Мудрый Юрист

Правовые границы осуществления регистратором обязанности по предоставлению эмитенту информации из реестра акционеров как элемент защиты инвестиций

Увакина Татьяна Владимировна, советник Генерального директора по правовым вопросам ОАО "Реестр" (профессиональный участник рынка ценных бумаг, регистратор); младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Правовых проблем экономики и управления" юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС.

Родилась 01.06.1975 в г. Москве. В 2000 году закончила факультет Международного права МГИМО МИД РФ. Автор на протяжении 15 лет работает в российских коммерческих организациях, последние 10 лет - на руководящих позициях.

Сфера профессиональных интересов - гражданское право, предпринимательское и корпоративное право, законодательство о рынке ценных бумаг. Автор занимается консультированием в данных сферах права, а также построением юридических конструкций для внедрения новых продуктов, повышения уровня защищенности прав акционеров и снижения рисков регистратора в его профессиональной деятельности.

В сфере научных исследований автор занимается исследованием теоретических и прикладных аспектов сделок по созданию и реорганизации коммерческих организаций в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, участвует в разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство РФ по указанной проблематике.

Является автором следующих научных работ, опубликованных в лицензируемых журналах ВАК, сборниках научно-практических конференций, а также в практических журналах "Акционерное общество", "Акционерный вестник", "Слияния и поглощения":

"АО vs ООО. Что выбирает бизнес?" (2009);

"Как получить в наследство долю в ООО" (2010);

"Регистраторская тайна" (2010);

"Вопросы корпоративного права и управления в проекте изменений ГК" (2014);

"Актуальные вопросы подтверждения решений общих собраний акционеров и участников хозяйственных обществ" (2015);

"Сделки по созданию коммерческих организаций в рамках государственного контроля за экономической концентрацией" (2015);

"Проблемы реализации наследниками права общей собственности на акции" (2015).

Данная статья посвящена анализу эволюции действующего российского законодательства в вопросах определения правовых границ предоставления регистратором эмитенту информации из реестра акционеров об акционерах и принадлежащих им акциях. Рассмотрены практические аспекты предоставления такой информации и их влияние на степень защищенности инвестиций в Российской Федерации.

Ключевые слова: предоставление информации из реестра акционеров, реестр акционеров, регистратор, эмитент, защита инвестиций.

Legal boundaries of registrar's obligation to provide information to the issuer from the register of shareholders, as an element of investment protection

T.V. Uvakina

The present article gives analysis of current Russian legislation on registrars' providing issuers with the information from the register of shares. The article also covers practical aspects of such information transfer and its influence on the level of investment protection in the Russian Federation.

Key words: providing with information from share register, register of shares, registrar, issuer, investments protection.

В соответствии с п. 1. ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" <1> (далее по тексту "ФЗ о РЦБ"), предоставление информации из реестра акционеров является одной из составляющих лицензируемой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по ведению реестра акционеров. Однако на практике регистратор, отвечающий лицензией за соответствие своей деятельности действующему законодательству и лицензионным требованиям, устанавливаемых регулятором на рынке ценных бумаг <2>, обязан соблюдать большую осторожность при реализации данной обязанности. Дело в том что положения того же ФЗ о РЦБ, помимо прочего, также налагают на регистратора обязанность обеспечить конфиденциальность информации о лице, которому открыт счет, а также информации о таком счете, включая операции по нему <3>.

<1> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 13.07.2015), первоначально опубликован // Российская газета. 25.04.1996. N 79.
<2> До 01.09.2013 регулятором на рынке ценных бумаг являлась ФСФР РФ (еще раньше, до упразднения в связи с изданием Указа Президента РФ, регулятор именовался ФКЦБ России (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 12.03.2004. N 50). Некоторые законодательные акты ФКЦБ России действуют и активно применяются в настоящее время, например: Постановление ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" // Вестник ФКЦБ России. 14.10.1997. N 7). Начиная с 01.09.2013 на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 функции лицензирующего органа и регулятора на рынке ценных бумаг выполняет Центральный Банк Российской Федерации (Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // Собрание Законодательства Российской Федерации. 29.07.2013. N 30 (часть II). Ст. 4086).
<3> Пункт 1 статьи 8.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Статья введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О центральном депозитарии" // Российская газета. 14.12.2011. N 281.

Сложность состоит в том, что до появления статьи 8.6 ФЗ о РЦБ "Обеспечение конфиденциальности информации держателями реестра и депозитариями" <4> и введения законодательного запрета на самостоятельное ведение реестра акционеров непубличными акционерными обществами - эмитентами ценных бумаг с количеством акционеров менее 50 <5>, информирование регистратором своего клиента-эмитента обо всех действиях, производимых в реестре владельцев именных ценных бумаг данного эмитента, было стандартной практикой. В составе такой информации эмитенты также получали информацию о лицах, которым открыты счета в реестре и количестве ценных бумаг на этих счетах. Крупные, в особенности публичные, акционерные общества часто пользовались данной дополнительной услугой своих регистраторов с целью отслеживания структуры владения бизнесом и предотвращения совершения незаконных сделок со своими акциями. Данный механизм рассматривался тогда как один из способов предотвращения недобросовестных действий третьих лиц по незаконному переделу и захвату бизнеса и являлся одним из действенных механизмов защиты акционерной собственности. Предоставление регистраторами своим клиентам-эмитентам информации строилось на отмененных в нынешней редакции положениях ФЗ о РЦБ. Это положения п. 3 ст. 8 ФЗ о РЦБ в редакции от 30.11.2011 о том, что эмитент, поручивший ведение реестра регистратору, может требовать у последнего предоставления реестра за вознаграждение. Таким образом, презюмировалось, что эмитент является лицом, которое имеет право получать любую информацию из реестра акционеров.

<4> Статья 8.6 "Обеспечение конфиденциальности информации держателями реестра и депозитариями" введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" // Российская газета. 14.12.2011. N 281.
<5> Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" // Российская газета. 05.07.2013. N 145.

Несмотря на то что такое положение дел создавало дополнительный механизм для защиты акционерного капитала от недобросовестных действий третьих лиц, у него существовала и обратная сторона - возникал риск недобросовестного использования эмитентом и контролирующими его акционерами информации о сделках с акциями эмитента и вовлечения регистратора в корпоративный конфликт. При этом в силу отсутствия законодательных ограничений на предоставление эмитентам информации из реестра не существовало нормативного регулирования, направленного на защиту миноритарных акционеров от убытков, понесенных ими в результате недобросовестных действий эмитентов в связи с получением последними информации о сделках с выпущенными ими акциями. Также не стоит забывать, что в тот период небольшие акционерные общества вели свои реестры акционеров самостоятельно и, естественно, имели свободный и неограниченный доступ к информации, содержащейся в реестре акционеров.

Этот законодательный пробел был восполнен введением статьи 8.6 "Обеспечение конфиденциальности информации держателями реестра и депозитариями" в ФЗ о РЦБ, в частности, п. 5 данной статьи предусматривал, что информация о лице, которому открыт лицевой счет, а также информация о количестве ценных бумаг данного эмитента на указанном лицевом счете может быть предоставлена эмитенту, если это необходимо для исполнения последним требований законодательства Российской Федерации.

В практике правоприменителей, как профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и эмитентов, стали возникать многочисленные вопросы, касающиеся возможных пределов предоставления информации из реестра об акционерах и принадлежащих им акциях эмитента. Ответом на это стало письма ЦБ РФ <6>, которым был конкретизирован подход регулятора к данному вопросу. Письмо содержит конкретные перечни ситуаций и оснований, по которым регистратор должен предоставлять информацию иным лицам (кроме акционера). Так, применительно к эмитенту речь идет о том, что информация о лице, которому открыт лицевой счет, а также информация о количестве ценных бумаг данного эмитента на счете может быть предоставлена эмитенту, если это необходимо для исполнения требований законодательства РФ. Письмо раскрывает, что под такими требованиями понимаются определенные нормы, которыми на эмитента возлагаются обязанности, для исполнения которых необходимо получение информации. Регистраторы вправе предоставлять информацию эмитенту при наличии в запросе основания ее получения. Перечень возможных оснований также приведен в письме.

<6> Письмо ЦБ РФ от 29.05.2014 N 015-55-4/4158 "О разъяснении вопросов, касающихся предоставления информации держателями реестра владельцев ценных бумаг и номинальными держателями".

С этого момента эмитентов обязали указывать в своих запросах на предоставление информации из реестра акционеров об акционерах и имеющихся на их счетах акциях эмитента, предусмотренное действующим законодательством основание для получения такой информации. С принятием данной нормы окончательно оформились законодательные границы предоставления регистратором информации из реестра об акционерах и принадлежащих им ценных бумагах - теперь такая информация предназначается только самим акционерам, уполномоченным государственным органам и обществам-эмитентам на основании запросов, мотивированных необходимостью выполнения требований действующего законодательства.

Данный подход законодателя вполне соответствует тенденциям, заложенным Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, которая, в частности, констатирует, что развитие российского финансового рынка во многом зависит от уровня защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. При этом очевиден акцент законодателя в сторону защиты прав миноритарных акционеров - в Стратегии отмечается важность формирования массового розничного инвестора, внедрения механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту инвестиций. Говоря о подходе законодателя к деятельности регистратора, Стратегия отмечает необходимость предпринять шаги, связанные с повышением прозрачности деятельности учетных институтов вообще и регистраторов в частности, а также исключением их из корпоративных конфликтов. В настоящий момент, стоит констатировать, что направления, намеченные Стратегией в этом отношении, выполняются в полной мере.