Мудрый Юрист

Сравнительно-правовой анализ регулирования защиты конкуренции по законодательству России, франции и германии

Осипов Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник Института законоведения и управления ВПА, кандидат юридических наук.

Регулирование монополистической деятельности - одна из актуальных проблем, стоящих как перед российским правом, так и правом зарубежных стран. В статье М.Ю. Осипова дается сравнительно-правовой анализ правового регулирования защиты конкуренции по законодательству России, Франции и Германии. Приводится перечень запрещенных деяний по законодательству России и Франции. Установлено, что правовое регулирование монополистической деятельности по законодательству России и Франции, несмотря на сходство моделей, все же различается между собой.

Эти различия заключаются, во-первых, в отсутствии в законодательстве Франции определения понятия "монополистическая деятельность" в отличие от норм российского законодательства; во-вторых, в наличии специфики антимонопольного регулирования и защиты конкуренции на рынках овощей и фруктов, чего нет в Российской Федерации; в-третьих, в более детальной регламентации ответственности за конкретные нарушения антимонопольного законодательства по сравнению с законодательством РФ.

Автором предложен ряд мер по совершенствованию правового регулирования монополистической деятельности в Российской Федерации с учетом опыта Франции и Германии.

Ключевые слова: монополистическая деятельность, конкуренция, антимонопольное законодательство, Россия, Франция, Германия, сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным конкурентным правом, является проблема совершенствования законодательства в области антимонополистической деятельности. На эту тему написано немало работ <1>. Ее актуальность связана также с тем, что в настоящее время Российская Федерация является членом ВТО, правила которой предписывают наличие определенных ограничений и соблюдение антимонопольного законодательства <2>.

<1> Соколовская Е., Овакимян К. Антимонопольный пакет: версия 4.0. Что ждет игроков рынка? // Конкуренция и право. 2015. N 6. С. 25 - 31; Титов Е.Е. Антиконкурентные административные правонарушения: проблемы использования оценочных понятий // Административное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 469 - 472; Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2. С. 26 - 30; Шайхеев Т.И. Коллективная монополистическая деятельность по российскому законодательству и законодательству зарубежных стран // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4. С. 13 - 22; Шайхеев Т.И. Об антимонопольном законодательстве и практике его применения // Административное право. 2014. N 1. С. 71 - 76; Замрыга Д.В. Проблемы реализации принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций // Конкурентное право. 2014. N 2. С. 12 - 15; Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2. С. 8 - 11.
<2> Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В., Шахназаров Б.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма; Инфра-М, 2013; Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.

В частности, статья VIII Генерального соглашения о торговле услугами гласит: "Каждый член обеспечивает, чтобы любой монопольный поставщик услуг на его территории при монопольной поставке услуги на соответствующем рынке не действовал образом, несовместимым с обязательствами этого члена по статье II и его специфическими обязательствами" <3>. При этом статья II указанного Соглашения гласит: "В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый Член немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны" <4>.

<3> Генеральное соглашение о торговле услугами. Приложение 1B к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Там же.

При этом, "если монопольный поставщик члена конкурирует прямо или через аффилированную компанию при поставке услуги вне сферы своих монопольных прав и если эта услуга является предметом специфических обязательств этого члена, то член обеспечивает, чтобы такой поставщик не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя на его территории образом, несовместимым с такими обязательствами" <5>.

<5> Там же.

При этом под монопольным поставщиком услуги согласно нормам ВТО следует понимать "любое лицо, государственное или частное, которое на соответствующем рынке территории члена уполномочено либо официально или фактически создано таким членом в качестве единственного поставщика такой услуги" <6>.

<6> Генеральное соглашение о торговле услугами; Шабанова И.И. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО // Предпринимательское право. 2010. N 3. С. 24 - 29.

В Российской Федерации на сегодняшний день вопросы правового регулирования защиты конкуренции регламентируются Федеральным законом о защите конкуренции <7>. Согласно данному Закону монополистическая деятельность - это "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью" <8>.

<7> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 5 октября 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Там же.

Как справедливо отмечается в литературе, "данное определение монополистической деятельности не отвечает требованиям юридической техники <9>, поскольку для того, чтобы раскрыть понятие "монополистической деятельности, необходимо определить: 1) что представляет собой доминирующее положение на товарном рынке; 2) что представляет собой группа лиц; 3) в чем состоит злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; 4) какие соглашения или согласованные действия запрещены антимонопольным законодательством; 5) какие иные действия (бездействие) признаны в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью" <10>. По нашему мнению, раскрыть все эти положения в одном определении представляется невозможным в силу их громоздкости.

<9> Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2006. С. 160 - 162.
<10> Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2.

Например, согласно Закону о защите конкуренции под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением следует понимать "действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  2. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  3. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
  4. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  5. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  6. экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  7. установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  8. создание дискриминационных условий;
  9. создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  10. нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
  11. манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)" (Закон о защите конкуренции).

Согласно статье 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), если:

Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

Также согласно Закону о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Кроме того, запрещаются иные согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, если установлено, что они приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:

Теперь посмотрим, каким образом осуществляется правовое регулирование защиты конкуренции и преследование монополистической деятельности во Франции.

Согласно статье L 420-1 Коммерческого кодекса Франции "согласованные действия, соглашения, или молчаливые сговоры или коалиции, в том числе при прямом или опосредованном участии товарищества, входящего в состав группы, расположенной за пределами Франции, когда они направлены или могут иметь следствием воспрепятствование, ограничение или нарушение механизма конкуренции на рынке запрещаются, в частности когда они имеют целью:

  1. ограничить доступ на рынок или свободные конкурентные действия других предприятий;
  2. воспрепятствовать установлению цен на основе свободного рыночного механизма путем содействия их искусственному повышению или понижению;
  3. ограничить или взять под контроль выпуск продукции, каналы сбыта, инвестиции или техническое развитие;
  4. распределить рынки или источники снабжения" <11>.
<11> Коммерческий кодекс Франции / Предисловие, перевод с фр., дополнение, словарь-справочник и комментарии В.Н. Захватаева. М., 2008. С. 366.

Также согласно статье L 420-2 запрещается злоупотребление предприятием или группой предприятий своим доминирующим положением на внутреннем рынке или его существенной части. Это злоупотребление может, в частности, состоять в отказе в продаже, в связанных продажах или дискриминационных условиях продажи, а также в разрыве коммерческих отношений по той единственной причине, что партнер отказывается подчиниться необоснованным коммерческим требованиям".

При этом представляется очень важным обратить внимание на ряд существенных моментов, отличающих российское законодательство в области защиты конкуренции от законодательства Франции.

В отличие от российского законодательства законодательство о защите конкуренции во Франции исходит из других предпосылок.

Во-первых, в отличие от российского законодательства в нем не определяется понятие "доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке". Казалось бы, с одной стороны, это плохо, поскольку неясно, что представляет собой доминирующее положение на рынке. Однако внимательное повторное прочтение текста закона все расставляет на свои места. Под доминирующим положением на внутреннем рынке или его существенной части следует понимать такое положение на рынке, когда предприятие или группа предприятий имеет реальную возможность злоупотреблять своим положением: отказывать в продажах, осуществлять связанные продажи, т.е. "осуществлять продажу двух или более предметов (работ, услуг) по одной общей цене, когда в силу требований продавца эти предметы (работы, услуги) не могут быть приобретены в отдельности" <12>, и получать дополнительную прибыль за счет совершения таких действий, причиняя ущерб другим участникам рынка.

<12> Там же.

Коммерческий кодекс Франции устанавливает ряд исключений из правил антимонопольного регулирования:

  1. указанные в статьях L 420-1, L 420-2 действия могут быть признаны правомерными, если:

Эти действия, которые могут состоять в установлении для сельскохозяйственной продукции или продукции сельскохозяйственного происхождения, выпускаемой под той же торговой маркой или фирменным знаком, объемов и качества производства, а также в установлении торговой политики, включая согласование общей цены продажи, могут ограничивать конкуренцию лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения указанной цели развития.

При этом декретом, принимаемым по получении положительного заключения Антимонопольного совета, некоторые категории соглашений или некоторые соглашения, в частности, когда они имеют целью улучшение управления средними или малыми предприятиями, могут быть признаны удовлетворяющими этим требованиям.

Согласно статье L 420-5 Коммерческого кодекса Франции "запрещаются предложения цены или ценовая практика продаж потребителям на недопустимо низком уровне по отношению к стоимости производства, переработки и реализации, когда эти предложения или практика имеют целью или могут иметь следствием вытеснение с рынка предприятия или создание препятствий к доступу на рынок предприятия или какой-либо его продукции".

При этом затраты реализации включают, равным образом и в обязательном порядке, все расходы, вытекающие из выполнения установленных законом и регламентами обязанностей, связанных с безопасностью продукции.

Эти положения не применяются в случае перепродажи продукции в том же состоянии, за исключением звуковых записей, воспроизводящихся на материальных носителях и на видеограммах, предназначенных для публичного показа.

Также в законодательстве Франции существуют нормы, которые описывают процедуру концентрации предприятий, что отсутствует в российском законодательстве.

Согласно статье L 430-1 Коммерческого кодекса Франции "операция концентрации имеет место быть, когда: 1) происходит слияние двух или нескольких ранее независимых предприятий, 2) когда одно или несколько предприятий или когда одно или несколько лиц, контролирующих хотя бы одно предприятие, приобретают, прямо или опосредованно, контроль над всеми или над частью одного или нескольких других предприятий либо путем приобретения доли участия в уставном капитале или покупки активов, или прав по договору, либо иным путем".

При этом под контроль попадают любые операции концентрации при наличии одновременно следующих условий:

При этом смысл контроля за концентрацией предприятий состоит в том, что, во-первых, до его осуществления необходимо уведомить министра, ответственного за соответствующую сферу экономики, а во-вторых, фактическое осуществление операции, влекущей концентрацию, может иметь место лишь с согласия министра, ответственного за сферу экономики, и в надлежащих случаях министра, ответственного за соответствующую отрасль экономики.

Также во Франции особое внимание уделяется таким нарушающим конкуренцию действиям, как демпинг: продажа товара ниже его себестоимости, поставки с длительной отсрочкой платежа, продажа товаров или предоставление услуг, которое создает у потребителя на безвозмездной основе право на получение премии, по типу "купи товар, выиграй квартиру или автомобиль или туристическую поездку", то есть на товары, работы или услуги, которые не идентичны тем, которые реализовываются или осуществляются. При этом указанное правило не распространяется на продажу незначительных предметов или услуг незначительной стоимости или образцов.

Что же касается опыта правового регулирования конкуренции в Германии, то представляются достаточно интересными для российского законодательства следующие положения:

<13> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах (Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz) / Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой; сост. В. Бергманн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд., перераб. М., 2009.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем предложить ряд мер по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты конкуренции:

  1. упростить антимонопольное законодательство исключив из него такое понятие, как "монопольно высокая или монопольно низкая цена";
  2. упростить перечень соглашений (согласованных действий), которые ведут к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признав в качестве таковых только такие, которые:
  1. признать незаконными любые действия, которые ведут к последствиям, указанным в пункте 2;
  2. признать недействительными любые нормативные правовые акты, которые ведут к последствиям, указанным в пункте 2;
  3. ввести запрет на связанные продажи;
  4. ввести запреты на осуществление руководителями предприятий коммерческой деятельности от своего имени за свой или чужой счет, а также торговыми служащими коммерческой деятельности или сделок в той сфере, в которой работает данное коммерческое предприятие в целях предотвращения рейдерских захватов <14>;
<14> Беляев В. Защита акционера. Пять способов эффективной защиты корпоративной собственности // Юрист спешит на помощь. 2015. N 11. С. 33, 34; Демченко А.С. Правовые способы защиты от недружественных поглощений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 84 - 90.
  1. ввести институт правительственного контроля за сделками, направленными на концентрацию капитала.

Думается, указанные меры в какой-то мере помогут в совершенствовании законодательства в сфере защиты конкуренции, а также будут способствовать улучшению состояния дел в данной сфере.

Библиография

Генеральное соглашение о торговле услугами. Приложение 1B к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс".

Коммерческий кодекс Франции / Предисловие, перевод с фр., дополнение, словарь-справочник и комментарии В.Н. Захватаева. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах (Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz) / Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой; сост. В. Бергманн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд., перераб. М.: Волтерс Клувер, 2009.

Беляев В. Защита акционера. Пять способов эффективной защиты корпоративной собственности // Юрист спешит на помощь. 2015. N 11.

Демченко А.С. Правовые способы защиты от недружественных поглощений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8.

Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В., Шахназаров Б.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма; Инфра-М, 2013.

Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.

Замрыга Д.В. Проблемы реализации принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций // Конкурентное право. 2014. N 2.

Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2.

Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2.

Соколовская Е., Овакимян К. Антимонопольный пакет: версия 4.0. Что ждет игроков рынка? // Конкуренция и право. 2015. N 6.

Титов Е.Е. Антиконкурентные административные правонарушения: проблемы использования оценочных понятий // Административное и муниципальное право. 2015. N 5.

Шабанова И.И. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО // Предпринимательское право. 2010. N 3.

Шайхеев Т. Доминирующее положение на рынке: теория и практика // ЭЖ-Юрист. 2014. N 39.

Шайхеев Т.И. Коллективная монополистическая деятельность по российскому законодательству и законодательству зарубежных стран // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4.

Шайхеев Т.И. Об антимонопольном законодательстве и практике его применения // Административное право. 2014. N 1.