Мудрый Юрист

Международный опыт в сфере недобровольной госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза: отдельные аспекты

Коробко Ксения Игоревна, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права ФГБОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет".

Трекин Игорь Алексеевич, врач-фтизиатр первого отделения ГБУЗ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер", г. Сыктывкар.

В статье представлен анализ как международного, так и российского опыта в сфере недобровольной госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза. Проводится исследование обоснованности и эффективности использования специализированных медицинских противотуберкулезных организаций закрытого типа для лечения рассматриваемой категории граждан.

Ключевые слова: заразная форма туберкулеза, недобровольная госпитализация, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

International Experience in the Sphere of Involuntary Hospitalization of Consumptives Having Infectious Forms of Tuberculosis: Certain Aspects

K.I. Korobko, I.A. Trekin

Korobko Ksenia I., Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of Civil Law, Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Professional Education "Syktyvkar State University".

Trekin Igor A., Tuberculotherapist of the First Unit, State Budget-Funded Healthcare Institution of the Republic of Komi "Republican TB Dispensary", Syktyvkar.

This article presents an analysis of both international and Russian experience in involuntary hospitalization of persons with infectious TB, repeatedly violating sanitary and anti-epidemic regime, as well as deviating from the survey in order to identify tuberculosis or TB treatment. We study the feasibility and effectiveness of the use of specialized medical TB institutions of closed type for the treatment of this category of citizens.

Key words: contagious form of tuberculosis, involuntary hospitalization, sanitary and epidemiological welfare.

Россия входит в число 22 стран, имеющих наибольшее число новых случаев туберкулеза. По уровню заболеваемости наша страна находится на восьмом месте после Казахстана, Молдовы, Румынии, Грузии, Украины, Узбекистана, Кыргызстана.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, - обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <1>.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях <2>.

<2> Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" // Парламентская газета. 2001. N 114 - 115.

Среди лиц, больных заразной формой туберкулеза, весьма высок процент самовольно покидающих специализированную медицинскую противотуберкулезную организацию, не окончив полный курс лечения, в связи с чем не перестающих быть общественно опасными. Основными причинами нарушения больничного режима являются длительность лечения и наступающее у большинства больных после применения антибактериальных препаратов улучшение общего самочувствия, которое рассматривается некоторыми пациентами как сигнал к прекращению приема противотуберкулезных препаратов и уходу из стационара <3>.

<3> Богородская Е.М. Пути совершенствования организации лечения больных туберкулезом: Дис. ... докт. мед. наук: 14.00.26, 14.00.33. М., 2009. С. 296.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации могло бы стать создание специализированных медицинских противотуберкулезных организаций закрытого типа для изоляции в них пациентов, умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решения суда. Выписка больного из специализированной медицинской противотуберкулезной организации закрытого типа должна быть возможна только после прекращения выделения им микобактерий туберкулеза, на основании решения центральной врачебно-консультационной комиссии.

Необходимо отметить, что в российской практике имеется опыт организации закрытых медицинских противотуберкулезных организаций для лечения заразных форм туберкулеза в середине - конце XX века. Однако информация об организации деятельности в таких медицинских организациях в открытых источниках фактически отсутствует. Запрет на гласность информации о туберкулезе просуществовал под грифом "ДСП - для служебного пользования" до 1990 г. <4>.

<4> Пунга В.В., Скачкова Е.И., Данилова И.Д. Борьба с туберкулезом. URL: http://www.tubunet.ru/tb_Russia/borba-s-tuberkulezom.html.

Вместе с тем некоторые данные можно почерпнуть из нормативных правовых актов того времени <5>.

<5> Приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.10.1960 N 426 "О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом" // СПС "КонсультантПлюс".

Как уже указывалось выше, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, регламентирующие создание специализированных закрытых медицинских противотуберкулезных организаций для лечения лиц с заразными формами туберкулеза.

Однако необходимо отметить, что ранее выдвигались законодательные предложения в части регламентации механизма недобровольной госпитализации лиц, больных заразной формой туберкулеза <6>.

<6> Постановление Московской городской Думы от 13.07.2005 N 208 "О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". URL: http://bestpravo.ru/moskva/iw-postanovlenija/i6b.htm.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в ряде стран ближнего зарубежья были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие механизм недобровольного лечения и госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза, уклоняющихся от обследования и лечения. Так, Республика Казахстан, по официальным данным Всемирной организации здравоохранения, занимает одно из лидирующих положений по регистрируемой заболеваемости туберкулезом - 86,6 на 100 тыс. населения в 2011 году и входит в число 18 приоритетных стран по туберкулезу европейского региона. Уровень распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя является одним из самых высоких в мире <7>. Таким образом, лечение заразных форм туберкулеза и, как следствие, снижение распространения туберкулеза является весьма актуальным для Республики Казахстан <8>.

<7> Статистический обзор по туберкулезу в Республике Казахстан / Под ред. д.м.н., профессора Т.Ш. Абилдаева. Алматы, 2013. С. 5 - 10.
<8> Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2009 года N 729 "Об организации принудительного лечения, а также режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях" // Собрание актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан. 2010. N 7.

В отчете о региональном семинаре "Туберкулез, этика и права человека" Регионального бюро ВОЗ для Европы от 16 октября 2013 г. содержится анализ опыта ряда европейских стран в части принудительной госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза <9>. В качестве положительного приводится опыт Эстонии, в которой в 2004 году была внедрена принудительная госпитализация для лечения пациентов с алкогольной или наркотической зависимостью, которые составляют более чем 80% принудительно госпитализируемых.

<9> Tuberculosis, ethics and human rights. Report of a regional workshop. WHO Regional Office for Europe Copenhagen, Denmark 16 October 2013. URL: www.euro.who.int.

В Армении законодательство о принудительной госпитализации было принято, но механизм правоприменения не был создан в связи с отсутствием специальных средств для принудительной изоляции и финансовых ресурсов.

В Азербайджане отсутствует специальное законодательство о недобровольной изоляции, но существуют клинические руководства, закрепляющие основания для госпитализации.

В Республике Беларусь используется принудительная госпитализация, принято соответствующее законодательство и имеется определенный опыт в его использовании.

В Республике Молдова также имеется законодательство о недобровольной изоляции, которое было пересмотрено в 2012 году и соответствует принципу уважения прав человека. Принудительная госпитализация лица, больного заразной формой туберкулеза, является крайней мерой. Вместе с тем из-за отсутствия финансовых ресурсов данный механизм не всегда используется.

На основании проведенного анализа механизмов недобровольной госпитализации лиц, больных заразными формами туберкулеза, уклоняющихся от обследования и лечения, используемых в разных странах, можно сделать вывод о том, что создание стационаров закрытого типа для данной категории граждан является важным, но не единственным инструментом на пути улучшения эпидемиологической ситуации в связи с туберкулезом. Весьма важным аспектом в борьбе с заразными формами туберкулеза является разработка комплекса мер по социальной и психологической поддержке рассматриваемой категории лиц, способствующих предотвращению отказа и отрыва больных от лечения.

Литература

  1. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" // Парламентская газета. 2001. N 114 - 115.
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.
  3. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.10.1960 N 426 "О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом" // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Постановление Московской городской Думы от 13.07.2005 N 208 "О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". URL: http://bestpravo.ru/moskva/iw-postanovlenija/i6b.htm.
  5. Богородская Е.М. Пути совершенствования организации лечения больных туберкулезом: Дис. ... докт. мед. наук: 14.00.26, 14.00.33. М., 2009. С. 296.
  6. Пунга В.В., Скачкова Е.И., Данилова И.Д. Борьба с туберкулезом. URL: http://www.tubunet.ru/tb_Russia/borba-s-tuberkulezom.html.
  7. Статистический обзор по туберкулезу в Республике Казахстан / Под ред. д.м.н., профессора Т.Ш. Абилдаева. Алматы, 2013. С. 5 - 10.
  8. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года N 193-IV "О здоровье народа и системе здравоохранения". URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/К090000193_/info.
  9. Приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2009 года N 729 "Об организации принудительного лечения, а также режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях". Собрание актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан. 2010. N 7.
  10. Tuberculosis, ethics and human rights. Report of a regional workshop. WHO Regional Office for Europe Copenhagen, Denmark 16 October 2013. URL: www.euro.who.int.