Мудрый Юрист

Проблема переполненности пенитенциарных учреждений и альтернативы лишению свободы: зарубежные подходы

Соловьев А.А., доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета, судья, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, Россия, Москва.

Шеяфетдинова Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Московского технологического университета, Россия, Москва.

Исследуется проблема переполненности пенитенциарных учреждений. Анализируются причины этой проблемы, методы снижения переполненности тюрем, используемые разными странами. Рассматривается как зарубежный опыт отдельных государств по данной проблематике, так и международная пенитенциарная практика Европейского союза, Организации Объединенных Наций.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, преступность, лишение свободы, альтернативы лишению свободы, переполненность пенитенциарных учреждений, тюрьма, санкции.

Problem of Prison Overcrowding and Alternatives to Imprisonment: International Approaches

A.A. Solov'ev, N.A. Scheiafetdinova

Andrei A. Solov'ev, Doct. in Law, Prof. at Kutafin Moscow State Law University, Prof. of Dept. of Theory and History of State and Law at Moscow Pedagogical State University, Judge, Deputy Chairman of the Arbitration Court of the Moscow Region, Russia, Moscow.

Natalia A. Scheiafetdinova, Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Theory and History of State and Law at Moscow Pedagogical State University, Assoc. Prof. of Dept. of Regulatory Support of National Security at Moscow Technological University, Russia, Moscow.

Problem of prison overcrowding is examined. Reasons of the problem and methods for reducing prison overcrowding used in different countries are analyzed. Experience of certain foreign countries is considered along with international penal practices of the European Union and the United Nations.

Key words: prison, crime, imprisonment, alternatives to imprisonment, prison overcrowding, detention camp, sanctions.

Достаточно актуальной является проблема, связанная с излишней наполненностью пенитенциарных (исправительных) учреждений, которая имеет место во многих государствах мира, в частности в ряде стран Европы и в США. Эта проблема наблюдается также в некоторой степени и в России [2]. Данный вопрос привлекает внимание и становится предметом исследований крупнейших международных межправительственных организаций, в том числе в контексте необходимости обеспечения защиты прав человека. Так, в Рекомендации N (99) 22 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о проблеме переполнения тюрем и увеличения числа лиц, находящихся под стражей (принята Комитетом министров 30.09.1999 на 68-м заседании Представителей министров; далее - Рекомендация N (99) 22) отмечается, что переполненность тюрем и возрастание населения тюрем представляют собой достаточно серьезную проблему для управления тюрьмами и системы уголовного правосудия в целом как с точки зрения необходимости обеспечения защиты прав человека, так и с точки зрения эффективного управления пенитенциарными учреждениями [11].

Как указывает Ханс-Йорг Альбрехт, переполненность тюрем - достаточно серьезная проблема, которая существует на протяжении многих десятилетий в разных государствах. При этом данная проблема является комплексной, так как затрагивает некоторые важные политические вопросы и проблемы, связанные с исследованием преступности, среди которых: уголовное наказание в целом; значение лишения свободы в системе уголовных наказаний; развитие преступности, наказываемой тюремным заключением; стандарты размещения заключенных и предоставления им надлежащих медицинской помощи и услуг по реабилитации; финансирование исправительных учреждений, а также общая уголовная политика государства. И, как отмечает исследователь, не совсем ясно, каким образом и при каких условиях, взаимодействуя, все эти аспекты могут оказывать влияние на численность заключенных [4, p. 1].

Ввиду своей комплексности проблема переполненности тюрем не может быть решена поверхностными методами, так как если коренные причины такой ситуации остаются неизменными, даже строящиеся новые тюрьмы также будут быстро заполняться, и программы по строительству новых исправительных учреждений должны будут реализовываться на перманентной основе [7, p. 8].

Причины данного явления также являются комплексными и зависят от целого ряда различных факторов, связанных как с недостатками самой системы уголовного правосудия, так и более глубокими проблемами, коренящимися в самом обществе.

При этом стоит отметить, что переполненность тюрем - явление относительное. Так, по мнению Ханса-Йорга Альбрехта, определение переполненности тюрем зависит от различных фактических аспектов и нормативно-правового регулирования, а также взаимодействия двух этих факторов. Национальное законодательство может содержать положения, которыми устанавливаются конкретные стандарты размещения заключенных, а ряд международных документов по правам человека закрепляют запрет на жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство человека обращение или наказание [4, p. 4] (например, подобная норма содержится в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года) [1].

Также некоторые стандарты содержания заключенных могут приниматься и на международном уровне, в качестве примера можно привести Европейские тюремные правила [6], разработанные Советом Европы, которые носят рекомендательный характер.

Основные факторы увеличения численности заключенных в тюрьмах, которые связаны с особенностями самой системы уголовного правосудия, определяют как увеличение сроков основного наказания в виде лишения свободы, так и в принципе увеличение сроков пребывания в учреждениях пенитенциарной системы [4, p. 26].

Управление ООН по наркотикам и преступности среди глобальных факторов, приводящих к переполненности тюрем, выделяет экономическое и социальное неравенство населения, недоступность или недостаточную доступность для населения с низким уровнем дохода или неблагополучного населения систем социального обеспечения, жилищного обеспечения, а также ряда услуг здравоохранения, в частности направленных на оказание помощи в преодолении наркотической зависимости и поддержку психического здоровья. Соответственно, принятие надлежащих мер поможет решить рассматриваемую проблему [7, p. 20].

Кроме того, среди факторов, способствующих перенаселенности тюрем, Управление ООН по наркотикам и преступности выделяет отсутствие надлежащего доступа к правосудию (так, во многих странах индивиды зачастую подвергаются произвольным арестам, длительному предварительному заключению, а также несправедливым судебным процессам) и чрезмерное использование предварительного задержания, а также излишнюю длительность такого задержания, что оказывает соответствующее влияние на количество заключенных [7, p. 35].

Управление политики и управления штата Коннектикут (США) в своем исследовании по рассматриваемому вопросу выделило следующие основные факторы, которые, по его мнению, могут приводить к переполненности тюрем:

Проблема переполненности исправительных учреждений актуальна также тем, что оказывает негативное воздействие как на самих заключенных, так и на все общество в целом. Переполненность тюрем может оказывать негативное воздействие на самих заключенных, поскольку создает конкуренцию заключенных за ограниченные ресурсы (самого разного рода), обусловливает агрессивное поведение заключенных, приводит к более высоким показателям заболеваемости, повышенной вероятности рецидивизма, а также к повышению уровня самоубийств [10].

Кроме того, переполненность тюрем ведет к снижению возможностей по исправлению для заключенных, поскольку они ограничены в участии в реабилитационных программах и самосовершенствовании, а также в участии в профессиональной подготовке или образовании. Это также приводит и к тому, что вынужденная праздность заключенных порождает недовольство и агрессивное, разрушительное поведение [10].

Большое количество заключенных также оказывает негативное влияние на экономику, здравоохранение и на социальную сплоченность [7, p. 18].

Существуют различные методы снижения переполненности тюрем, среди которых наиболее эффективными являются иное проектирование тюрем, а также разработка альтернатив лишению свободы, основанных на участии общества [10].

На национальном и международном уровнях достаточно серьезное внимание уделяется исследованию возможностей применения альтернативных методов назначению наказания в виде лишения свободы. Альтернативы тюремному заключению, способные полностью или частично его заменять, могут включать также конфискацию имущества, условные сроки, связанные с выполнением правонарушителем определенных условий, а также иные санкции и меры, индивидуализированно применяющиеся к правонарушителям таким образом, чтобы эффективно предотвращать совершение новых преступлений в дальнейшем [13, p. 16].

В ряде государств, например в США и Канаде, уделялось достаточно серьезное внимание попыткам сокращения числа заключенных за счет использования альтернатив тюремному заключению, таких как пробация или применение промежуточных санкций (штрафы или условно-досрочное освобождение). Тем не менее это оказалось гораздо более сложным и комплексным, чем физическое изменение соответствующих исправительных учреждений с целью обеспечения их большей вместимости [10].

В ключевые рекомендации Управления ООН по наркотикам и преступности по решению проблемы переполненности тюрем, разработанные в 2013 году, входит:

В приложении к Рекомендации N R (99) 22 указывается, что для решения проблемы нехватки мест в тюрьмах государствам-участникам необходимо в том числе разрабатывать определенные режимы исполнения уголовных наказаний, такие как так называемый режим полусвободы, открытые режимы, тюремные отпуска [11]. Кроме того, в приложении к Рекомендации N R (99) 22 рекомендовано обеспечить более широкое применение альтернатив досудебному содержанию под стражей: требования к правонарушителю проживать по определенному адресу, ограничения на выезд или въезд в определенное место без разрешения, предоставления залога или обеспечения со стороны уполномоченного на то органа. Также предлагается комбинировать лишение свободы с иными санкциями, такими как общественные работы, надзор за осужденным, домашний арест, контролируемый с помощью электронных устройств, а также в определенных случаях обязанность пройти курс лечения [11].

Говоря о принимаемых на международном уровне документах по рассматриваемому вопросу, нельзя не привести Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, согласно п. 8.2 которых органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции: устные санкции (замечание, порицание и предупреждение); условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; экономические санкции и денежные наказания (разовые штрафы и поденные штрафы); конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; постановление о выполнении общественно полезных работ; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением; сочетание указанных мер [3].

На уровне Европейского союза используются следующие альтернативы заключению под стражу в качестве меры пресечения до рассмотрения дела в суде: устные санкции, условное освобождение, экономические санкции и денежные штрафы, конфискация имущества, возвращение имущества жертве правонарушения, вынесение распоряжения о компенсации причиненного ущерба жертве, пробация, надзор со стороны компетентных органов, домашний арест и иные [9, p. 8]; лишению свободы - отсрочка исполнения приговора с испытательным сроком или без него, условное освобождение с испытательным сроком, общественные работы, домашний арест и иные [9, p. 9]. Во Франции, к примеру, применяются следующие альтернативы тюремному заключению (так называемые альтернативные санкции, введенные Законом Франции от 11.07.1975 N 75-624 "Об изменении и дополнении некоторых положений уголовного законодательства" [8], которые направлены на то, чтобы избегать назначения наказаний в виде лишения свободы на короткие сроки):

При этом альтернативы тюремному заключению могут не применяться в разных государствах по ряду причин, среди которых, в частности, отсутствие уверенности в их эффективности, отсутствие необходимой инфраструктуры и организационного механизма для осуществления сотрудничества между органами уголовного правосудия, отсутствие финансирования, персонала и подготовки для создания органа, обеспечивающего пробацию, а также отсутствие государственной поддержки [7, p. 36].

Комплексность проблемы переполненности тюрем обусловливает необходимость применения государствами для ее решения целого ряда различных мер, которые, по нашему мнению, можно категоризировать следующим образом:

Список литературы

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf.
  2. Комаров И. В СИЗО становится тесно. URL: http://www.gazeta.ru/social/2015/01/21/6382745.shtml.
  3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила): приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 N 45/110. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml.
  4. Albrecht H.-J. Prison Overcrowding - Finding Effective Solutions. Strategies and Best Practices Against Overcrowding in Correctional Facilities. URL: https://www.mpicc.de/shared/data/pdf/research_in_brief_43_-_albrecht_prisonvercrowding.pdf. P. 1, 4, 26.
  5. Alix J., Giudicelli-Delage G., Mauro C., Parizot R., Tricot J. Prison Overcrowding and Alternatives to Detention - JUST/2013/JPEN/AG/4539. Rapport . URL: http://www.prisonovercrowding.eu/doc/Rapport_France_oct2014_nuovo.pdf. P. 39.
  6. European Prison Rules / Council of Europe. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2006. URL: http://www.coe.int/t/dgi/criminallawcoop/Presentation/Documents/European-Prison-Rules_978-92-871-5982-3.pdf.
  7. Handbook on strategies to reduce overcrowding in prisons / United Nations Office on Drugs and Crime (In cooperation with the International Committee of the Red Cross). Vienna: United Nations publication, 2012. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Overcrowding_in_prisons_Ebook.pdf. P. 8, 18, 20, 35, 36, 43, 61.
  8. Loi N 75-624 du 11 juillet 1975 modifiant et certaines dispositions de droit . URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000888296&dateTexte=20160324.
  9. Non-Custodial Sanctions and Measures. Principles and Rules in the Framework of EU legislation. URL: http://www.prisonovercrowding.eu/doc/NITU_23.10.2015.pdf. P. 8, 9.
  10. Prison overcrowding / John Howard Society of Alberta. URL: http://www.johnhoward.ab.ca/pub/C42.html.
  11. Recommendation N R (99) 22 concerning prison overcrowding and prison population inflation / Committee of Ministers of Council of Europe // Official Gazette of the Council of Europe. 1999, September. URL: https://bip.ms.gov.pl/Data/Files/_public/bip/prawa_czlowieka/zalecenia/9922.pdf.
  12. What is causing prison overcrowding? URL: http://www.ct.gov/opm/lib/opm/cjppd/cjresearch/recidivismstudy/whatiscausingprisonovercrowding.pdf.
  13. White Paper on prison overcrowding / Council of Europe Directorate General Human Rights and Rule of Law. URL: http://www.coe.int/t/DGHL/STANDARDSETTING/PRISONS/PCCP%20documents%202015/PC-CP%20(2015)%206_E%20Rev%202%20White%20Paper%2024%20September.pdf. P. 16.

References

  1. Konvenciia o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf.
  2. Komarov I. V SIZO stanovitsja tesno. URL: http://www.gazeta.ru/social/2015/01/21/6382745.shtml.
  3. Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij v otnoshenii mer, ne svjazannyh s tjuremnym zakljucheniem (Tokijskie pravila): prinjaty Rezoljuciej General'noj Assamblei ot 14.12.1990 N 45/110. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml.
  4. Albrecht H.-J. Prison Overcrowding - Finding Effective Solutions. Strategies and Best Practices Against Overcrowding in Correctional Facilities. URL: https://www.mpicc.de/shared/data/pdf/research_in_brief_43_-_albrecht_prisonvercrowding.pdf. P. 1, 4, 26.
  5. Alix J., Giudicelli-Delage G., Mauro C., Parizot R., Tricot J. Prison Overcrowding and Alternatives to Detention - JUST/2013/JPEN/AG/4539. Rapport . URL: http://www.prisonovercrowding.eu/doc/Rapport_France_oct2014_nuovo.pdf. P. 39.
  6. European Prison Rules / Council of Europe. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2006. URL: http://www.coe.int/t/dgi/criminallawcoop/Presentation/Documents/European-Prison-Rules_978-92-871-5982-3.pdf.
  7. Handbook on strategies to reduce overcrowding in prisons / United Nations Office on Drugs and Crime (In cooperation with the International Committee of the Red Cross). Vienna: United Nations publication, 2011. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Overcrowding_in_prisons_Ebook.pdf. P. 8, 18, 20, 35, 36, 43, 61.
  8. Loi N 75-624 du 11 juillet 1975 modifiant et certaines dispositions de droit . URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000888296&dateTexte=20160324.
  9. Non-Custodial Sanctions and Measures. Principles and Rules in the Framework of EU legislation. URL: http://www.prisonovercrowding.eu/doc/NITU_23.10.2015.pdf. P. 8, 9.
  10. Prison overcrowding / John Howard Society of Alberta. URL: http://www.johnhoward.ab.ca/pub/C42.html.
  11. Recommendation N R (99) 22 concerning prison overcrowding and prison population inflation / Committee of Ministers of Council of Europe // Official Gazette of the Council of Europe. 1999, September. URL: https://bip.ms.gov.pl/Data/Files/_public/bip/prawa_czlowieka/zalecenia/9922.pdf.
  12. What is causing prison overcrowding? URL: http://www.ct.gov/opm/lib/opm/cjppd/cjresearch/recidivismstudy/whatiscausingprisonovercrowding.pdf.
  13. White Paper on prison overcrowding / Council of Europe Directorate General Human Rights and Rule of Law. URL: http://www.coe.int/t/DGHL/STANDARDSETTING/PRISONS/PCCP%20documents%202015/PC-CP%20(2015)%206_E%20Rev%202%20White%20Paper%2024%20September.pdf. P. 16.