Мудрый Юрист

Из практики прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан

Комин Л.В., старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Обеспечение соблюдения жилищных прав граждан остается одним из приоритетных направлений прокурорского надзора.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведено обобщение практики прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан, которое свидетельствует о том, что прокурорами на постоянной основе проводятся проверки законодательства в этой сфере, выявляются и устраняются многочисленные нарушения закона.

Распространенный характер носят нарушения законодательства, связанные с непринятием органами местного самоуправления мер по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих многоквартирными домами организаций. Такие факты выявлены в республиках Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Алтайском, Красноярском, Приморском краях, г. Санкт-Петербурге и иных регионах. К примеру, в Пензенской области в результате вмешательства прокуратуры Ленинского района г. Пензы администрацией города приняты меры к объявлению открытых конкурсов по отбору управляющих 223 многоквартирными домами организаций. По исковому заявлению прокуратуры г. Петрозаводска Республики Карелия на администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность по проведению соответствующих конкурсов в целях выбора способа управления более 200 домами.

Прокурорами выявлены случаи невыполнения управляющими организациями требований законодательства в части своевременности и качества предоставления гражданам коммунальных услуг, а также осуществления работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (республики Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Камчатский, Приморский края, Белгородская, Калининградская, Ульяновская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область и другие регионы).

В результате вмешательства прокурора Цильнинского района Ульяновской области восстановлены права более 1,5 тыс. человек, проживающих в 84 многоквартирных домах р.п. Цильна, в которых в связи с неисправностью насоса водяного давления было прекращено холодное водоснабжение. Управляющая компания и ее руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП РФ.

По материалам проверки, проведенной Старооскольской городской прокуратурой Белгородской области по фактам непроведения работниками управляющей организации осмотров систем вентиляции многоквартирного дома, непринятия мер к устранению засоров и неисправностей в вентиляционных каналах, что повлекло смерть девяти лиц, отравившихся угарным газом, следственными органами расследовано уголовное дело по ч. 3 ст. 238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) УК РФ, которое в настоящее время находится в стадии судебного разбирательства.

Управляющими организациями допускаются нарушения прав граждан путем незаконного установления и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, а также дополнительных платежей, не предусмотренных действующим законодательством (республики Карелия, Коми, Хакасия, Красноярский, Приморский края, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Мурманская, Ростовская, Томская, Тюменская области, Ненецкий автономный округ и другие субъекты Российской Федерации).

Так, в Приморском крае управляющей организацией Первомайского района г. Владивостока незаконно, с нарушениями требований ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отсутствие решений общего собрания собственников жилых помещений был увеличен размер платы за содержание и ремонт жилья жителям 184 многоквартирных домов. В связи с этим прокурором района направлено в суд исковое заявление о признании действий управляющей организации незаконными и возложении обязанности по перерасчету начисленной платы. Требования прокурора удовлетворены.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре прокуратурой г. Сургута установлено, что рядом управляющих организаций в течение длительного времени в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включалась плата за ремонт несуществующих детских (спортивных) площадок. По представлениям прокурора жителям домов этими организациями произведен перерасчет платы на сумму 6 млн. руб., виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Во многих регионах допускаются нарушения жилищного законодательства, связанные с переселением граждан из аварийного и ветхого жилья.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры Забайкальского края в адрес губернатора края, внесенного в связи с невыполнением условий софинансирования мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, несоблюдением в четырех городских поселениях сроков реализации данных мероприятий программы, были внесены изменения в нормативные правовые акты, упрощающие процедуры строительства и приобретения жилья. В результате вмешательства прокуроров края из аварийного жилищного фонда переселено 544 гражданина, более 20 аварийных и ветхих домов снесено, в судебном порядке право на обеспечение жильем вне очереди признано за 80 гражданами, большинству из которых предоставлены жилые помещения (в том числе 12 ветеранам ВОВ и членам их семей).

По представлению прокуратуры г. Санкт-Петербурга жилищным комитетом города приняты меры к переселению в благоустроенные жилые помещения граждан 16 аварийных домов, 22 таких дома расселяются.

По материалам проверки, проведенной прокуратурой Тарумовского района Республики Дагестан по фактам внесения должностными лицами администрации МО "Тарумовский район" в официальные документы заведомо ложных сведений о признании домов аварийными, завышения коммерческими организациями объемов выполненных работ при строительстве многоквартирных домов, в которые переселены граждане, и хищения денежных средств в сумме более 35 млн. руб., следственными органами расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 159 (мошенничество), ч. 2 ст. 292 (служебный подлог), ч. 2 ст. 327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов) УК РФ.

В Республике Башкортостан, Оренбургской области, Чукотском автономном округе имели место нарушения законодательства при организации и проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Так, в течение года не осуществлялась уплата взносов на капитальный ремонт в Чукотском автономном округе в связи с отсутствием программного обеспечения для подготовки счетов у регионального оператора. Прокурором округа последнему внесено представление, по результатам его рассмотрения необходимое программное обеспечение закуплено, начато поэтапное выставление собственникам жилья счетов за капитальный ремонт.

Особое внимание органами прокуратуры уделялось вопросам защиты права ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей (далее - ветераны) на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

По данным Минстроя России, на 1 января 2016 года на жилищном учете состояли 11159 ветеранов, 1311 из них - инвалиды и участники ВОВ (на 1 января 2015 года состояло 15236 и 2435 соответственно). Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" на 2016 год субъектам Российской Федерации предусмотрены субвенции на улучшение их жилищных условий в размере 10,04 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем не менее 8350 ветеранов.

Прокурорами в 2015 году выявлялись нарушения, связанные с отказом органов местного самоуправления в постановке ветеранов на жилищный учет по причине намеренного ухудшения жилищных условий либо проживающих в неблагоустроенном и непригодном для проживания жилье, формально обеспеченных жильем свыше учетной нормы. Имели место факты длительного непредоставления жилья нуждающимся в нем ветеранам.

В Приморском крае в результате принятых прокурорами мер отменены незаконные решения органов местного самоуправления об отказе девяти ветеранам в постановке на учет и снятии с него. По исковому заявлению прокурора Советского района Республики Бурятия судом признаны незаконными отказы администрации района в принятии двух вдов ветеранов на учет в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, выразившемся в отчуждении в 2014 году принадлежавших им жилых помещений. В Ростовской области мерами прокурорского реагирования восстановлены жилищные права 34 ветеранов.

Всего в 2015 году в жилищной сфере прокурорами выявлено более 221 тыс. нарушений закона, опротестовано 11,1 тыс. незаконных правовых актов, из которых 10 тыс. отменено и изменено. В адрес региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления организаций внесено 36,9 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения в отношении 24 тыс. человек приняты меры дисциплинарного характера; предостережены о недопустимости нарушения закона 6,8 тыс. должностных лиц. В суды в интересах граждан направлено 42,7 тыс. заявлений, из которых на конец 2015 года удовлетворено 39,3 тыс. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечены 7 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 327 уголовных дел.

Одной из основных причин, способствующих совершению правонарушений в указанной сфере, является ненадлежащая реализация своих полномочий контрольно-надзорными органами, что влечет несоблюдение прав граждан законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес прокуроров субъектов Российской Федерации направлено информационное письмо, в котором предложено не ослаблять надзор за соблюдением жилищных прав граждан, обращая особое внимание на полноту и своевременность реализации региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления контрольно-надзорных полномочий в указанной сфере правоотношений.