Мудрый Юрист

Таможенная ревизия по-русски заметки на полях нового таможенного кодекса

Илья Блинов, начальник правового отдела Московской западной таможни.

Господа бизнесмены и предприниматели, торгующие импортными товарами! В полку ваших проверяющих прибыло. Теперь, наряду с налоговым инспектором, санитарным врачом и др., в дверь вашего офиса может постучать таможенный инспектор и предъявить предписание о проведении проверки.

Пунктом 1 ст. 361 новой редакции Таможенного кодекса (далее - ТК РФ), который вступит в силу с 1 января 2004 г., установлено, что после выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке и форме, предусмотренных главой 35 ТК РФ.

Пункт 2 ст. 361 ТК РФ устанавливает срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Такой срок составляет 1 год с момента утраты этими товарами статуса товаров, находящихся под таможенным контролем. Перечень моментов, с которыми законодатель связывает случаи утраты этого статуса, установлен п. 1 ст. 360 ТК РФ. Согласно ее положениям срок 1 год может применяться после выпуска только к тем товарам, в отношении которых таможенные платежи уплачены полностью.

Пунктом 3 ст. 361 ТК РФ установлены исключения в отношении сроков проведения проверок таких товаров. Оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории РФ. Пресекательный срок в данном случае не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, в течение 3 лет с момента утраты вышеуказанного статуса.

Новый по продолжительности срок таможенного контроля после выпуска товаров (пост-контроль) является новеллой настоящего Кодекса.

Если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя, то возникают проблемы юридического, а также этического порядка. Сегодня проверка покупателей товаров на внутреннем рынке весьма сомнительна. По мнению ГТК России, по новому Кодексу это абсолютно нормальная форма проведения таможенного контроля. Она может быть применена к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью в области оптовой и розничной торговли импортными товарами. На основании действующей ст. 131 ТК РФ образца 1993 г. и аналогичной ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных таможенными кодексами. Подобная норма позволила ВАС РФ в 1995 г. вынести окончательный вердикт: все сделки, совершенные в нарушение этого правила, считаются ничтожными, поскольку не соответствуют закону. Покупка импортного товара, который не прошел таможенного оформления либо ввоз которого осуществлялся с нарушением установленного порядка, является сделкой, противоречащей закону.

Однако здесь возникает проблема так называемого "добросовестного приобретателя", которая до сих пор не решена.

То, что сделка незаконна, не означает, что таможенные органы имеют право отобрать такой товар у добросовестного приобретателя или потребовать от него уплатить таможенные платежи за этот товар.

Товар уже продан, и имущественные права добросовестного приобретателя защищаются (как показывает судебная практика) в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника.

Применить к добросовестному приобретателю какие-либо санкции или ограничения по владению, пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товаром, находившимся в обороте (пусть даже и незаконном) на территории РФ, таможенные органы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель незаконно ввезенного на территорию РФ товара знал о незаконности его ввоза.

В ТК РФ данная проблема разрешена следующим образом: если это коммерческая организация или предприниматель, то по гражданскому законодательству они несут определенный предпринимательский риск. Заранее презюмируется, что если лицо работает на устойчивое получение прибыли, то оно должно знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара. Согласно логике законодателя, предприниматель и коммерческая организация, непосредственно не участвовавшие во ввозе товаров, для таможенных органов являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером, и таможенные органы имеют право проводить у них проверки.

Думается, что окончательно эта проблема будет разрешена высшими судебными инстанциями, когда сформируется судебная практика по данному вопросу.

Основной формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной ревизии.

Пунктом 1 ст. 376 ТК РФ установлено, что таможенные органы проводят таможенную ревизию, то есть проверяют факт выпуска товаров, достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах. Таким образом, таможенная ревизия - это не что иное, как старый, известный пост-контроль, то есть таможенный контроль, осуществляемый после выпуска товаров, предусмотренный ранее ст. 193 ТК РФ образца 1993 г.

Статьей 376 ТК РФ установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизия также может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящего таможенного органа. Перед началом проведения таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна производиться.

Общая и специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный состав проверяемых лиц.

Общая таможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношении декларантов, а также лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ. То есть в отношении российских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещение производилось вне рамок сделки, совершенной российским лицом, у лиц, которые обладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такого перемещения и после него, срок проведения общей таможенной ревизии ограничен тремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческой деятельности проверяемого лица. Данная норма явно декларативна. Всякий, кто занимался коммерческой деятельностью в России, знает, что такое проверка или ревизия "по-русски" и как она "не препятствует коммерческой деятельности проверяемого лица".

При проведении общей ревизии таможенные органы имеют право получать доступ, в пределах своей компетенции, к базам и банкам данных, информационных систем проверяемого лица, а также ко всем его документам.

Цель общей ревизии - сопоставление данных, указанных в таможенных декларациях, иных документах, представленных при таможенном оформлении, с данными, имеющимися в информационных системах и банках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческих документах.

Согласно п. 3 ст. 376 ТК РФ специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей ревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами.

В отношении таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков специальная таможенная ревизия может быть назначена только при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по ним отчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ.

Основанием для проведения специальной таможенной ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю, является обнаружение данных, свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ или что в отношении данных товаров не уплачены или не доплачены таможенные пошлины и налоги, или в отношении этих товаров не соблюдены запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Следует обратить внимание на то, что основанием для назначения специальной ревизии является обнаружение данных, свидетельствующих о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

С другой стороны, п. 9 ст. 376 ТК РФ установлено, что при обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения ревизия прекращается. Одновременно составляется акт по ее результатам и производятся соответствующие процессуальные действия в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, в данном случае таможенная ревизия фактически является формой проверки данных, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

Пунктом 5 ст. 376 ТК РФ установлены сроки для проведения специальной таможенной ревизии. Она должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения. Максимальный срок установлен - 2 месяца. Вышестоящий таможенный орган вправе продлить продолжительность специальной таможенной ревизии на 1 месяц. Таким образом, предельный срок такой ревизии не может превышать 3-х месяцев. Однако это не означает, что таможенный орган обязан уложиться в 3 месяца. В 5-м пункте имеется одна существенная оговорка: в указанный 3-месячный срок или 2-месячный по общему правилу не включается период времени между вручением лицу требований о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В течение проведения специальной таможенной ревизии может быть несколько раз вручено требование о представлении документов, и с этого момента 3-месячный предельный срок приостанавливается. Он начинает отсчитываться заново только после вручения истребованных документов.

Таким образом, в течение проведения ревизии в отношении вашего предприятия, фирмы или организации таможенный орган может затребовать от вас представление дополнительных документов и приостановить на это время срок ревизии. Такое действие может быть повторено неоднократно. Следовательно, при "особо тщательном" отношении должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, к проверке вашей фирмы, предприятия или организации срок проведения у вас таможенной ревизии может затянуться на неопределенное время.

Как в отношении общей, так и в отношении специальной таможенной ревизии установлена оговорка о невозможности проведения повторной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Но поскольку любое лицо, которое занимается импортом товаров, перемещает эти товары регулярно, это означает, что таможенная ревизия может быть назначена и проведена таможенным органом по каждой поставке товаров, производимой данным лицом, или по каждой партии товаров, получаемых этим лицом. Теоретически таможенный орган может с помощью такого инструмента, как таможенная ревизия, парализовать коммерческую и производственную деятельность любого лица.

Пунктом 7 ст. 376 ТК РФ установлена возможность при проведении таможенной ревизии использовать результаты инвентаризации, аудиторского заключения либо проверок других государственных органов лица, в отношении которого проводится таможенная ревизия. Поэтому, если у вас в наличии имеются указанные акты, требуйте у должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении в итоговом акте по результатам таможенной ревизии.

Отказ должностных лиц таможенного органа приобщить их к материалам ревизии, а также сделать запись о приобщении этих актов в итоговом акте следует обжаловать в установленном порядке вышестоящему должностному лицу таможенного органа, проводящего ревизию, или в суд.

Вы сможете ссылаться на эти акты при обжаловании результатов таможенной ревизии в случае несогласия с ними. В случае приобщения этих актов к материалам ревизии таможенный орган в итоговом акте должен будет указать, принимает ли он сведения и выводы, содержащиеся в этих актах, и как он их использует либо отклоняет, с обязательным указанием мотивов отклонения.

Пунктом 8 ст. 376 ТК РФ установлено, что результаты проведенной ревизии оформляются актом по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Сроки составления указанных актов: для общей ревизии - день, следующий за днем окончания ревизии. В отношении специальной ревизии - 10 дней после окончания ревизии.

Проведение у вас таможенной ревизии - это еще не самое страшное. В процессе ревизии ваши товары могут быть изъяты или на них может быть наложен арест.