Мудрый Юрист

Односторонние системные обязательства Российской Федерации перед ВТО

Васькина Анастасия Юрьевна, аспирант кафедры международного права, адвокатуры и нотариата Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

В настоящей статье автор анализирует содержание Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО с целью определения односторонних системных обязательств России, которые она приняла на себя в рамках присоединения к ВТО в дополнение к общим обязательствам. В результате проведенного анализа автором выработан подход к классификации односторонних системных обязательств России перед ВТО по нескольким основным группам.

Ключевые слова: ВТО, Соглашение об учреждении ВТО, обязательства, односторонние системные обязательства, Россия.

Unilateral systemic obligations of the Russian Federation towards the World trade organization (WTO)

A.Yu. Vaskina

Vaskina Anastasiya Yu., Postgraduate Student of the Department of International Law Advocacy and Notary of Russian Law Academy of the Ministry of the Justice of the Russian Federation (RLA of the Ministry of Justice of Russia).

In this article the author analyzes the Report of the Working party on the accession of the Russian Federation to the WTO in order to define the unilateral system commitments which were made under accession to the WTO in addition to the general commitments. As a result of this analysis the author developed an approach to the classification of unilateral system WTO commitments of Russia into several main groups.

Key words: WTO, Agreement establishing the WTO, commitments, the unilateral system commitments, Russia.

Государства, вступая в ВТО, принимают на себя обязательства по выполнению положений Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых соглашений, на основе которых осуществляется регулирование международной торговли товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Данные обязательства являются общими, т.е. создают права и обязанности для всех членов ВТО. В дополнение к общим обязательствам от государств может потребоваться принятие односторонних системных обязательств - так называемых обязательств ВТО плюс <1>. Параграф 1450 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО содержит отсылку к конкретным параграфам Доклада, в которых содержатся односторонние системные обязательства России <2>. Проанализировав содержание данных параграфов, предлагается обобщить односторонние системные обязательства России по следующим основным группам.

<1> См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2014. С. 28.
<2> См.: Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
  1. Обязательства в области торговли товарами.

1.1. Обязательства в области таможенно-тарифных процедур. Вывозные таможенные пошлины будут устанавливаться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО и статьей I ГАТТ-1994. Импортные тарифные квоты будут устанавливаться на основе положений ГАТТ-1994 и соответствующих соглашений ВТО. Определение таможенной стоимости товара будет осуществляться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, Соглашением по применению статьи VII ГАТТ-1994 и статьей I ГАТТ-1994. Правила происхождения товаров будут устанавливаться в соответствии с Соглашением по правилам происхождения. Предотгрузочная инспекция будет реализовываться в соответствии с ГАТТ-1994 и Соглашением по предотгрузочной инспекции.

1.2. Обязательства в области применения налогового режима. С даты присоединения к ВТО Россия взяла обязательство по отмене льгот по уплате НДС, установленных в Налоговом кодексе РФ в отношении отдельных видов отечественной сельскохозяйственной продукции. Взимание внутренних налогов и освобождение от них, включая НДС, акцизы и другие налоги, будет осуществляться недискриминационным образом на основе статей I и III ГАТТ-1994.

1.3. Обязательства в области процедур лицензирования и квотирования. Процедуры импортного лицензирования будут применяться в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО и Соглашением по процедурам импортного лицензирования. В отношении количественных ограничений на импорт и экспорт (квот, запретов и разрешений), которые не могут быть оправданы с точки зрения соответствия Соглашению об учреждении ВТО, устанавливаются обязательство по отмене и запрет на повторное ведение и применение.

1.4. Обязательства в области субсидирования. Торговая политика России будет полностью соответствовать требованиям, установленным в отношении применения субсидий, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. В соответствии с требованиями статьи 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам Россия приняла обязательство по отмене всех осуществляемых на ее территории программ субсидирования, подпадающих под действие данной статьи.

1.5. Обязательства в области применения технических регламентов и стандартов. Разработка и применение технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия будут осуществляться в соответствии с требованиями обеспечения транспарентности, недискриминации и национального режима, установленными Соглашением по техническим барьерам в торговле.

1.6. Обязательства в области применения санитарных и фитосанитарных мер. Санитарные и фитосанитарные меры будут разрабатываться и применяться в РФ на основе научных принципов и международных стандартов при активном участии России в деятельности соответствующих международных организаций. Данные меры будут применяться только в объеме, необходимом для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, и не будут являться большим ограничением торговли, чем это необходимо для достижения надлежащего уровня безопасности РФ.

1.7. Обязательства в области применения связанных с торговлей инвестиционных мер. Россия приняла обязательство о том, что все применяемые в РФ законы, постановления и иные меры, принятые РФ или компетентными органами Таможенного союза, будут соответствовать Соглашению по связанным с торговлей инвестиционным мерам. При этом Россия предусмотрела переходный период для приведения системы привлечения инвестиций для развития отечественного производства легковых автомобилей в соответствие с требованиями ВТО. Правовую основу данной системы составляют следующие нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" <3>; Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15 апреля 2005 г. (Автомобильная инвестиционная программа N 1) <4>; Приказ Минэкономразвития РФ N 678, Минпромторга РФ N 1289, Минфина РФ N 184н от 24 декабря 2010 г. (Автомобильная инвестиционная программа N 2) <5>. В ходе переговоров Россия согласовала сохранение режима "промышленной сборки" до 1 июля 2018 года.

<3> См.: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" // Российская газета. 2005. 5 апреля.
<4> См.: Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15 апреля 2005 г. "Об утверждении Порядка, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" // Российская газета. 2005. 4 мая.
<5> См.: Приказ Минэкономразвития РФ N 678, Минпромторга РФ N 1289, Минфина РФ N 184н от 24 декабря 2010 г. "О внесении изменений в порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" // Российская газета. 2011. 4 февраля.

1.8. Обязательства в области торговли сельскохозяйственной продукцией. Россия обязуется соблюдать все требования Соглашения по сельскому хозяйству и выполнять содержащиеся в ее Перечне уступок и обязательств по товарам обязательства по предоставлению внутренней поддержки и связыванию экспортных субсидий. В соответствии со статьей 6 Соглашения по сельскому хозяйству Россия обязуется сократить внутреннюю поддержку национальных сельскохозяйственных производителей с 9,0 млрд. долларов в 2012 году до 4,4 млрд. долларов в 2018 году. В части обязательств по отмене экспортного субсидирования, установленных в статье 8 Соглашения по сельскому хозяйству, Россия обязуется связать свои экспортные субсидии на нулевом уровне.

1.9. Обязательства в области торговли товарами из особых экономических зон. Россия приняла на себя обязательство о том, что создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в РФ будет регулироваться нормами Соглашения об учреждении ВТО, за исключением отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Калининградская ОЭЗ действует на основе Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ <6>, а также на основе Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение о СЭЗ) <7>. Калининградская ОЭЗ функционирует до 1 апреля 2031 года с последующим принятием нового федерального закона, который должен вступить в силу не позднее чем за один год до истечения указанного срока.

<6> См.: Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 19 января.
<7> См.: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.

Предпринимательскую деятельность на территории Калининградской ОЭЗ могут осуществлять как резиденты, так и нерезиденты ОЭЗ. До вступления России в ВТО резидентам Калининградской ОЭЗ был предоставлен льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, который включал следующие аспекты: 1) особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций в соответствии со статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса РФ; 2) таможенная процедура свободной таможенной зоны, в соответствии с которой иностранные товары могут ввозиться и использоваться на территории Калининградской ОЭЗ без уплаты налогов и пошлин; 3) гарантии в случае изменения законодательства; 4) упрощенный порядок оформления виз при въезде на территорию Калининградской ОЭЗ. Очевидно, что рассмотренные положения противоречат основным принципам ВТО, зафиксированным в статье I и статье III ГАТТ-1994, - режиму наибольшего благоприятствования и принципу предоставления национального режима. При вступлении в ВТО Россия в Докладе Рабочей группы предусмотрела для Калининградской ОЭЗ переходный период для приведения указанных положений в соответствие с требованиями ВТО до 1 апреля 2016 года. Данный срок также зафиксирован в статье 10 Соглашения о СЭЗ. Начиная с 1 апреля 2016 года юридические лица, зарегистрированные на территории Калининградской области, являющиеся производителями товаров на данной территории, не могут больше использовать таможенную процедуру реимпорта готовой продукции. Также начиная с 1 апреля 2016 года устанавливается обязанность по уплате налогов и таможенных пошлин в отношении произведенных товаров, которые планируются к ввозу на остальную таможенную территорию Евразийского экономического союза. Магаданская ОЭЗ действует на основе Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ. Магаданская ОЭЗ функционирует до 31 декабря 2025 года с последующим принятием нового Федерального закона, который должен вступить в силу не позднее чем за один год до истечения указанного срока <8>. В отношении Магаданской ОЭЗ Россия предусмотрела переходный период для приведения положений законодательства РФ в соответствие с требованиями ВТО до 31 декабря 2014 года. В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 года участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождались от уплаты налога на прибыль, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. В настоящее время льготный режим осуществления хозяйственной деятельности на территории Магаданской ОЭЗ заключается в возможности использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

<8> См.: Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // Российская газета. 1999. 7 июня.
  1. Обязательства в области торговли услугами. В отношении сектора банковских услуг требования к уставному капиталу будут применяться ко всем государственным и частным банкам РФ на недискриминационной основе, за исключением Банка России. В случае если иностранные инвестиции в банковский сектор РФ превысили пятьдесят процентов, то применяется специальная формула расчета коэффициента, которая будет общественно доступна. В отношении страхового сектора требования к уставному капиталу также будут применяться на недискриминационной основе. Требования по применению специального коэффициента аналогичны требованиям, установленным для банковского сектора.
  2. Обязательства в области обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности. Россия приняла на себя обязательство по пересмотру системы коллективного управления авторскими и смежными правами. В соответствии со статьей 1242 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) правообладатели в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ, имеют право создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. В соответствии со статьей 1244 ГК РФ данные организации вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми они заключили договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у них эти договоры не заключены <9>. Россия приняла обязательство отменить недоговорное управление правами и внести соответствующие изменения в часть четвертую ГК РФ в течение пяти лет с даты ее вступления в силу. Несмотря на то что срок по приведению законодательства РФ в соответствие с принятым обязательством истек 1 января 2013 года, соответствующие изменения в ГК РФ так и не были внесены.
<9> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. 2006. 22 декабря.
  1. Обязательства в области осуществления валютных операций и защиты платежного баланса. В случае введения ограничений на валютные операции они будут соответствовать требованиям ВТО. Защита платежного баланса будет осуществляться в соответствии с мерами, предусмотренными Соглашением об учреждении ВТО и статьей XII ГАТТ-1994.
  2. Обязательства в сфере приватизации и деятельности государственных предприятий. Правительство РФ в соответствии с требованиями статьи XVII ГАТТ-1994 обязуется ежегодно направлять членам ВТО отчеты о ходе Программы приватизации с целью обеспечения ее транспарентности на протяжении всего срока ее действия.
  3. Обязательства в области ценообразования. Сборы за транзитные железнодорожные перевозки будут устанавливаться в соответствии со статьей V ГАТТ-1994 о свободе транзита и положениями Соглашения об учреждении ВТО. Установленные тарифы на транзитные перевозки и последующие изменения в них подлежат публикации до их вступления в силу. Коммерческая деятельность по поставке природного газа будет осуществляться в соответствии с нормативной базой и будет направлена на покрытие расходов и извлечение прибыли. Цены на поставку природного газа для домашних хозяйств, а также иных некоммерческих потребителей будут устанавливаться на основе социальной политики. Государственное регулирование цен возможно только в отношении определенного круга товаров и только в соответствии с Соглашением об учреждении ВТО.
  4. Обязательства в области применения права ВТО. Право ВТО подлежит единообразному применению на всей территории России, в том числе в регионах, участвующих в приграничной торговле, и в особых экономических зонах. Физические и юридические лица имеют право сообщить государственным органам РФ или компетентным органам Таможенного союза о случаях неприменения или неединообразного применения права ВТО на территории РФ.
  5. Обязательства по обеспечению транспарентности торговой политики. Россия обязуется соблюдать требования механизма обзора торговой политики, а также обеспечить публикацию всех законов и иных нормативных правовых актов, связанных с торговлей товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности до их вступления в силу.

Литература

  1. Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // Российская газета. 1999. 7 июня.
  2. Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 19 января.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. 2006. 22 декабря.
  4. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.
  5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" // Российская газета. 2005. 5 апреля.
  6. Приказ Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15 апреля 2005 г. "Об утверждении Порядка, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" // Российская газета. 2005. 4 мая.
  7. Приказ Минэкономразвития РФ N 678, Минпромторга РФ N 1289, Минфина РФ N 184н от 24 декабря 2010 г. "О внесении изменений в порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" // Российская газета. 2011. 4 февраля.
  8. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2014.
  9. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".