Мудрый Юрист

Задачи науки энергетического права в обеспечении и развитии энергетического правопорядка

Романова Виктория Валерьевна, заведующий кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий сектором энергетического права Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук.

В настоящей статье автор рассматривает задачи науки энергетического права в обеспечении и развитии энергетического правопорядка, уделяя внимание различным элементам системы правового регулирования, обеспечивающим эффективность энергетического правопорядка на национальном и международном уровнях.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетический правопорядок, унификация, источники энергетического права, национальные и международные энергетические рынки.

Objectives of energy law science in the enforcement and development of energy law order

V.V. Romanova

Romanova Victoria Valerievna, Doctor of Law, Head of the Energy Law Department in Kutafin Moscow State Law University (MSLA), Head of the Energy Law Sector in the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

In this article, the author reviews objectives of energy law science in the enforcement and development of energy law order with an emphasis on various elements of the legal regulation system ensuring the efficiency of energy law order at the national and international levels.

Key words: energy law, energy law order, unification, sources of energy law, national and international energy markets.

Задачей науки энергетического права является проведение системных исследований всех элементов системы правового регулирования, обеспечивающих эффективность энергетического правопорядка, проблемных аспектов правоприменительной практики, выявление пробелов в правовом регулировании, разработка теоретических концептуальных положений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию моделей правового регулирования в сфере энергетики.

Необходимо отметить, что предмет энергетического права обусловливает необходимость исследования как проблем правового регулирования частноправовых отношений, так и публично-правовых отношений. В противном случае исследования не будут иметь системный характер, не будут отражать современное состояние энергетического правопорядка и, как следствие, едва ли принесут реальную пользу по дальнейшему укреплению энергетического правопорядка.

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день единого унифицированного акта, регулирующего общественные отношения в сфере энергетики, нет, при том что имеются и тенденции к проведению унификации в определенных сферах, таких как безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, информационная система топливно-энергетического комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности и др.

Существенная нагрузка в настоящее время приходится на отраслевое правовое регулирование, что обусловлено спецификой различных энергетических ресурсов, особенностями энергетических объектов, с помощью которых осуществляется добыча, переработка, поставка, транспортировка, передача, хранение энергетических ресурсов. Природные особенности различных энергетических ресурсов, влекущие необходимость установления особых правовых режимов, специфика энергетических объектов, круг общественных отношений (частноправовых и публично-правовых) в сфере энергетики, очевидно, являются основной причиной отсутствия на сегодняшний день единого унифицированного акта в данной отрасли экономики.

В то же время следует отметить, что тенденция к унификации продолжается, и законодатель старается выработать единые подходы к регулированию общественных отношений.

В качестве примера такой унификации можно привести Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" <1>. Данный Закон предусматривает нормы об ответственности за неисполнение договорных обязанностей по оплате поставленного газа, электрической, тепловой энергии, вводит обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате указанных энергетических ресурсов, устанавливает нормы административной ответственности, в т.ч. за нарушение потребителями указанных энергетических ресурсов введенного в отношении их полного или частичного ограничения режима потребления, за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате указанных энергетических ресурсов.

<1> Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" // Российская газета. 2015. 6 ноября.

Данная унификация предусматривает общие подходы к ответственности за нарушения по оплате за поставленные энергетические ресурсы в целях обеспечения баланса интересов основных участников общественных отношений в сфере энергетики - поставщиков и потребителей и предусматривает детализацию на уровне отраслевого законодательства.

Наметившаяся тенденция к выработке общих подходов в системе правового регулирования в сфере энергетики на законодательном уровне, проблемы, возникающие в правоприменительной практике, обусловливают возможность рассмотрения вопроса о перспективе разработки единого унифицированного акта в сфере энергетики, закрепляющего основы правового регулирования общественных отношений в сфере энергетики.

При этом, конечно, очень важно, чтобы такой акт в действительности способствовал укреплению энергетического правопорядка как в энергетике в целом, так и в отдельных отраслях энергетики.

В этой связи перед наукой энергетического права стоит задача исследования фундаментальных проблем энергетического права, разрешение которых имеет значение как для энергетической отрасли в целом, так и для дальнейшего развития правового регулирования в различных отраслях энергетики.

К таким фундаментальным задачам энергетического права относится исследование проблем формирования и функционирования национальных и международных рынков энергетических ресурсов.

Соответственно, особую актуальность приобретают правовые исследования особенностей правового режима различных энергетических ресурсов как товара на оптовом и розничных рынках энергетических ресурсов, как объекта биржевой торговли, как объекта отношений по транспортировке, передаче, как объекта внешнеэкономических сделок.

Также представляется целесообразной разработка единого подхода к определению понятия стратегического энергетического ресурса и особенностей соответствующего правового режима.

Применительно к правовому режиму энергетических объектов представляется целесообразным проведение исследований правовых основ эффективного функционирования энергетических систем, особенностей правового режима объектов энергетической инфраструктуры. На сегодняшний день предметом исследования были пока что отдельные правовые аспекты особенностей правовых режимов энергетических объектов.

Особенности правового режима энергетических систем, необходимость постоянного поддержания их функционального состояния, их развития обусловливают и особенности правового положения определенных участников общественных отношений: организации - собственника Единой системы газоснабжения, организации по управлению Единой национальной общероссийской электрической сетью, системного оператора. Задачей науки энергетического права является проведение комплексных исследований особенностей правового положения как "системообеспечивающих" компаний, так и иных энергетических компаний, осуществляющих добычу, поставку, транспортировку, передачу, хранение различных энергетических ресурсов, строительство энергетической инфраструктуры, ее эксплуатацию.

Результаты исследований различных источников энергетического права, проблемных аспектов правоприменительной практики должны быть направлены на формулирование концептуальных выводов и рекомендаций в отношении участников как частноправовых, так и публично-правовых отношений в сфере энергетики.

Нельзя не отметить, что в фундаментальных исследованиях нуждается система договорного регулирования в сфере энергетики. На сегодняшний день имеется сформировавшаяся система договорного регулирования на оптовом и розничных рынках электрической энергии, в сфере теплоснабжения, в газовой отрасли. Для многих разновидностей договоров в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах предусматривается пошаговый порядок их заключения, закреплены не только существенные условия данных договоров, но и практически все иные условия договора. Данные обстоятельства обусловлены прежде всего необходимостью укрепления энергетического правопорядка и отраслевыми особенностями, которые должны быть отражены в правовом регулировании. В то же время судебная практика разрешения споров в том числе в связи с разногласиями при заключении договоров, при их исполнении обусловливает необходимость проведения глубоких правовых исследований договорного регулирования в сфере энергетики.

Заслуживает особого внимания система договорного регулирования на оптовом рынке электрической энергии и мощности, поскольку, помимо норм, закрепленных на уровне федерального закона и подзаконных правовых актов, существенными полномочиями в области договорного регулирования законодатель наделил Ассоциацию НП Совет рынка.

Нельзя не отметить и тенденцию по формированию особой системы договорного регулирования на рынках биржевой торговли энергетическими ресурсами.

Задачей науки энергетического права является проведение исследований системы государственного регулирования, государственного контроля (надзора) в сфере энергетики. Особое значение приобретают вопросы о разграничении полномочий, отсутствия их дублирования с учетом того, что для сферы энергетики характерно наделение полномочиями по государственному управлению, контролю (надзору) не только государственных органов, но и иных организаций.

Рассматривая различные аспекты правоприменительной практики в сфере энергетики, представляется заслуживающим внимания вопрос о целесообразности дальнейшего совершенствования порядка разрешения споров в сфере энергетики, в т.ч. досудебного порядка.

Особенности досудебного урегулирования споров в сфере энергетики закреплены в настоящее время на уровне Федерального закона <2>, подзаконных нормативных правовых актов <3>. Функции по досудебному урегулированию споров закреплены как за уполномоченным государственным органом (Федеральной антимонопольной службой <4>), так и за некоммерческим партнерством Совет рынка. В обоих случаях разрешение спора в досудебном порядке возлагается на регулирующий орган, что означает совмещение функции по публично-правовому регулированию и функции по урегулированию споров.

<2> См.: п. 3 ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике". К функциям НП Совет рынка отнесена в том числе организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
<3> См.: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3073; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы" // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 414; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями" // Российская газета. 2003. 18 ноября.
<4> Ранее данные функции осуществляла Федеральная служба по тарифам.

Необходимо отметить и острую потребность в проведении глубоких правовых исследований проблемных аспектов международно-правового регулирования в сфере энергетики.

Особое значение приобретают вопросы международной унификации в сфере энергетики, вопросы гармонизации национального законодательства государств - членов международных рынков энергетических ресурсов, вопросы взаимодействия между участниками различных региональных рынков энергетических ресурсов.

Задачи энергетического права по дальнейшему укреплению энергетического правопорядка должны соответствовать стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

Для достижения поставленных стратегических целей необходимо проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, государственная поддержка таких исследований, развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с энергетическими компаниями, развитие практики софинансирования государством и энергетическими компаниями долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ с длительными сроками реализации.

Представляется целесообразным проведение научно-исследовательских работ по различным аспектам правового регулирования в сфере энергетики в тесном взаимодействии с энергетическими компаниями, с учетом правоприменительной практики и насущных задач данной отрасли экономики.

А.Г. Лисицын-Светланов, рассматривая вопрос о дальнейшем развитии отрасли энергетического права, верно отмечает, что дать характеристику всех сфер правового регулирования и полностью раскрыть то, что требует исследований в целях совершенствования законодательства, более того, не только законодательства, но и права в целом, возможно лишь в серии масштабных исследований <5>.

<5> Лисицын-Светланов А.Г. Энергетическое право: задачи дальнейшего развития отрасли // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения". М.: Юрист, 2013. С. 11.