Мудрый Юрист

Сохранение водных биоресурсов - новая задача для прокуроров дальнего востока

Демина Л.А., начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

В мае 2015 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации на управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе возложено полномочие по организации и контролю работы прокуратур субъектов Российской Федерации в округе по надзору за исполнением законов об охране и добыче водных биологических ресурсов.

Расширение надзорных полномочий обусловлено в том числе тем, что рыбопромышленный комплекс является одной из ведущих сфер экономики большинства субъектов Дальнего Востока, определяет социально-экономическое положение региона в целом.

В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне сосредоточено 82% основных объемов водных биологических ресурсов, осуществляется 65% общероссийского вылова и свыше 80% экспортных поставок рыбопродукции.

В этой связи вопросы добычи водных биоресурсов, пресечения их незаконного оборота требуют повышенного внимания со стороны как правоохранительных и контролирующих органов, так и органов прокуратуры.

В целях осуществления нового полномочия 18 сентября 2015 года проблемы законности в сфере добычи и оборота водных биологических ресурсов были рассмотрены на межведомственном оперативном совещании правоохранительных и контролирующих органов под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Гулягина, который курирует работу управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

На совещании отмечалась недостаточность деятельности по выявлению и пресечению всех нарушений. Абсолютное большинство среди них - это деяния, предусмотренные ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов). Как правило, уголовному преследованию подвергаются частные лица. А вот выявление случаев незаконного рыбного промысла, совершенных организованными преступными группами, остается единичным.

По итогам совещания выработаны конкретные мероприятия, направленные на усиление противодействия правонарушениям и преступлениям, проявлениям организованной преступности в сфере рыболовства, на обеспечение неукоснительного соблюдения законов в деятельности контролирующих и правоохранительных органов, которые уже реализуются.

Так, в настоящее время органами прокуратуры проводится крупномасштабная проверка исполнения законодательства о рыболовстве, аквакультуре и сохранении водных биоресурсов. Проверочные мероприятия проводятся в том числе в Росрыболовстве, Росприроднадзоре, их территориальных подразделениях в округе, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в округе.

Рассмотрение итогов указанной проверки запланировано в июне текущего года на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

В прошедшем году управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе на соответствие федеральному законодательству проверены нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации в округе, принятые в области охраны и добычи водных биологических ресурсов. По результатам их изучения выявлены противоречия в нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Сахалинской области и Чукотского автономного округа. По инициативе управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе опротестовано и приведено в соответствие с законом 12 незаконных актов.

Например, в постановлениях правительств Камчатского края и Сахалинской области по вопросам определения порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в нарушение ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" содержались нормы об истребовании от заявителей ряда копий документов, которые могли быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

В Постановлении Правительства Камчатского края от 20 мая 2008 г. N 151 "Об утверждении Порядка распределения промышленных квот в пресноводных водных объектах Камчатского края", приказах Агентства по рыболовству Сахалинской области от 29 марта 2011 г. N 3 и от 29 марта 2011 г. N 4 об утверждении административных регламентов по заключению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Российской Федерации в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, не были учтены требования ст. 11 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Согласно указанной норме заявители (юридические лица), находящиеся под контролем иностранного инвестора, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении такого заявителя установлен на основании Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации приняты меры к устранению недостатков нормативного регулирования в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов, а также проинформирован заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Говоря о практике прокурорского надзора за исполнением законов о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, следует отметить, что деятельность уполномоченных органов в обозначенной сфере сопровождается многочисленными нарушениями.

В 2015 году органами прокуратуры субъектов Федерации в округе выявлено свыше 2700 нарушений в сфере охраны и добычи водных биоресурсов, в целях их устранения вынесено свыше 1000 актов прокурорского реагирования. По инициативе прокуроров 212 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 38 уголовных дел.

Прокурорами Приморского края, Сахалинской области выявлялись региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере охраны и добычи водных биоресурсов, отдельные положения которых противоречили федеральному законодательству.

Практически всеми прокурорами в округе в деятельности территориальных органов Росрыболовства выявлялись нарушения при осуществлении ими контрольно-надзорных полномочий, устанавливались факты непринятия исчерпывающих мер по привлечению к ответственности всех виновных лиц, нарушения закона при производстве по делам об административных правонарушениях.

Названными органами не соблюдались правила и порядок предоставления права пользования водными биоресурсами, выдачи разрешений на вылов водных биоресурсов (Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Магаданская область).

Нарушения порядка изъятия орудий лова, уничтожения водных биологических ресурсов выявлялись в деятельности Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.

По-прежнему остро стоит проблема возмещения ущерба, причиненного преступниками водным биоресурсам Дальнего Востока. В 2014 году его размер составлял около 540 млн. руб., в первом полугодии 2015 года - 489 млн. руб. Наибольший ущерб зафиксирован в Камчатском крае, Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Однако взыскать в 2014 - 2015 годах удалось не более 9% (это средняя цифра по округу).

Одной из основных причин длительного неисполнения исполнительных документов данной категории явилось ненадлежащее выполнение судебными приставами своих обязанностей (Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Сахалинская, Магаданская области).

Наиболее типичными из них являются неполнота и волокита при совершении исполнительных действий, непринятие всего комплекса направленных на принудительное взыскание мер, ненадлежащее оформление процессуальных документов, что влечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации в виде непоступления в бюджет средств компенсации ущерба.

Об этом также говорилось на упомянутом выше совещании. Выработана программа координационных мер, а управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе контролирует их исполнение.

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере добычи и оборота водных биоресурсов перед прокурорами в округе в первом полугодии 2016 года поставлена задача проанализировать результаты деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в данной сфере, определить комплекс мер по организации системного надзора в данной сфере и повышению эффективности влияния мер прокурорского реагирования на состояние законности.

Требуется надлежащим образом организовать взаимодействие с органами государственной власти при подготовке нормативных правовых актов, особенно на стадии их правовой экспертизы.

Повышенное внимание прокурорам следует уделять вопросам законности проведения конкурсных процедур при предоставлении прав пользования водными биоресурсами, выделения бюджетных ассигнований и установления льгот в сфере рыболовства.

Необходимо проанализировать законность и эффективность расходования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в округе средств, выделенных на реализацию государственных программ в области рыболовства.

Совместно с военными прокурорами, контролирующими и правоохранительными органами, территориальными управлениями Федеральной службы судебных приставов и Росимущества требуется проанализировать полноту мер по взысканию ущерба, в том числе соблюдению законодательства при наложении ареста на используемые в качестве орудий совершения преступлений и правонарушений рыбопромысловые суда и объекты незаконного промысла, обеспечению их сохранности и порядка реализации.

Полагаю, что реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению законности в сфере рыболовства и сохранению водных биологических ресурсов.