Мудрый Юрист

Фонд персональной ответственности туроператора как новый способ обеспечения исполнения обязательств в сфере туризма

Ситдикова Любовь Борисовна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор.

Кузахметова Светлана Евгеньевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета, начальник отдела сопровождения продвижения продукции ООО "Би Эл Эс КУСТОС ГРУП", кандидат юридических наук.

Согласно Федеральному закону от 02.03.2016 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" дополнительным условием осуществления деятельности туроператорами выездного туризма станет наличие фонда персональной ответственности туроператора. Указанный фонд определен законодателем как новый способ обеспечения исполнения обязательств туроператора выездного туризма, которому свойственен механизм постепенного формирования. Данный фонд призван в конечном счете заменить для туроператора финансовое обеспечение, и его введение имеет как положительные, так и отрицательные моменты для туристического бизнеса.

Ключевые слова: туроператор, турагент, фонд персональной ответственности туроператора, финансовое обеспечение.

Tour Operators' Personal Liability Fund as a New Way to Secure Obligations in the Sphere of Tourism

L.B. Sitdikova, S.E. Kuzakhmetova

Sitdikova Lyubov B., Head of the Department of Civil Law and Procedure Russian State Social University, Doctor of Law, Professor.

Kuzakhmetova Svetlana E., Assistant Professor of the Department of Civil Law and Procedure Russian State Social University Head of the Department of Product Promotion Support BLS Custos Group LLC, Candidate of Legal Sciences.

According to the Federal law from 3/2/2016 N 49-FZ "About modification of separate acts of the Russian Federation for improvement of the legislation regulating tourist activity" an additional condition of implementation of activity of outbound tourism by tour operators there will be an existence of fund of personal responsibility of tour operator. The specified fund is defined by the legislator as a new way of providing performance of obligations of tour operator of outbound tourism to which the mechanism of gradual formation is peculiar. This fund is urged to replace finally financial security and its introduction has both the positive, and negative moments for travel business.

Key words: tour operator, travel agent, fund of personal responsibility of tour operator, financial security.

Последние события массовой приостановки деятельности туроператорами и необходимость оказания экстренной помощи туристам за рубежом предопределили очередное реформирование законодательства о туризме. В связи с чем в декабре 2014 года Министерством культуры РФ был разработан и внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу РФ очередной законопроект с целью изменения базового Закона о туризме. Законодательная инициатива направлена была на усиление ответственности туроператоров и повышение уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации. 25 февраля 2015 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла проект Федерального закона N 677890-6 <1> (далее - законопроект). В марте текущего года Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" (далее - ФЗ N 49-ФЗ), который в соответствии со ст. 5 в большей своей части вступает в силу с 1 января 2017 года.

<1> См.: проект Федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.02.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно ФЗ N 49-ФЗ дополнительным условием осуществления деятельности туроператорами выездного туризма является наличие фонда персональной ответственности туроператора. Указанный фонд определен законодателем как новый способ обеспечения исполнения обязательств туроператора выездного туризма, которому свойственен механизм постепенного формирования. Данный фонд призван в конечном счете заменить для туроператора финансовое обеспечение, и его введение имеет как положительные, так и отрицательные моменты для туристического бизнеса.

По смыслу ст. 11.6 ФЗ N 49-ФЗ формирование фонда осуществляется путем внесения ежегодных взносов в размере 1% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Как видно из содержания п. 3 ст. 5 ФЗ N 49-ФЗ, у туроператоров будет совсем немного времени для того, чтобы исполнить обязанность уплаты взноса в фонд за 2017 год, поскольку законодатель обязал их уплатить взнос в фонд персональной ответственности в течение тридцати дней со дня вступления в силу данного Федерального закона, т.е. до конца января 2017 года.

Уплата взносов за 2018 и последующие годы предполагается в том же размере, однако законодатель предоставил туроператорам возможность производить уплату в рассрочку, а именно равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.

Безусловно, в качестве прогрессивного момента следует отметить законодательно установленную возможность сразу сформировать данный фонд, оплатив его максимальный размер - не менее 7% от общей цены туристского продукта. Это позволит существенно сэкономить на том, что отпадет необходимость получать финансовое обеспечение, которое в связи с возрастанием рисков выплаты страхового возмещения для страховщиков с каждым годом все сложнее получить туроператорам. Об этом факте свидетельствует практика массового исключения туроператоров из федерального реестра в связи с непродлением финансового обеспечения на новый срок.

Согласно законопроекту фонд персональной ответственности туроператора первоначально предназначался для расходования средств на оказание экстренной помощи туристам, что было связано с попыткой создать механизм, препятствующий возможности недобросовестным туроператорам решать свои финансовые проблемы, накопившиеся за годы работы, за счет турбизнеса, т.е. средств созданного и успешно функционирующего компенсационного фонда. Экстренная помощь - это действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с федеральным законом. Порядок оказания экстренной помощи и правила финансирования расходов определены Постановлением Правительства РФ <2>. Экстренная помощь оказывается туристам туроператором, членом данного объединения, независимо от того, с кем был заключен договор: напрямую с туроператором или с уполномоченным им турагентом.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" // Собрание законодательства РФ. 04.03.2013. N 9. Ст. 958.

По смыслу законопроекта размер данного фонда был поставлен в зависимость от прогнозного показателя количества туристов на следующий год. При этом минимальный размер фонда персональной ответственности определялся из расчета 100 рублей на одного туриста. Данный фонд должен был формироваться за счет ежегодных взносов туроператоров.

Однако, как известно, законодатель пошел по пути изменения целевого назначения фонда и определил, что объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует для каждого члена фонд персональной ответственности для выплаты денежных средств, причитающихся туристам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Как видно, данный фонд - это дополнительный механизм защиты прав туристов, конечная цель которого - замена для туроператора выездного туризма финансового обеспечения.

Осуществление туроператорской деятельности связано с заключением и исполнением туроператором договоров с непосредственными исполнителями туристских услуг (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы и др.) с целью формирования туристского продукта; последующего продвижения его посредством рекламы, участия в туристических выставках, издания каталогов и др. и, наконец, заключения договора с туристом и оказания услуг в соответствии с данным договором. Для того чтобы оказывать услуги, принимать рискованные и юридически значимые поручения, туроператору (турагенту) необходимо иметь финансовые гарантии на случай неблагоприятного развития событий и неправильных действий, влекущих причинение вреда. В противном случае не исключена утрата профессионального статуса, репутации или соответствующего имиджа фирм, оказывающих услуги.

Институт финансового обеспечения был введен в 2007 году <3> законодателем с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц после отмены лицензирования данного вида деятельности. Наличие финансового обеспечения в современных условиях возможно в виде страхования ответственности туроператора и банковской гарантии исполнения обязательств по договору с туристом. Данная обязанность иметь финансовое обеспечение предусмотрена также для субъектов предпринимательской деятельности, реализующих туристский продукт, будучи агентом иностранного туроператора.

<3> См.: Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Особенности правового регулирования отношений, связанных с выдачей банковской гарантии, в большей степени определены положениями параграфа 6 главы 23 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ - независимая гарантия). Согласно банковской гарантии банк, иная кредитная организация либо страховщик, так называемый гарант, обязуется при неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором или турагентом, действующим по поручению туроператора (принципала), обязательств по договорам уплатить денежную сумму туристу (бенефициару), заключившему договор непосредственно с принципалом либо по его поручению - турагентом, по представлении бенефициаром письменного требования об уплате денежной суммы, содержащего указание на то, что принципалом не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены обязательства по договору (гарантия).

Договор страхования в настоящий период рассматривается как один из действенных механизмов, призванных обеспечивать защиту имущественных интересов лиц, оказывающих различного рода услуги. К таковым услугам относятся и туристские, так как их выполнение подчас связано со всевозможными рисками, в том числе обусловленными ошибками со стороны исполнителя, которым является туроператор. Имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности по возмещению туристу реального ущерба, являются объектом договора страхования ответственности туроператора. Факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб по договору, возникший в период действия договора страхования ответственности туроператора, является страховым случаем. Финансовое обеспечение должно быть выдано на срок не менее года, и размер его должен соответствовать требованиям ст. 17.2 Закона. При возникновении факта установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, если это является существенным нарушением условий такого договора, финансовое обеспечение должно гарантировать:

а) возврат денежных средств за оплаченные, но не оказанные услуги;

б) выплату денежных средств, возмещение реального ущерба, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных в связи с непредвиденным выездом из страны временного пребывания.

Безусловно, вновь введенный фонд персональной ответственности туроператора как более надежный источник возмещения позволит повысить доверие потребителей к отрасли в целом и будет способствовать повышению спроса на услуги в сфере выездного туризма, что остро необходимо туроператорам, как показывает опыт последних двух лет.

Среди позитивных моментов данного нововведения следует отметить следующие: данный фонд по законодательству является собственностью туроператора, в связи с чем доходы от размещения денежных средств фонда подлежат зачислению в данный фонд. В случае прекращения туроператорской деятельности денежные средства фонда подлежат возврату туроператору при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам. Поэтому в конечном счете формирование фонда в полном объеме приведет к существенной экономии денежных средств за счет отсутствия необходимости оплаты премии страховщикам (гарантам), которые, как известно, оплачиваются ежегодно и по общему правилу не подлежат возврату.

Негативным моментом введения данного правового института является возрастание финансового бремени для турбизнеса, который в последние годы в связи с политическими и экономическими факторами все чаще терпит убытки. Безусловно, достаточно обременительным будет для туроператоров исполнить обязанность единовременной уплаты взносов в оба фонда: в резервный (в настоящее время компенсационный) и фонд персональной ответственности в течение месяца с даты вступления ФЗ N 49-ФЗ. Туроператорская деятельность характеризуется низкой маржинальностью, поскольку, формируя туристский продукт, туроператор чаще всего является агентом перевозчиков и юридических лиц, оказывающих услуги по размещению. Выручка туроператора представляет собой, как правило, агентское вознаграждение от указанных поставщиков услуг.

В связи с чем полагаем, что большая часть туроператоров выездного туризма будет не в состоянии гарантировать уплату взноса в фонд персональной ответственности. Создание новых гарантий защиты прав туриста может привести к ограничению его возможностей для путешествия ввиду возрастания стоимости данных услуг в условиях сокращения количества туроператоров и, как следствие, исключения здоровой конкуренции как фактора сдерживания роста стоимости услуг.

Таким образом, для осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма в 2017 и последующие годы туроператору необходимо будет нести расходы, связанные с оплатой премии страховщика (гаранта) и внесением взносов в фонды персональной ответственности и в резервный фонд. Очевидно, что все эти расходы приведут к существенному сокращению субъектов предпринимательской деятельности, участников правоотношений по формированию и реализации туристского продукта как комплекса услуг, снижению конкуренции и удорожанию стоимости турпродукта. Совершенно оправданным шагом законодателя было отсрочить вступление изменений до 1 января 2017 года, что позволит туроператорам не только правильно выстроить финансовую политику компании, в том числе при планировании бюджета на текущий год, но и выявить все вероятные недостатки нововведений и, возможно, своевременно устранить их.

Литература

  1. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" // Собрание законодательства РФ. 04.03.2013. N 9. Ст. 958.
  3. Проект Федерального закона N 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 25.02.2015) // СПС "КонсультантПлюс".