Мудрый Юрист

Железнодорожный билет с нагрузкой

Вадим Егоров, юрист, г. Москва.

Казалось бы, нет ничего сложного в возмещении командированному работнику его расходов на оплату железнодорожного билета. Ведь такие поездки осуществляются в нашей стране очень давно. Ан нет! Фискальные органы и здесь предъявляют организациям претензии, которые приходится рассматривать в арбитражных судах.

Добровольно - значит необязательно

К примеру, работник, покупая железнодорожный билет для следования в командировку, не обратил внимания на то, что кассир наряду с билетом продал ему и полис добровольного страхования пассажиров.

ООО, считая, что данные расходы связаны с направлением работника в командировку и призваны обеспечить осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений, возместило ему стоимость этого полиса.

Однако Фонд социального страхования потребовал на стоимость добровольного страхования начислить страховые взносы от несчастных случаев на производстве.

При этом ФСС указал, что п. 2 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Согласно нормам гражданского законодательства договор добровольного личного страхования является публичным, для его заключения обязательно требуется согласие страхователя, а также ознакомление страхователя с условиями договора и правилами его заключения.

Таким образом, стоимость полиса добровольного страхования пассажира хоть и связана с расходами на проезд работников общества в командировку, однако не уплачивается в безусловном порядке при оформлении билетов. Продажа полиса добровольного страхования является дополнительной услугой.

Следовательно, компенсация расходов командируемого работника по оформлению полиса добровольного страхования пассажира не относится к обязательным командировочным расходам, поименованным в ч. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и не подлежащим обложению страховыми взносами.

АС Нижегородской области в решении от 01.12.2014 N А43-24327/2014 с выводом ФСС согласился.

Командировка - это работа

Неравнодушным к добровольному страхованию остается и Пенсионный фонд России. Его представители руководствуются п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...", где установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года.

Полис на страхование пассажира действует лишь на период поездки железнодорожным транспортом, то есть на срок менее года.

Следовательно, эти выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Однако суд удостоверился, что в страховых полисах указано, что договор страхования заключен на условиях, изложенных в правилах добровольного страхования пассажиров железнодорожного и наземного транспорта от несчастных случаев и острых отравлений, утвержденных приказом генерального директора ООО "Группа Ренессанс Страхование" от 29.08.2012 N 61.

Следовательно, если договор страхования предусматривает страховое возмещение исключительно при несчастном случае в период рабочей командировки, то страховые платежи по договору не облагаются страховыми взносами на основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, который освобождает от страховых взносов суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, суммы страховых платежей по указанным договорам не облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (решение АС Вологодской области от 27.01.2016 N А12-48543/2015).

Повышенная комфортность поездке не помеха

При проезде в вагонах повышенной комфортности пассажирам оказывают дополнительные сервисные услуги (предоставляют питание, обеспечивают печатной продукцией и т.д.).

При этом в билетах пишут лишь общую стоимость сервисных услуг. Расшифровка услуг есть на сайте РЖД в разделе "Динамическое ценообразование". К примеру, если в строке 7 билета есть код У1, то в сервис включено одноразовое питание.

Минфин РФ письмом от 20.05.2015 N 03-03-06/2/28976 сообщил, что, если в билете стоимость питания выделяется отдельной строкой, для целей налогообложения прибыли эти затраты не учитываются при расчете налога на прибыль, поскольку они не отвечают условиям признания расходов, установленных в ст. 252 НК РФ. При этом стоимость платного сервисного обслуживания, включенного в стоимость проезда в вагоне повышенной комфортности, при командировании работника учитывается в целях исчисления налога на прибыль.

Суды считают, что в затраты можно включать всю стоимость железнодорожного билета даже с питанием, выделенным отдельной строкой.

АС Республики Карелия в решении от 23.10.2015 N А26-8661/2015 установил, что Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров... (далее - Правила).

Пунктом 33 Правил предусмотрено, что в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда.

Приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 N 89 утвержден Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности (далее - Порядок), в соответствии с которым при приобретении билета пассажиром уплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности (п. 3 Порядка).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель предусмотрел право перевозчика предоставить пассажирам платное сервисное обслуживание, которое включается в цену проезда в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности.

Суду не представлено доказательств того, что работники, которым компенсированы расходы по оплате проезда в полном объеме, включая стоимость сервисных услуг, имели возможность приобрести билеты на поезда, которыми они следовали к месту командировки и обратно, без оплаты дополнительных услуг.

При таких обстоятельствах вся сумма оплаты работникам стоимости проезда железнодорожным транспортом в вагонах повышенной комфортности с учетом сервисного сбора включается в стоимость проезда.