закона о теплоснабжении. Так, нормой подпункта 9 п. 1 ст. 7 данного Закона устанавливается только обязанность раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно Закону выделяются следующие виды деятельности в теплоснабжении:

  1. производство тепловой энергии (нерегулируемый вид деятельности);
  2. регулируемые виды деятельности:

Диспетчеризация не выделяется в самостоятельный вид деятельности, а рассматривается как особого рода управленческая деятельность, что представляется полностью обоснованным <6>. Важно отметить, что критерием для такого разделения служит не функциональное содержание соответствующей деятельности, а конкретные условия ее осуществления и субъектный состав отношений.

<6> См.: государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р) // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 622.

Вообще сама концепция регулируемого вида деятельности вызывает немало сомнений. По существу, регулирование сводится к тарифному и техническому регулированию. Установление в законодательстве этой категории направлено на обеспечение государственного участия в регулировании экономических процессов в данной сфере. Вместе с тем в случае с реализацией тепловой энергии необходимость регулирования обусловлена исключительно отсутствием условий для конкуренции, которые законодатель не считает необходимым создавать. При этом согласно Федеральному закону "О естественных монополиях" естественно-монопольным видом деятельности является только оказание услуг по передаче тепловой энергии, но никак не ее генерация и реализация. Веские основания недопущения конкуренции в данной сфере отсутствуют <7>.

<7> Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: Монография. М.: Статут, 2013. С. 269.

В связи с тем что отношения по электро- и теплоснабжению фактически регулируются различными актами, важно определить, в каком случае должны применяться те или иные нормы законодательства. Все высказанные в юридической литературе по этому поводу воззрения можно свести к двум позициям.

Первая из них представлена соображениями, которые исходят из приоритета специальных нормативных правовых актов по отношению к Гражданскому кодексу РФ и иным актам законодательства.

Таким образом, при теплоснабжении приоритет в применении сначала должны иметь специальные нормы о теплоснабжении, затем - нормы об энергоснабжении и только потом - общие положения о купле-продаже, а вот нормы ГК РФ о розничной купле-продаже непосредственно к отношениям теплоснабжения не должны применяться <8>.

<8> Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9, 10.

Сторонники сходной позиции приходят к выводу, что к отношениям по договору снабжения тепловой энергией правила ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное и если, следовательно, к отношениям по договорам теплоснабжения, не урегулированным ГК РФ, должны применяться законы и иные правовые акты о теплоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними <9>.

<9> Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 10.

Представители второй позиции отмечают негативную тенденцию отказа от приоритета норм ГК РФ перед иными правовыми актами, регулирующими отношения по снабжению потребителей ресурсами через присоединенную сеть, в том числе электрической и тепловой энергией. Кроме того, например, Е.В. Блинкова обращает особое внимание на вертикальную и горизонтальную иерархию источников правового регулирования отношений по теплоснабжению. К последней, по ее мнению, относится договорное регулирование как самостоятельный правовой способ организации конкретных индивидуальных договорных связей хозяйствующих субъектов, существующих наряду с нормативно-правовой регламентацией указанных отношений <10>.

<10> Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 17, 18.

Между тем необходимо учитывать, что для сферы договорного права определяющим является частный интерес. Его удовлетворение и защита потребовали закрепления и соответствующих правовых принципов: недопустимости вмешательства в частные дела, свободы распоряжения собственностью, свободы договора и т.д. Социальная значимость и тепловой, и электрической энергии обусловливает необходимость в отношениях по электро- и теплоснабжению не просто присутствия, а доминирования публичного интереса. И, как следствие, нормы, регулирующие указанные отношения, должны быть сформированы на основе других принципов. Специфические качества тепловой и электрической энергии, а также ее свойства, функции и роль в жизни нашей страны порождают своеобразную структуру правоотношений, особый баланс прав и обязанностей их участников, не совсем свойственный частноправовому регулированию. В связи с этим законодательство, регулирующее отношения по электро- и теплоснабжению, должно основываться на принципах, отличных от некоторых основных принципов гражданского законодательства, следовательно, в этом законодательстве должна найти отражение специфика регулирования отношений по электроснабжению и централизованному теплоснабжению, включая производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки.

В 1990-х гг. тепловая и электрическая энергии, являясь объектами экономического оборота, попали в сферу действия гражданского права. Гражданское законодательство регулирует оборот тепловой и электрической энергии постольку, поскольку оно регулирует оборот всех других объектов. Тепловая и электрическая энергии выступают в качестве объектов гражданских прав, и к ним применяются общие положения обязательственного права, которые касаются любых объектов гражданских прав. Вместе с тем отношения по электро- и теплоснабжению должны регулироваться нормами, которые учитывают их специфику как социальных объектов. Особый акцент необходимо делать на социальной значимости тепловой и электрической энергии. В отношениях, связанных со снабжением потребителей электрической и тепловой энергией, должен превалировать публичный интерес над частным. Такой взгляд на сложившуюся ситуацию в сфере электро- и теплоснабжения в наибольшей степени отвечает потребностям правовой регламентации социальных связей, корректен и юридически сбалансирован.

Проблема состоит еще в том, чтобы найти общий подход к регулированию отношений как по электроснабжению, так и централизованному теплоснабжению. В этих целях целесообразно разделить все отношения на рынках электрической и тепловой энергии на две группы: первая - отношения возникают на основании административно-правовых актов государственных органов, и гражданское право в данном случае неприменимо (например, регулирование тарифов); ко второй группе относятся частноправовые отношения, регулируемые как императивными, так и диспозитивными нормами.

С 30 июля 2010 г. вступил в силу Закон о теплоснабжении, за исключением отдельных норм. Его принятие связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими решение таких важнейших задач, какими являются обеспечение надежного и бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей на территории Российской Федерации.

Отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, обладают рядом особенностей, обусловливающих необходимость сохранения в ближайшей перспективе преимущественно государственного управления их развитием. К числу главных особенностей данного сектора экономики прежде всего относится его особая важность для обеспечения беспрепятственного и бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией. За более чем вековую историю развития теплоснабжения в России возник рынок тепловой энергии как сфера проявления экономических отношений по поводу обращения особого товара - тепловой энергии. Бесспорно, его развитие невозможно без разработки юридических моделей и институтов, адекватных характеру и природе развивающихся социально-экономических отношений. Значимость проблеме придает не только особая роль, которая в отечественной экономике традиционно принадлежит такой важной отрасли, как энергетика, но и жесткая зависимость от нее ряда других отраслей хозяйства. На протяжении всего периода развития гражданского права уровень правового регулирования отношений по теплоснабжению потребителей отличался явным несоответствием функциям и роли тепловой энергии в жизни общества. Достаточно сказать, что договор теплоснабжения как договорной тип конституировался вне рамок действовавших Гражданских кодексов посредством издания специальных ведомственных актов, относящихся к сфере теплоснабжения.

Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере теплоснабжения, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей тепловой энергией независимо от их гражданско-правовой природы, на теплоснабжающие и теплосетевые организации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов (как государственных, так и муниципальных).

Закон о теплоснабжении регулирует также вопросы использования, создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений и городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих, теплосетевых организаций. Подробно регулируются отношения теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, в том числе устанавливаются порядок подключения к системе теплоснабжения, а также содержание, порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения.

В Закон о теплоснабжении включены новые для российского законодательства институты и нормы: саморегулируемые организации (СРО) в сфере теплоснабжения, в полномочия которых входит выдача организациям теплоснабжения - членам СРО свидетельств о допуске к осуществлению определенных видов деятельности сфере теплоснабжения; принципы, методы и порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов власти разных уровней в области регулирования цен в сфере теплоснабжения; порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения, договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также соглашения об управление системой теплоснабжения и т.п.

Таким образом, несмотря на то что в целом можно говорить о возникновении в России рынков электрической и тепловой энергии как сферы проявления экономических отношений по поводу обращения особого товара, реформирование энергетики - процесс длительный. Требуется дальнейшее конструктивное совершенствование законодательства в этой области, направленное на более четкое правовое регулирование отношений в сфере теплоснабжения <11>.

<11> Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро- и теплоснабжения. М.: Инфра-М, 2011. С. 23, 24.

Библиография

Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

Ласкина Н.В., Камалтдинова Ю.Д. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СПС "Гарант".

Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро- и теплоснабжения. М.: Инфра-М, 2011.

Трачук А.В. Саморегулирование в инфраструктурных отраслях естественных монополий // Эффективное антикризисное управление. 2010. N 4 (63).

Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: Монография. М.: Статут, 2013.

Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография О.Ю. Шилохвоста "Спорные вопросы судебной практики по договорам энергоснабжения" включена в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2012.

Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы судебной практики по договорам энергоснабжения: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2015.