Мудрый Юрист

Правовое регулирование биржевых торгов газом, нефтью, нефтепродуктами

Вильданова Марина Михайловна, вице-президент закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа", кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор анализирует следующие источники права, регулирующие биржевую торговлю на товарном и срочном рынке в России: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, правила организованных торгов бирж и правила клиринговых организаций.

Ключевые слова: биржа, клиринговая организация, газ, нефть, нефтепродукты.

Legal regulation of exchange trades of gas, oil and oil products

M.M. Vildanova

Vildanova Marina Mikhailovna, PhD, Vice President of Closed Joint Stock Company St. Petersburg International Mercantile Exchange.

In this article, the author analyzes following sources of the law that regulate the exchange trading on the commodity and derivative markets in Russia: the laws and the other normative legal acts of the Russian Federation, the rules of organized trading of exchanges and the rules of clearing organizations.

Key words: exchange, clearing organization, gas, oil, oil products.

Различные источники права регулируют биржевые торги газом, нефтью и нефтепродуктами, среди которых в первую очередь следует выделить следующие группы нормативных правовых актов: нормативные правовые акты, регулирующие деятельность бирж и клиринговых организаций, и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в газовой и нефтяной отраслях.

За последнее время нормативные правовые акты, регулирующие деятельность бирж и клиринговых организаций, были существенно усовершенствованы. Если в 90-е и 2000-е гг. биржевая торговля осуществлялась на товарных, фондовых, валютных биржах и регулировалась Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", а также Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", то в настоящее время законодатель установил универсальный статус бирж и любая биржа вправе осуществлять организованные торги товарами, валютой, ценными бумагами и срочными контрактами.

Источниками правового регулирования современной биржевой торговли являются следующие Федеральные законы:

<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" // Российская газета. 2011. 26 ноября.
<2> Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Российская газета. 2003. 1 апреля.
<3> Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" // Российская газета. 2011. 11 февраля.<4> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // Российская газета. 2011. 8 апреля.

Важную роль в регулировании биржевых торгов играют нормативные акты Банка России и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Среди нормативных актов Банка России следует отметить Положение о деятельности по проведению организованных торгов, утвержденное Банком России 17.10.2014 N 437-П <5>, в котором определяется порядок ведения реестров заявок и договоров, а также предъявляются дополнительные требования к раскрытию информации на сайте бирж о неисполнении биржевых договоров и о применении биржами к нарушителям мер дисциплинарного воздействия.

<5> Положение Банка России от 17.10.2014 N 437-П "О деятельности по проведению организованных торгов" // Вестник Банка России. 2015. N 5.

На регулировании деятельности бирж существенно отразилась смена регулятора. Вместо ФСФР России полномочия регулятора стал осуществлять Банк России. Во всех принимаемых Банком России подзаконных актах прослеживается тенденция на сближение регулирования таких финансовых организаций, как биржи и клиринговые организации, с банковским регулированием. В частности, имеется в виду введение требований на биржах и в клиринговых организациях к системе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, аналогичных тем, которые существуют в кредитных организациях. Таким образом, новый регулятор особое внимание уделяет созданию механизмов, обеспечивающих стабильность товарного и финансового рынка.

Становление правового регулирования биржевых торгов газом, нефтью и нефтепродуктами ознаменовалось принятием Постановления Правительства от 02.09.2006 N 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке" <6> и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2007 N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи" <7>.

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2006 N 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке" // Российская газета. 2006. 8 сентября.
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2007 N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2919.

В газовой отрасли в отличие от нефтяной отрасли правовое регулирование биржевых торгов газом основано на специальном Законе и ряде постановлений Правительства Российской Федерации. Прежде всего следует отметить Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <8>, в котором определены основные принципы газоснабжения в Российской Федерации.

<8> Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 8 апреля.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" <9> установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями главы 30 ГК РФ. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами диспетчерскому графику. В Постановлении предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" // Российская газета. 1998. 19 февраля.

Особенности поставки газа детализируются в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" <10>, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" <11>, а также в Приказе Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении правил учета газа" <12>.

<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" // Российская газета. 1997. 31 июля.
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 175.
<12> Приказ Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа" // Российская газета. 2014. 19 мая.

Характерной чертой правового регулирования отношений в нефтяной отрасли является отсутствие специального закона. Однако, как совершенно верно отмечено В.В. Романовой, "даже в отсутствие специального нормативного правового акта, регулирующего общественные отношения в нефтяной отрасли, сформировался особый правовой режим нефти, в частности, (1) как стратегически важного ресурса, (2) как опасного вещества, (3) как товара, (4) как объекта биржевой торговли, (5) как объекта отношений по транспортировке магистральным трубопроводным транспортном, (6) как объекта внешнеэкономических сделок" <13>.

<13> См. подробнее: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. Издание 2-е, перераб. и доп. М., 2015. С. 350 - 361.

Основными нормативными актами, регулирующими правовой режим нефти и нефтепродуктов как биржевого товара, являются:

<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 451 "Об утверждении Правил учета нефти" // СЗ РФ. 2014. N 21. Ст. 2704.<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1035 "Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты" // СЗ РФ. 2012. N 42. Ст. 5725.

а) продавец распределяет годовые объемы реализации нефти и (или) нефтепродуктов на биржевых торгах по каждому виду соответствующего биржевого товара, реализуемого им на торгах, по месяцам календарного года в размере не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом, равномерно по дням и торговым сессиям в соответствующем месяце;

б) виды биржевого товара объединяются в зависимости от условий договора, которые содержатся в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющих клиринг на соответствующих биржевых торгах;

в) объем заключенных продавцом и (или) его агентом договоров по продаже нефти и (или) нефтепродуктов по результатам торговой сессии составляет не менее планируемого продавцом объема реализации каждого вида биржевого товара согласно указанному ранее принципу, за исключением случаев перераспределения объемов биржевых товаров, запланированных продавцом для реализации в связи с отменой торговой сессии биржей;

<16> Приказ ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 12.01.2015 N 3/15; Минэнерго России от 12.01.2015 N 3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу Приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru, 14.04.2015, N 0001201504140014.
<17> Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 30 июля.

В соответствии с указанными выше Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации биржи и клиринговые организации обязаны разработать правила организованных торгов и правила осуществления клиринговой деятельности. Правила организованных торгов бирж могут содержаться как в одном, так и в нескольких документах. Например, в ЗАО "СПбМТСБ" правилами организованных торгов являются: Правила допуска к организованным торгам, Правила проведения организованных торгов в секциях товарного и срочного рынков, Правила организации электронного взаимодействия средствами программно-технического комплекса в связи с проведением организованных торгов <18>. Правила организованных торгов устанавливают порядок заключения и исполнения биржевых договоров, меры ответственности, порядок разрешения споров и порядок документооборота при взаимодействии сторон по договору, контроль за исполнением обязательств на товарном и финансовом рынках. В Правилах проведения организованных торгов в секциях товарного и срочного рынка содержатся стандартизированные условия биржевых договоров поставки. Так, в Правилах проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "СПбМТСБ" <19> определены условия поставки на следующих условиях: франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения, франко-труба, франко-резервуар, самовывоз автомобильным транспортом, франко-борт и др. В каждом из видов условий предусмотрены права и обязанности сторон, порядок перехода риска случайной гибели и порядок перехода права собственности, ответственность сторон по договорам.

<18> URL: http://spimex.com.
<19> URL: http://spimex.com.

В правилах осуществления клиринговой деятельности по договорам с биржевым товаром определяются способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, условия соглашения об индивидуальном клиринговом обеспечении, порядок проведения клиринга, порядок исполнения обязательств по итогам клиринга.

Поскольку в соответствии с правилами организованных торгов заключаются все биржевые договоры, а согласно правилам осуществления клиринговой деятельности осуществляется определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из биржевых договоров, то их, безусловно, следует отнести к источникам правового регулирования биржевых торгов газом, нефтью и нефтепродуктами.

Пожалуй, сложно найти аналог правилам организованных торгов бирж и правил клиринговой деятельности клиринговых организаций (далее - Правила). Правила распространяются не только на одну организацию, т.е. биржу, но и на ее участников и их клиентов.

Среди источников права выделяют нормативный правовой договор, который отличается от нормативного правового акта по органам и способам его принятия. Как отмечает В.А. Вайпан, "по своей сущности нормативный правовой договор является индивидуальным актом, устанавливающим права и обязанности лиц в конкретном правоотношении" <20>. Однако в отношении Правил ситуация иная. Уполномоченные органы биржи или клиринговой организации (совет директоров / наблюдательный совет) утверждают правила, которые регистрируются в Банке России. Биржа заключает с участниками торгов договоры об оказании услуг по проведению организованных торгов, на основании которых биржа обязуется в соответствии с правилами регулярно оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать услуги. Клиринговая организация заключает соответствующие договоры о клиринговом обслуживании. Заключение договоров осуществляется путем присоединения к договору с биржей или к соответствующему договору с клиринговой организацией, условия которых предусмотрены правилами. Исходя из того что правила подлежат регистрации в Банке России, обязательны для исполнения всеми участниками и эта обязанность распространяется как на участников торгов, с которыми у биржи заключены договоры, так и на клиентов участников, с которыми отсутствуют договорные отношения, нельзя сказать, что правила являются нормативным правовым договором.

<20> См., напр.: Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: теория и практика // Право и экономика. 2015. N 10.

Может показаться, что есть некое сходство с Правилами страхования страховых компаний, но это сходство неполное. Правила страхования регулируют отношения между страховой компанией и клиентами. Биржа в Правилах устанавливает, с одной стороны, требования к участникам, порядок их допуска, порядок проведения торгов, собственные обязательства биржи, т.е. регулирует отношения между биржей и ее участниками, а с другой стороны, определяет условия заключения договоров купли-продажи, в т.ч. поставки товаров, между участниками (т.е. регулирует отношения, в которых сама биржа не является стороной).

В части установления стандартных условий договоров правила организованных торгов бирж имеют, безусловно, общее с таким документом, систематизирующим и стандартизирующим международные торговые обычаи, как ИНКОТЕРМС. Однако если стороны при заключении договоров международной купли-продажи могут сослаться на Правила ИНКОТЕРМС, то для участников торгов бирж правила организованных торгов являются обязательными в силу договора присоединения.

Таким образом, правила организованных торгов бирж и правила клиринговой деятельности клиринговых организаций являются особыми источниками правового регулирования биржевых торгов.