Мудрый Юрист

Час спик специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию?

В нашей стране запущен механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Таким образом в России начали осваивать новую форму государственно-частного партнерства, что приветствуется во всем цивилизованном мире. Однако у некоторых экспертов возникли опасения на сей счет: не сведет ли это на нет ту самую конкуренцию, за которую мы так яростно боремся довольно длительное время и даже преуспели в этом вопросе.

СПИК КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) введены Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в РФ".

Механизм СПИК построен на принципе защиты инвестора от изменений законодательства принимающей страны. Дескать, есть наработанная мировая практика.

Закон гласит: по специальному инвестиционному контракту одна сторона (инвестор) обязуется своими силами или с привлечением иных лиц в предусмотренные этим контрактом сроки создать или модернизировать и освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации. Другая сторона - непосредственно РФ или ее субъект - в течение такого же срока обязуется использовать предусмотренные российским законодательством меры стимулирования деятельности инвестора в сфере промышленности.

В СПИК кроме сроков можно оговаривать характеристики промышленной продукции, производство которой создается или осваивается, перечень направленных на это мероприятий, объем инвестиций, порядок их предоставления и т.д.

Специальный инвестиционный контракт можно заключать сроком до 10 лет.

На срок действия специального инвестиционного контракта законодательно гарантируется условие не повышать величину совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной СПИК. Неизменными для инвестора на протяжении всего срока СПИК останутся также антимонопольные и таможенные условия. Инвестор может получить любые преференции и льготы, предусмотренные российским законодательством, потому что Закон "О промышленной политике в РФ" не ограничивает такую возможность.

НЕ КАЖДОМУ ДАНО

Некоторые аналитики считают, что в ситуации нестабильной экономики именно специальные инвестиционные контракты помогут России привлечь инвестиции в производство. Ведь не секрет, что инвесторы часто уходят из тех стран и регионов, где слишком часто меняются правила игры, где нет возможности для стабильной работы, когда правая рука не ведает, что делает левая.

Однако надо понимать, что воспользоваться всеми плюсами специальных инвестиционных контрактов сможет далеко не каждый производственник. Предложения и проекты, претендующие на такой контракт, проходят тщательный отбор. Работа на таких условиях возможна именно при создании предприятия или его модернизации, внедрения новейших технологий, при налаживании производств, не имеющих аналогов среди отечественной продукции.

Еще одно условие - минимальная сумма инвестиции. Она должна составлять не менее 750 млн руб. Сразу становится ясно, что речь идет не просто об интересных, но достаточно крупных проектах и разработках.

За отбор проектов отвечает Межведомственная комиссия по оценке возможности заключения СПИК. В ее составе на правах постоянных экспертов представители Минпромторга, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, таких бизнес-объединений, как Российский союз промышленников и предпринимателей и "Деловая Россия". Если проводятся заседания по проблемам отраслей, то приглашаются соответствующие отраслевые представители.

ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

Понятно, что система специальных инвестиционных контрактов - проект для нас новый. Законодательство на эту тему вступило в силу только в прошлом году, сегодня таких контрактов пока не очень много. Но есть уже первые ласточки. В том же 2015 году специальный инвестиционный контракт был подписан в одном из регионов РФ: между Лысьвенским металлургическим заводом, Пермским краем и администрацией Лысьвенского городского округа.

Это был один из первых таких контрактов в крае. На церемонии подписания присутствовал Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В данном случае специальный инвестиционный контракт предусмотрен в качестве альтернативной меры снижения налоговой нагрузки для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты по созданию новых промышленных производств, таких, как новый листопрокатный комплекс на Лысьвенском металлургическом заводе. В соответствии с ним налог на имущество и налог на землю для основных средств, полученных при реализации проекта строительства листопрокатного комплекса на ЛМЗ, в региональной их части будут обнулены, а налог на прибыль будет равен 13,5%. По условиям контракта, так будет в течение 7 лет.

Казалось бы, можно пользоваться такой возможностью, ведь нас часто как раз за то и ругали некоторые отечественные и зарубежные эксперты, что не можем мы выработать стандартные и долгосрочные условия для привлечения инвесторов.

Однако, как мы уже сказали, зазвучали опасения, что СПИК могут отрицательно сказаться на состоянии конкуренции. Хотя сам Закон и его конкретное положение о СПИК вызывает у большинства одобрение.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Понятно, что государство будет развивать те технологические сферы, где есть проблемы в России (например, импортозамещение или локализация производства). Если вопрос ставить в ракурсе конкуренции с иностранными производителями, то здесь все нормально и никто не убивает конкуренцию, а, наоборот, идет развитие конкуренции. Поэтому вывод: второй тезис несостоятелен в применении к СПИК, - говорит заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Николай Баранов.

ПРАКТИКА НАС РАССУДИТ

Выходит, что рассматривать специальные инвестиционные контракты как тормозящие развитие конкуренции неправильно. Некоторые аналитики в этой связи уточняют следующее: даже если есть определенная поддержка того или иного производителя, вряд ли он сможет один обеспечивать потребности всего государства в своей продукции.

Такие эксперты считают, что новые производства, созданные на деньги инвесторов в рамках СПИК, могут только повысить конкуренцию на данном рынке.

За тему специальных инвестиционных контрактов взялись сегодня даже ученые. Они анализируют юридическую природу СПИК, их влияние на процессы реиндустриализации российской экономики, а также насколько такие контракты окажутся эффективными и впишутся в систему мер государственного регулирования экономики.

Одни высказываются критически о возможностях СПИК как инструмента для реформ в отечественной промышленности. Другие находят аргументы "за". Но лишь практика покажет, насколько эффективны специальные инвестиционные контракты для российской промышленности и экономики в целом.