Мудрый Юрист

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду

Нестерова А.Ю., старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании по-прежнему остается одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Проводимые прокурорами проверки свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления меры, состояние окружающей среды в России остается неудовлетворительным.

Ненадлежащим образом осуществляется правовое регулирование правоотношений в данной сфере, допускаются массовые нарушения при исполнении природоохранных мероприятий, взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пользование природными ресурсами, возмещении причиненного природе вреда. Не обеспечивается соблюдение административного законодательства, материалы проверок, несмотря на наличие оснований, не всегда направляются в правоохранительные органы.

В отсутствие должного контроля со стороны Росприроднадзора его территориальные подразделения допускают факты волокиты и бездействия, ими в нарушение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) неэффективно ведется работа по расчету и взысканию причиненного компонентам окружающей среды ущерба.

По данным Росприроднадзора, по состоянию на 1 января 2016 года размер вреда, причиненного окружающей среде, составил 18,5 млрд. руб., из которого взыскано только 1,7 млрд. руб., или 9,5%. Только в Челябинской области сумма экологического вреда, который органами Росприроднадзора не взыскан, составила 1,1 млрд. руб.

Вопреки требованиям ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Закона N 7-ФЗ территориальные органы Росприроднадзора не обеспечивают должной реализации функции администратора доходов бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В результате в бюджетную систему Российской Федерации не поступают значительные денежные средства.

В нарушение ст. 69 Закона N 7-ФЗ органами Росприроднадзора не организован государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также хозяйствующих субъектов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области по состоянию на 1 декабря 2015 года, в этом регионе зарегистрировано более 125,1 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым необходимо вносить плату. При этом количество плательщиков, зарегистрированных в территориальном Управлении Росприроднадзора, составило только около 7 тыс. хозяйствующих субъектов, или 5,5% от их общего количества.

Во многих субъектах Российской Федерации подразделениями Росприроднадзора не принимаются исчерпывающие и своевременные меры по взысканию задолженности по плате. Так, в Красноярском крае в 2015 году не внесли плату свыше 2 тыс. хозяйствующих субъектов. В итоге консолидированным бюджетом недополучено свыше 3 млрд. руб., федеральным - более 600 млн. руб.

Вопреки требованиям ст. ст. 65 и 66 Закона N 7-ФЗ виновные лица не всегда привлекались к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы. Так, Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2014 - 2015 годах не приняты меры по привлечению к ответственности по ст. 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) КоАП РФ 170 хозяйствующих субъектов.

Прокурорами также выявлены многочисленные нарушения законодательства в данной сфере в деятельности территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов (далее - Росводресурсы).

Вопреки требованиям законодательства территориальными органами Росводресурсов ненадлежащим образом исполняются функции администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Только на территории Северо-Кавказского федерального округа размер недоимки составил более 9,1 млн. руб.

В нарушение ст. 18 Водного кодекса РФ территориальными органами Росводресурсов зачастую не начислялись штрафы за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования. Так, Западно-Каспийским бассейновым водным управлением не начислен и не взыскан соответствующий штраф за превышение хозяйствующим субъектом допустимого объема забора воды из Чограйского водохранилища на 10,8 млн. куб. м.

Нарушения законодательства в данной сфере выявлены прокурорами в деятельности территориальных органов Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства). Широкое распространение получили факты ненадлежащего исполнения обязанностей по расчету и взысканию вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания (Республика Татарстан, Ивановская, Новгородская, Нижегородская, Псковская, Ленинградская и другие области).

Так, по результатам рассмотрения представления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства в Арбитражный суд Республики Татарстан предъявлено 8 исковых заявлений о взыскании с юридических лиц ущерба государственным рыбным запасам акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на сумму свыше 13 млн. руб., которые будут направлены на компенсационное зарыбление водоемов.

Предусмотренную ст. ст. 50, 53 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" обязанность по возмещению ущерба путем искусственного воспроизводства в добровольном порядке не выполнили 230 предприятий, получивших положительные заключения Средневолжского территориального управления Росрыболовства на осуществление хозяйственной деятельности. Управлением мер по обеспечению возмещения нанесенного вреда не принималось.

Не во всех случаях территориальными органами Росрыболовства при наличии оснований материалы проверок для организации доследственных мероприятий направляются в правоохранительные органы. Так, отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Пензенской области Средневолжского территориального управления в правоохранительные органы не направлены материалы по факту массовой гибели рыбы из-за аварийного сброса неочищенных сточных вод с канализационной насосной станции в реку Малый Чембар, в результате чего водным биологическим ресурсам причинен вред на сумму 589752 руб. Уголовное дело по ч. 1 ст. 250 УК РФ возбуждено лишь после вмешательства прокурора.

Территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) также ненадлежащим образом исполняются полномочия в данной сфере. Ими не организован контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в сфере администрирования платежей за использование лесов. Так, в Южном федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 года сумма недоимки и пени в целом по округу превысила 545,7 млн. руб. При этом соответствующая претензионная работа должным образом не велась.

Территориальными органами Росприроднадзора, Росводресурсов, Росрыболовства, Рослесхоза, а также уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации не обеспечен должный контроль за своевременностью уплаты наложенных штрафов за нарушения природоохранного законодательства, виновные лица не привлекались к ответственности по ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) КоАП РФ. Например, непринятие Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства своевременных мер привело к тому, что по итогам 2015 года общая сумма не взысканных штрафов за нарушения правил рыболовства составила около 7,7 млн. руб., или 20% от общей суммы наложенных штрафов.

Нарушаются требования законодательства в рассматриваемой сфере и региональными органами государственной власти.

Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений не принимались достаточные меры по взысканию задолженности по плате за пользование лесами, в том числе по арендной плате (республики Адыгея, Коми, Марий Эл, Забайкальский край, Ивановская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская и другие области). Например, в Забайкальском крае размер такой задолженности составляет более 300 млн. руб.

Органами власти Ивановской, Нижегородской, Ульяновской областей не во всех случаях принимались меры по взысканию задолженности по плате за пользование водными объектами.

Уполномоченными органами власти Рязанской, Самарской, Ярославской и других областей ненадлежащим образом осуществляется контроль за своевременностью и полнотой внесения недропользователями платы за пользование недрами.

Факты ненадлежащего исполнения обязанности по расчету и взысканию ущерба, причиненного окружающей среде, выявлялись в деятельности уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Волгоградская, Ивановская, Нижегородская, Рязанская, Тверская, Ульяновская, Ярославская области).

Проведенными органами прокуратуры Иркутской, Владимирской, Калужской областей проверками выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления при реализации муниципальных программ по охране окружающей среды. Так, Гусь-Хрустальным межрайонным прокурором Владимирской области внесено представление главе Уляхинского сельского поселения Гусь-Хрустального района по факту отсутствия финансирования в 2015 - 2016 годах мероприятий муниципальной программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2015 - 2016 годы. По результатам рассмотрения данного акта прокурорского реагирования приняты меры по устранению нарушений.

В Иркутской области по направленным Тайшетской межрайонной прокуратурой материалам 20 августа 2014 года возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ по факту оплаты администрацией Тайшетского района не полностью выполненных работ на сумму 3,24 млн. руб. по капитальному ремонту берегоукрепительного сооружения в п. Соляная на р. Бирюса.

В большинстве субъектов Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды не соблюдается многими хозяйствующими субъектами. Распространены факты функционирования предприятий без разрешительной документации или с нарушением требований разрешений и лицензий, самовольного использования природных ресурсов, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, а также поверхностных и подземных водных источников вредными веществами. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не соблюдается установленный законодательством принцип платности и возмещения причиненного окружающей среде вреда.

Например, приговором Красногвардейского районного суда Республики Адыгея заместитель генерального директора коммерческой организации признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ. В результате его незаконных действий, выразившихся в вырубке лесных насаждений и уничтожении плодородного слоя почвы, причинен ущерб в размере 238 млн. руб. В этой связи прокуратурой Красногвардейского района республики в Анапский районный суд направлено исковое заявление о взыскании с указанного лица суммы ущерба, причиненного преступлением, которое рассмотрено и удовлетворено.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокурорами активно предъявлялись в суды иски о понуждении получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, произвести расчеты платы на негативное воздействие на окружающую среду и взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду. Прокуроры принимали также меры по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного в результате сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, незаконной порубкой лесных насаждений и по другим вопросам обеспечения законности в экологической сфере.