Мудрый Юрист

Экстремистские материалы в библиотечном фонде: проблема принятия управленческого решения

Сальников Евгений Вячеславович, начальник кафедры социально-философских дисциплин Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, доктор философских наук, доцент.

Сальникова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры прикладных экономических дисциплин Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

В статье рассматриваются сложные вопросы участия библиотек в противодействии распространению экстремистских материалов. Автор отмечает, что ряд вопросов, связанных с хранением и использованием экстремистских материалов, не получил своего юридического разрешения. В статье предлагаются управленческие решения руководства библиотек по вопросам порядка хранения экстремистских материалов в библиотечных фондах и их предоставления пользователям в научных и иных не запрещенных законом целях.

Ключевые слова: библиотеки, экстремизм, противодействие экстремизму, экстремистские материалы, хранение экстремистских материалов в фондах библиотек, использование экстремистских материалов.

Extremist Materials in the Library Stock: Problem of Adoption of a Managerial Decision

E.V. Salnikov, I.N. Salnikova

Salnikov Evgeniy V., Head of the Department of Socio-Philosophical Disciplines of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Doctor of Philosophy, Assistant Professor.

Salnikova Inna N., Senior Lecturer of the Department Applied Economic Disciplines of the Orel State University named after I.S. Turgenev.

The article discusses the complicated questions of participation of libraries in combating the spread of extremist materials. The author notes that a number of issues related to the storage and use of extremist materials have not received their legal permission. The article proposes a managerial decision of the management of libraries on the order of storage of extremist materials in the library collection and making them available to users in scientific and other objectives not prohibited by the law.

Key words: library, extremism, countering extremism, extremist materials, storage of extremist materials in the libraries, the use of extremist materials.

Противодействие распространению экстремистских материалов продолжает оставаться актуальной проблемой для современной России. Успех этой деятельности во многом зависит от уровня консолидации усилий различных субъектов борьбы с экстремизмом, не только из числа правоохранительных органов, но и широкого круга органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, иных субъектов. В этом отношении особая роль принадлежит библиотекам, в силу того что они выступают одним из наиболее значимых источников хранения и ретрансляции социальной и научной информации.

За прошедшие несколько лет управленческие структуры системы отечественного библиотечного дела в целом осознали необходимость активного участия библиотек в противодействии распространению экстремистских материалов. Сегодня периодическая сверка библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов на предмет выявления случаев нахождения в библиотечном фонде материалов, включенных в данный перечень, является достаточно обыденным делом. Как правило, библиотекари имеют достаточно ясное представление об актуальном на текущий момент Списке экстремистских материалов, имеют его в наличии либо имеют доступ к данному списку на официальном сайте Министерства юстиции в сети Интернет. Непроведение сверки фондов свидетельствует сегодня не о каких-либо правовых или организационных проблемах, а в большей мере о личной недисциплинированности и халатности как сотрудников, так и руководства отдельных библиотек.

Вместе с тем отмеченный прогресс не означает окончательного устранения всех сложностей в деле участия библиотек в противодействии распространению экстремистских материалов. Целый ряд серьезных вопросов порождает ситуация обнаружения экстремистских материалов при проведении сверки библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. Собственно говоря, руководство библиотек сталкивается с тремя важнейшими проблемами.

Первая из них заключается в ответе на вопрос о том, что делать с данными материалами. Законодатель, требуя не допустить распространения экстремистских материалов, в том числе через библиотечные сети, оставляет, по сути, без ответа вопрос о порядке действий руководства библиотек по отношению к найденным материалам, чем порождает проблемы управленческого решения.

Представляется, что наиболее очевидное решение об изъятии данных материалов из фонда библиотеки будет являться не просто глубоко ошибочным, но и находиться в противоречии с действующим законодательством. В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" библиотеки обеспечивают учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Нормативным правовым документом, определяющим работу с библиотечными фондами, является Приказ Минкультуры России от 8 октября 2012 г. N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда". Данный акт содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения документа из библиотечного фонда. Такими причинами являются утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность. При этом непрофильность документов устанавливается на основе профиля комплектования фонда или иного нормативного документа, утверждаемого руководителем библиотеки. По причине непрофильности могут исключаться из фонда документы, не комплектуемые библиотекой (при отказе от комплектования отдельных категорий документов), излишне дублетные экземпляры, замененные более полными по содержанию, лучшими по оформлению, физическому состоянию изданиями; по истечении срока хранения документов, при низком уровне читательского спроса, при несоответствии электронных документов техническому и программному обеспечению библиотеки (п. 5.1).

Очевидно, что документы, находящиеся на хранении в библиотечном фонде и включенные в список экстремистских материалов, под данные критерии не подпадают. Аргументация к исключению экстремистских материалов из фондов и их физическому уничтожению, основанная на ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в которой говорится о запрете распространения на территории Российской Федерации экстремистских материалов, а также их производства или хранения в целях распространения, а также об их конфискации, не может быть применена в данном случае.

Обратим здесь внимание на то, что законодатель, устанавливая ответственность, говорит не о любых случаях распространения или хранения экстремистских материалов, а только о случаях, предусмотренных законодательством. В этом смысле речь идет прежде всего об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в отдельных случаях - об уголовной ответственности в рамках, например, ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Однако же в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" специально указывается то обстоятельство, что высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, не является преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ. Тем самым, как подчеркивает А.Р. Султанов, является допустимой академическая и политическая дискуссия <1>.

<1> Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека. М.: Статут, 2013. 544 с.

Более того, в вышеупомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ обращается внимание на необходимость обязательного доказывания мотивов совершения деяния для правильной квалификации его как экстремистского. В этом отношении мотивом деятельности библиотечных работников при обращении с экстремистскими материалами с учетом выполнения требований законодательства как раз и является не возбуждение ненависти или вражды, а осуществление своих обязанностей по реализации прав граждан на библиотечное обслуживание и недопустимости государственной или иной цензуры, ограничивающей право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, закрепленных в ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

Речь идет о ситуации необходимости использования экстремистских материалов в целях научного изучения. Признаем, что противодействие экстремистской идеологии в принципе невозможно без ее изучения, и в этом отношении полное исключение экстремистских материалов из библиотечных фондов создаст существенные, если не неразрешимые, проблемы для научных работников в рамках проведения научных исследований в данной сфере, подготовки аргументированной позиции в идеологическом противостоянии, политической дискуссии и т.п. В этом случае вместо противодействия экстремизму мы получим прямо обратный эффект. Попытка устранить все экстремистские материалы совершенно очевидно приведет не к снижению уровня экстремизма, но породит неготовность научного сообщества, его беспомощность перед лицом оппонентов.

Таким образом, задача библиотек заключается не в исключении экстремистских материалов из собственных фондов, а, напротив, в их хранении. Безусловно, оптимальным в этом отношении виделось бы введение специальной законодательной нормы в виде уточнения соответствующих положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" или Закона о библиотечном деле. Однако до той поры, пока эта норма будет включена в законодательный корпус, данный вопрос представляется целесообразным разрешать управленческим решением.

Из факта нахождения экстремистских материалов в библиотечном фонде следует вторая важнейшая проблема, заключающаяся в вопросе о порядке его дальнейшего хранения. Этот вопрос также не урегулирован законодательством и требует принятия управленческого решения.

Здесь важно совместить два аспекта. С одной стороны, исключить случаи доступности экстремистских материалов неограниченному кругу лиц, что по своей сути являлось бы распространением экстремистских материалов и влекло бы за собой административную ответственность. С другой стороны, необходимо обеспечить возможность использования экстремистских материалов в целях научного изучения или иной не запрещенной законодательством деятельности.

Оптимальной рекомендацией в данном случае выступает организация спецхранилища в рамках библиотечного фонда. Под спецхранилищем в данном случае следует понимать такое хранение документов в составе библиотечного фонда, при котором исключается возможность бесконтрольного доступа к ним со стороны как пользователей библиотеки, так и ее работников. На последнем обстоятельстве следует особо заострить внимание в силу того, что сам работник библиотеки по отношению к экстремистским материалам, находящимся в фонде библиотеки, выступает в качестве обычного гражданина, а значит, доступность данных материалов ему в неограниченном количестве может расцениваться как факт их массового распространения.

Отдельным вопросом выступает наличие информации о находящихся в составе библиотечного фонда экстремистских материалах в каталогах библиотеки, а также в иных формах библиотечного информирования. Представляется целесообразным в данном случае рекомендовать руководству библиотек оставлять информацию о материалах в каталогах, снабдив ее дополнительной характеристикой - указанием на включение данного материала в Федеральный перечень экстремистских материалов.

Третья проблема - это проблема порядка доступа пользователей библиотеки к материалам из фондов библиотеки, внесенных в Федеральный список экстремистских материалов. При этом отметим, что выдача экстремистских материалов пользователю должна быть осуществлена не на основе разрешительного действия, за которое несет исключительную ответственность лицо, его осуществившее, в данном случае работник библиотеки, не обладающий согласно своим должностным обязанностям необходимыми знаниями. Такая выдача должна осуществляться на основании уведомительного документа, представляемого в библиотеку пользователем или иными лицами, которые и берут на себя ответственность за данные действия.

Совершенно очевидно, что в оптимальном варианте подобный доступ должен быть организован на основании некой инструкции о порядке доступа или иного аналогичного документа. К сожалению, на настоящий момент подобного рода документ в рамках централизованного обеспечения деятельности библиотек отсутствует. В сложившейся ситуации такую инструкцию можно утвердить управленческим актом по конкретной библиотеке, сети библиотек.

Рассмотрим обязательные стороны, которые должны наличествовать в подобной инструкции. Прежде всего инструкция должна содержать алгоритм действий как пользователя, так и работников библиотеки.

Требования к пользователю. Совершенно очевидно, что предоставление пользователю экстремистских материалов из фонда библиотеки может быть осуществлено только на основании письменного обращения научной, образовательной или общественной организации. В обращении должны быть перечислены конкретные материалы, использование которых представляется необходимым, кратко указана цель их использования (например, научное исследование по теме), а также отмечено, необходимо ли получение указанных материалов на руки или же речь идет о работе с данными материалами в читальном зале. Отдельно следует указать необходимость копирования и фотографирования материалов.

Кроме того, имеет смысл получить письменное заявление от пользователя, в котором он указывает, что ему известна ответственность за распространение экстремистских материалов. В случаях, если в ходе его работы экстремистские материалы станут доступными иным лицам, ответственность за подобное будет возложена исключительно на него.

Требования к работникам и руководству библиотеки. Работники библиотеки должны проинструктировать пользователя об ответственности за распространение экстремистских материалов. До его сведения следует довести, что факт утраты экстремистских материалов, находящихся на хранении в библиотечном фонде, представляет собой ситуацию, способствующую распространению экстремистских материалов неограниченному кругу лиц, о чем работник библиотеки обязан будет поставить в известность правоохранительные органы.

Работа пользователя с экстремистскими материалами в читальном зале библиотеки должна быть организована таким образом, чтобы создать возможность для пользователя не допустить бесконтрольного ознакомления других пользователей с изучаемыми экстремистскими материалами. Хотя ответственность за нераспространение экстремистских материалов возлагается на лицо, работающее с данными материалами, сотруднику библиотеки по мере возможности следует осуществлять контроль над работой пользователя с экстремистскими материалами в читальном зале. В случае выявления нарушения порядка работы с материалами (например, необоснованное копирование с использованием копировальной или фотографической техники и т.п.) работник библиотеки вправе изъять выданные материалы и письменно уведомить о выявленных нарушениях руководство библиотеки для последующего принятия им обоснованного решения об отказе в выдаче данному лицу материалов из Федерального списка экстремистских материалов, находящихся в фондах библиотеки.

В завершение анализа следует признать, что разрешение данных сложных аспектов деятельности библиотек в рамках противодействия распространению экстремистских материалов путем принятия управленческих решений администрацией библиотек представляется крайне сложным делом. В этой связи для сотрудников библиотек огромное значение имеют устойчивые формы взаимодействия с правоохранительными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции противодействие экстремистской деятельности.

Как представляется, значительный эффект могут принести совместные семинары-совещания, обмен информацией между сотрудниками правоохранительных органов и руководством библиотек, в ходе которых можно не только уточнить порядок работы с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов и находящихся на хранении в фондах библиотеки, но и предоставить правоохранителям сведения о лицах, использующих данные документы. В результате этого система противодействия распространению экстремистских материалов станет более совершенной, а деятельность библиотек в данном направлении - более эффективной.

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" // СПС "КонсультантПлюс" (действующая редакция) (дата обращения: 11.07.2016).
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс" (действующая редакция) (дата обращения: 11.07.2016).
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // СПС "КонсультантПлюс" (действующая редакция) (дата обращения: 11.07.2016).
  4. Приказ Минкультуры России от 8 октября 2012 г. N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда" // СПС "КонсультантПлюс" (действующая редакция) (дата обращения: 11.07.2016).
  5. Аблин М.В. Экстремизм и экстремистские материалы в юрислингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. N 36 (290). С. 5 - 8.
  6. Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 - 29.
  7. Плаксина Т.А. Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов: проблемы правоприменительной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. N 4. С. 97 - 99.
  8. Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека. М.: Статут, 2013. 544 с.