Мудрый Юрист

Применение прокурором психологических знаний при поддержании в суде государственного обвинения по уголовным делам с участием несовершеннолетних

Воеводина Татьяна Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Статья посвящена актуальным вопросам возможности и целесообразности использования государственным обвинителем психологических знаний при поддержании в суде государственного обвинения по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Сделан акцент на важность психологических знаний для прокурора. Рассмотрены вопросы психологического взаимодействия государственного обвинителя и несовершеннолетних участников процесса.

Ключевые слова: психологические знания, прокурор, поддержание государственного обвинения, несовершеннолетний, подростковый возраст, дефекты правосознания.

Application by the Prosecutor of Psychological Knowledge at Maintenance in Court of the State Charge on Criminal Cases with Participation of Minors

T.G. Vojvodina

Vojvodina Tatyana Gennadyevna, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Leading Researcher of Department of Problems of Public Prosecutor's Supervision and Strengthening of Legality in the Sphere of Constitutional Rights and Freedoms of the Person and Citizen of Research Institute of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

Article is devoted to topical issues of opportunity and expediency of use by the state accuser of psychological knowledge at maintenance in court of the state charge on criminal cases with participation of minors. The emphasis about importance of psychological knowledge for the prosecutor is placed. Questions of psychological interaction of the state accuser and minor participants of process are considered.

Key words: psychological knowledge, prosecutor, maintenance of the state charge, minor, teenage age, defects of sense of justice.

Прокурору, поддерживающему государственное обвинение в суде по уголовным делам с участием несовершеннолетних, несомненно, необходимы психологические знания в области возрастной психологии, в частности психологии подросткового возраста.

Несмотря на этот неоспоримый вывод, такой важный вопрос, как использование прокурором психологических знаний в своей деятельности, не нашел отражения ни в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) <1>, ни в приказах Генерального прокурора Российской Федерации.

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Как правило, государственное обвинение по делам с участием несовершеннолетних поддерживает прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Именно этот прокурор по поручению руководителя органа прокуратуры проводит предварительную проверку фактов преступного деяния, совершенного несовершеннолетним либо в отношении несовершеннолетнего. Такие факты могут быть выявлены в ходе прокурорской проверки, изучения материалов уголовных, гражданских, административных дел, сообщений СМИ, мониторинга сайтов Интернета, при рассмотрении обращений граждан и в других случаях. Проверка фактов противоправных деяний с участием несовершеннолетних потребует от прокурора наличия знаний психологических возрастных особенностей подростка.

Например, учеными выделяются следующие возрастные особенности несовершеннолетних: подростковый возраст (11 - 13, 14 - 15 лет) является переходным и в социальном плане представляет продолжение первичной социализации, в этом возрасте в нормальных условиях заканчивается процесс усвоения моральных и правовых норм поведения; юношеский возраст (от 14 до 18 лет) - завершающий этап первичной социализации с решением задач социального и личностного самоопределения <2>.

<2> См.: Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. С. 378 - 379.

На необходимость учета процесса взросления и роста молодых людей, чьи поступки или поведение не соответствуют общим социальным нормам и ценностям, при осуществлении государственной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних указывается в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (ЭР-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г. (подп. "e" п. 5).

Г.М. Миньковским указывалось, что "то обстоятельство, что психика подростка находится в процессе формирования, создает дополнительные возможности для предупредительной работы, так как в подавляющем большинстве случаев антиобщественные взгляды и привычки не успевают прочно укорениться в его сознании. Однако особое значение приобретает обеспечение должной длительности воспитательных мер в отношении подростка, поведение или прошлое которого указывает на реальную возможность совершения им преступления; перенос центра тяжести на оздоровление условий его жизни и воспитания" <3>.

<3> См.: Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений / Авторский колл. Г.М. Миньковский, Т.М. Арзуманян, В.К. Звирбуль, М.И. Кацук, В.И. Шинд. М.: Госуд. изд. юрид. литер., 1962. С. 225 - 226.

Факт возбуждения следственными органами уголовного дела по материалам прокурорской проверки (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) свидетельствует о результативности такой проверки, правильном применении прокурором имеющихся у него психологических знаний при получении объяснений от несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, что позволило собрать необходимую доказательственную базу.

Причины совершения преступления несовершеннолетним всегда связаны с особенностями его личности, прокурору важно выяснять не только объективные обстоятельства дела, но и субъективные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Среди обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, особое значение будут иметь исследование условий его жизни и воспитания, а также уровень его психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ).

Если несовершеннолетний состоит на профилактическом учете в органах внутренних дел, то для прокурора будет крайне важным узнать мнение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о личности подростка. В случае когда на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит семья несовершеннолетнего, для прокурора будет важным узнать мнение участкового уполномоченного об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье. Необходимой будет также информация о подростке, полученная из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных организаций, учреждений здравоохранения, органов опеки и попечительства, учреждений социального обслуживания и др.) <4>.

<4> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Особенности состояния здоровья несовершеннолетнего должны учитываться прокурором для последующего рассмотрения вопроса о необходимости проведения соответствующего лечения. В этом случае будет решаться вопрос о целесообразности проведения судебной экспертизы (психологической, психиатрической, комплексной) <5>.

<5> См.: Николюк В.В., Зимин Р.В. Особенности назначения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по уголовным делам о преступлениях, совершенных с участием несовершеннолетних // Эксперт-криминалист. 2013. N 3. С. 2 - 5.

Научными исследованиями доказано, что одной из главных причин отставания в психическом развитии подростков, не имеющих болезненных расстройств психики, является педагогическая запущенность, которая влияет на недоразвитие некоторых психических функций или необходимых навыков интеллектуальной деятельности <6>.

<6> См.: Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, 1977.

В процессе подготовки к судебному разбирательству прокурор особое внимание обращает на характеристику личности несовершеннолетнего обвиняемого, его законных представителей, на психологическую атмосферу, в которой находился несовершеннолетний обвиняемый (дом, школа, улица, приятели, досуг и др.), а также на факты, которые способствовали совершению преступления. К таковым следует отнести семейное неблагополучие, употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, посягательства на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетнего и др.

Государственному обвинителю важно обращать внимание на то, что отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, относится к области психологии, и в этом случае должны назначаться судебно-психологическая экспертиза либо проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

В ходе судебного разбирательства деятельность прокурора имеет свои психологические особенности, связанные прежде всего с позицией, которую он занимает в уголовном процессе. С одной стороны, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя по уголовному делу и осуществляет уголовное преследование (ст. 246 УПК РФ, ст. 1, ч. 2 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), а значит, должен стремиться к тому, чтобы виновное лицо понесло наказание, а с другой стороны, прокурор является представителем государства и обязан не только поддерживать обвинение, но и обеспечивать его законность и обоснованность, в том числе уметь своевременно отказаться от тех доказательств, которые не соответствуют требованиям закона.

По нашему убеждению, деятельность государственного обвинителя в суде по уголовным делам с участием несовершеннолетних имеет воспитательный характер, и даже можно говорить о ее профилактическом значении согласно результатам опроса прокуроров - слушателей факультета повышения квалификации Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации <7>.

<7> Анкетирование прокуроров в форме опроса проводилось научными сотрудниками Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2014 г.

Так, более 59% опрошенных полагают возможным рассматривать деятельность государственного обвинителя как профилактическую при условии учета его профессионализма.

Воспитательное воздействие государственного обвинителя в суде в первую очередь определяется его поведением и характером взаимодействия с участниками процесса. Поскольку в зале судебного заседания, как правило, присутствует достаточно большое количество несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей, воспитательное воздействие, оказываемое на них прокурором, достаточно велико. Государственному обвинителю необходимо постоянно контролировать ситуацию, уметь ориентироваться при допросах несовершеннолетних подсудимых и других участников судебного процесса, при осуществлении судом иных процессуальных действий, уметь юридически грамотно и корректно не только сформулировать вопрос, но и ответить на вопросы участников судебного разбирательства. Важны сознательный контроль прокурора за собственной речью, умение учитывать реакцию зала при формулировке вопросов.

Диалог с несовершеннолетним в суде требует от прокурора наличия у него как моральных, так и нравственных качеств, поскольку дети чутко реагируют на ложь, обман, хитрость и другие нечестные приемы. Прокурору важно быть искренним и уметь показать подростку желание не только наказать за содеянное, но и помочь, поддержать. Этому должно способствовать наличие у прокурора таких качеств, как общительность, эмоциональная устойчивость, умение слушать человека, умение разговаривать с людьми, знание людей, умение познавать внутренний мир человека, вежливость, чуткость, выдержанность и т.п.

Государственный обвинитель всегда на виду, на него обращено внимание всех присутствующих лиц, от него ждут справедливых и гуманных действий, решений. Вместе с тем существует еще одна важная психологическая особенность деятельности государственного обвинителя в суде - это умение выдерживать психологический стресс, давление со стороны участников судебного процесса, заинтересованных в ином, чем прокурор, судебном решении. Следовательно, наличие психологических знаний и стрессоустойчивости является также актуальным для прокурора.

Итогом работы государственного обвинителя является его выступление в судебных прениях. Большинством авторов <8> судебная речь прокурора рассматривается как форма психологического воздействия на суд, оказывающая влияние на позицию суда по уголовному делу.

<8> См.: Юридическая психология: Учебник / Под науч. ред. д-ра психол. наук О.Д. Ситковской. М.: Юрлитинформ, 2011; Долгова А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М., 1972; Кириллова Н.П. Поддержание государственного обвинения в суде. СПб., 2003.

Особое значение в речи государственного обвинителя отводится характеристике личности несовершеннолетнего подсудимого, психологической оценке этой личности с обоснованием причин совершения преступления.

В научной среде исследовались вопросы о влиянии характера дефектов правосознания у несовершеннолетнего правонарушителя для индивидуализации его ответственности, что, на наш взгляд, является актуальным и в настоящее время <9>.

<9> См.: Долгова А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М., 1972. С. 86.

Таким образом, умение государственного обвинителя использовать психологические знания при поддержании в суде государственного обвинения по уголовным делам с участием несовершеннолетних, несомненно, крайне важно, на это следует обращать внимание в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации прокуроров, поддерживающих обвинение по уголовным делам с участием несовершеннолетних. В Закон о прокуратуре целесообразно внести следующие изменения и дополнения: в ч. 1 ст. 40.1 после слова "профессиональными" добавить слово "психологическими"; дополнить ч. 1 ст. 40.1 новым предложением следующего содержания: "Психологические навыки определяются посредством тестирования" <10>.

<10> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 493 "О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации" // СПС "КонсультантПлюс".

В Уголовно-процессуальный кодекс РФ следует внести следующие изменения: дополнить ч. 5 ст. 246 после слова "исследовании" следующей фразой: "используя психологические навыки".

Библиографический список

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009.
  2. Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений / Авторский коллектив Г.М. Миньковский, Т.М. Арзуманян, В.К. Звирбуль, М.И. Кацук, В.И. Шинд. М.: Госуд. изд. юрид. литер., 1962.
  3. Долгова А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М., 1972.
  4. Кириллова Н.П. Поддержание государственного обвинения в суде. СПб., 2003.
  5. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, 1977.
  6. Николюк В.В., Зимин Р.В. Особенности назначения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по уголовным делам о преступлениях, совершенных с участием несовершеннолетних // Эксперт-криминалист. 2013. N 3.
  7. Юридическая психология: Учебник / Под науч. ред. д-ра психол. наук О.Д. Ситковской. М.: Юрлитинформ, 2011.