Мудрый Юрист

Конференция по энергетической хартии (кэх): международно-правовые вопросы структуры и деятельности

Гуласарян Артур Сергеевич, преподаватель кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

В статье автором исследуются вопросы международно-правовой структуры и деятельности Конференции по Энергетической хартии (КЭХ), учрежденной на основе Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) 1994 года.

Ключевые слова: КЭХ, ДЭХ, Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ), Международная энергетическая хартия (МЭХ), структура, деятельность, международная энергетическая безопасность, международный энергетический рынок, международное право.

The Energy Charter Conference (ECC): international legal aspects of the structure and activities

A.S. Gulasarian

Gulasarian Arthur Sergeevich, Lecturer of the International Law Department of the Kutafin Moscow State Law University, Candidate of Sciences (PhD) in Law.

The author of the article deals with the issues of international legal structure and activities of the Energy Charter Conference (ECC), established under the Energy Charter Treaty (ECT). The role and importance of the ECC in present-day world are emphasized.

Key words: Energy Charter Conference (ECC), ECT, European Energy Charter (EEC), International Energy Charter (IEC), structure, activities, global energy security, international energy market, international law.

Конференция по Энергетической хартии (далее - КЭХ) - это международная межправительственная организация, руководящий орган Процесса Энергетической хартии, учрежденная на основе Договора к Энергетической хартии 1994 года (далее - ДЭХ).

С идеей создания Европейского энергетического сообщества в июне 1991 г. на заседании Европейского совета Европейского союза (далее - ЕС) в Дублине выступил премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс.

Первым конкретным шагом в этом направлении стала Гаагская конференция 17 декабря 1991 г., на которой была принята политическая декларация под названием "Европейская энергетическая хартия" (далее - ЕЭХ).

Государства, подписавшие Хартию (51 государство), в преамбуле Хартии подтвердили свою решимость содействовать "...новой модели энергетического сотрудничества в долгосрочной перспективе в Европе и глобально в рамках рыночной экономики и основанной на взаимной помощи и принципе недискриминации".

Для достижения указанной цели государства - подписанты Хартии начали вести переговоры по заключению базового соглашения, а также протоколов с соответствующими обязательствами по транзиту.

В результате 17 декабря 1994 г. были приняты ДЭХ и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (далее - ПЭЭСЭА), основанные на ЕЭХ. ДЭХ вступил в силу 16 апреля 1998 г. <1>.

<1> Историю разработки ДЭХ подробнее см.: Negotiating the Energy Charter Treaty // (ed.). The Energy Charter treaty: An East-West Gateway for Investment and Trade. London: Kluwer, 1996. P. 137 - 155; Доре Дж. Как проходили переговоры по Договору к Энергетической хартии // Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада / Ред. Т. Вельде (англ. изд.), А. Конопляника (рус. изд). М.: Международные отношения, 2002. С. 119 - 137.

20 мая 2015 г. на Гаагской конференции ("Гаага II") принимается обновленная версия ЕЭХ - Международная энергетическая хартия (далее - МЭХ). Последняя - воплощение "Дорожной карты по модернизации Процесса Энергетической хартии" (Road Map for the Modernisation of the Energy Charter Process), утвержденной 24 ноября 2010 г. решением КЭХ. Основная цель МЭХ - это "содействие расширению географического охвата Договора к Энергетической хартии и Процесса Энергетической хартии". МЭХ, так же как и ЕЭХ, является политической декларацией, не имеющей юридически обязывающего характера.

Членами КЭХ являются государства, региональные экономические международные организации, которые подписали или присоединились к ДЭХ.

По состоянию на 2016 г. число подписантов ДЭХ составляет 54 (52 государства и 2 международные организации) <2>. Подписанты же МЭХ, помимо тех, которые также подписали ЕЭХ, являются наблюдателями КЭХ <3>.

<2> См.: Signatories/Contracting Parties to the Energy Charter Treaty. URL: http://www.energycharter.org/process/energy-charter-treaty-1994/energy-charter-treaty/ (дата обращения: 06.07.2016).
<3> См.: Constituency of the Energy Charter Conference. URL: http://www.energycharter.org/who-we-are/members-observers/ (дата обращения: 06.05.2016).

По состоянию на 2016 г. число подписантов ЕЭХ составляет 69 (67 государств и 2 международные организации) <4>, а число подписантов МЭХ достигает 72 (69 государств и 3 международные организации) <5>.

<4> См.: Signatories of the European Energy Charter (1991). URL: http://www.energycharter.org/process/european-energy-charter-1991/ (дата обращения: 06.07.2016).
<5> См.: Signatories of the International Energy Charter (2015). URL: http://www.energycharter.org/process/international-energy-charter-2015/ (дата обращения: 06.07.2016).

Из числа международных организаций, которые имеют в КЭХ статус наблюдателя, это Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Организация энергетического сотрудничества стран Балтийского региона, Организация черноморского экономического сотрудничества, Электроэнергетический совет СНГ, Европейский банк реконструкции и развития, Международное энергетическое агентство, Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская экономическая комиссия ООН, Всемирный банк, Всемирная торговая организация.

В рамках КЭХ имеется еще категория государств-наблюдателей по приглашению ("observers by invitation"). Таким статусом пользуются Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Кувейт, Нигерия, Султанат Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла.

Цель КЭХ закреплена в ДЭХ, который "устанавливает правовые рамки в целях оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды" (статья 2 ДЭХ). В свою очередь, цель КЭХ опирается на цели и принципы ЕЭХ 1991 года (раздел I).

Юридические принципы ДЭХ можно выявить путем анализа пяти сфер регулирования ДЭХ: поощрение и защита капиталовложений в сфере энергетики, основанные на расширении национального режима (режима наибольшего благоприятствования); свободная торговля энергетическими материалами, продуктами и оборудованием, связанным с энергией, основанная на правилах ВТО; свобода энергетического транзита по трубопроводам и сетям; снижение вредного воздействия на окружающую среду процессов в рамках энергетического цикла путем улучшения энергетической эффективности; механизмы по разрешению споров между государствами или инвесторами и государством <6>.

<6> См.: Cogen M. An Introduction to European International Organizations. Ashgate, 2015. P. 122.

Функции КЭХ исчерпывающим образом определены в п. 3 Статьи 34 ДЭХ <7>, но эти функции пересматриваются периодически КЭХ в сроки (не превышающие пяти лет), определяемые ею, с учетом хода имплементации положений ДЭХ и Протоколов. По результатам такого пересмотра некоторые функции КЭХ изменяются либо отменяются, и возможен даже вариант роспуска Секретариата Энергетической хартии.

<7> Пункт 3 статьи 34 ДЭХ сформулирован следующим образом:

"(3) Функции Конференции по Хартии:

(a) выполнение обязанностей, возложенных на нее настоящим Договором и любыми Протоколами;

(b) рассмотрение хода осуществления и содействие осуществлению принципов Хартии и положений настоящего Договора и Протоколов;

(c) оказание содействия в соответствии с настоящим Договором и Протоколами координации соответствующих общих мер по осуществлению принципов Хартии;

(d) рассмотрение и принятие программ работы, которая будет выполняться Секретариатом;

(e) рассмотрение и утверждение годовых отчетов и бюджета Секретариата;

(f) рассмотрение и утверждение или принятие условий соглашения о штаб-квартире или любого иного соглашения, включая привилегии и иммунитеты, которые рассматриваются как необходимые для Конференции по Хартии и Секретариата;

g) поощрение совместных усилий, направленных на облегчение и содействие ориентированным на рынок реформам и модернизации энергетических секторов в тех странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Союза Советских Социалистических Республик, экономика которых находится на переходном этапе;

(h) санкционирование и утверждение мандатов на проведение переговоров по Протоколам, а также рассмотрение и принятие их текстов и поправок к ним;

(i) санкционирование проведения переговоров по Декларациям и утверждение их выпуска;

(j) принятие решений по вопросу о присоединении к настоящему Договору;

(k) санкционирование проведения переговоров по соглашениям об ассоциации, их рассмотрение и утверждение или принятие;

(l) рассмотрение и принятие текстов поправок к настоящему Договору;

(m) рассмотрение и принятие модификаций и технических изменений в Приложениях к настоящему Договору;

(n) назначение Генерального секретаря и принятие всех решений, необходимых для учреждения и функционирования Секретариата, включая структуру, штаты и типовые условия найма должностных лиц и сотрудников".

КЭХ как институциональный орган ДЭХ несет политическую ответственность за выполнение ЕЭХ, МЭХ, ДЭХ и связанных с ним документов. Каждая Договаривающаяся Сторона ДЭХ имеет право направлять одного представителя на КЭХ (статья 34 ДЭХ).

Очередные заседания КЭХ проводятся с периодичностью, которая определяется самой КЭХ. Дата каждого очередного заседания определяется КЭХ на предыдущем заседании. Любое очередное заседание может, однако, при необходимости быть перенесено на другое время Председателем КЭХ после консультации с Секретариатом вследствие причин, не предвиденных КЭХ. О перенесении заседания сообщается заблаговременно, по меньшей мере за 15 дней до даты начала перенесенного заседания (п. "a" Правила 1 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Но, как это предусмотрено в п. 2 статьи 34 ДЭХ, могут проводиться также и внеочередные заседания КЭХ в сроки, определяемые КЭХ, или по письменной просьбе любой Договаривающейся Стороны или Подписанта ДЭХ при условии, что в течение шести недель с момента письменной передачи просьбы другим Договаривающимся Сторонам и Подписантам Секретариатом она получит поддержку не менее одной трети Договаривающихся Сторон и Подписантов. О проведении внеочередных заседаний сообщается заблаговременно, по меньшей мере за 15 дней до даты начала внеочередного заседания (п. "b" Правила 1 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Заседания КЭХ, как правило, не должны быть публичными. Но иное решение может быть принято КЭХ (п. "a" Правила 18 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Первым пунктом повестки каждого заседания является обсуждение и утверждение его повестки, при этом КЭХ может вносить изменения в повестку или отдавать преимущество конкретным ее пунктам (Правила 5 и 6 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Договаривающиеся Стороны могут председательствовать на КЭХ в течение одного календарного года. Договаривающиеся Стороны могут выдвигать свои кандидатуры на пост Председателя письмом в адрес Секретариата, указав свое предпочтение по году, в котором они желают принять на себя эту роль (п. "c" Правила 13 Правил процедуры КЭХ 2015 года). Список предстоящих председательств на КЭХ, ежегодно утверждаемый КЭХ, охватывает по меньшей мере очередные три года и учитывает принцип справедливой географической ротации (п. "a" Правила 13 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Как правило, в качестве Председателя КЭХ назначается министр, курирующий вопросы по ДЭХ, Договаривающейся Стороны, которая председательствует на КЭХ. Председательствующая Сторона может в качестве Председателя КЭХ назначать представителя, иного чем министр. При выполнении таких обязанностей Председатель КЭХ должен действовать в соответствии с ДЭХ, Протоколами, Декларациями и решениями КЭХ. Помощь Председателю КЭХ при осуществлении им своих функций оказывают Вице-председатели (п. "b" Правила 13 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Вице-председателей КЭХ, как правило, три, но могут быть также и дополнительные Вице-председатели КЭХ. Пост одного Вице-председателя КЭХ резервируется за действующим Председателем КЭХ, такой Вице-председатель выступает в качестве первого Вице-председателя КЭХ. Пост двух других Вице-председателей резервируется за ушедшим Председателем КЭХ и будущим Председателем КЭХ (п. "e" Правила 13 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

По состоянию на 2016 г. на КЭХ председательствует Япония, а Председателем КЭХ является министр иностранных дел Японии Фумио Кисида. В 2015 г. на КЭХ председательствовала Грузия, а в 2017 г. ожидается председательство Туркменистана на КЭХ. Соответственно, пост первого Вице-председателя КЭХ в настоящее время занимает чрезвычайный и полномочный посол Японии при Европейском союзе Кеиичи Катаками, посты других двух Вице-председателей КЭХ занимают заместитель министра энергетики Грузии Мариам Валишвили и заместитель министра нефти и газа Туркменистана Мыратгелди Мередов <8>.

<8> См.: The Energy Charter Conference. URL: http://www.energycharter.org/who-we-are/energy-charter-conference/ (дата обращения: 06.07.2016).

Однако могут быть ситуации, когда Председатель КЭХ более не в состоянии выполнять свои должностные обязанности, в таких случаях председательствующая Договаривающаяся Сторона должна выдвинуть кандидатуру должностного лица соответствующего правительственного учреждения в качестве замены. Такое лицо назначается КЭХ в качестве нового Председателя КЭХ без промедления (п. "d" Правила 13 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Решения по строго процедурным вопросам, не предусмотренным в ДЭХ, как правило, принимаются большинством голосов Договаривающихся Сторон и Подписантов, представители которых присутствуют и голосуют на КЭХ. Иной порядок принятия таких решений может быть предусмотрен Правилами процедур КЭХ (п. "a" Правила 16 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Каждая Договаривающаяся Сторона и каждый Подписант (в соответствующих случаях) обладает одним голосом при условии, что не имеет задолженности по уплате своих финансовых взносов в бюджет Секретариата Энергетической хартии в размере, равном размеру взносов, подлежащих уплате ими за предшествующие два полных года либо превышающих такой размер взносов (п. "c" Правила 16 Правил процедуры КЭХ 2015 года). Кроме того, в соответствии с п. 8 статьи 36 ДЭХ Договаривающаяся Сторона может быть лишена КЭХ полностью или частично права голоса на КЭХ в случае его хронической задолженности по финансовым обязательствам.

В период между заседаниями КЭХ решения КЭХ, предусмотренные в п. п. 2 и 4 статьи 36 ДЭХ, могут приниматься заочно. Решение о принятии заочного решения принимается Председателем КЭХ либо по его собственной инициативе, либо по просьбе Договаривающейся Стороны или Подписанта. Председатель КЭХ определяет конкретный период (не ранее чем за 20 дней с даты размещения сообщения на странице Секретариата Энергетической хартии), в течение которого могут быть приняты любые возражения. Однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен Председателем по просьбе и по его усмотрению. Решение КЭХ считается одобренным с незамедлительным вступлением в силу, если в течение установленного срока не поступают какие-либо возражения. Соответствующее сообщение также размещается на странице Секретариата Энергетической хартии (п. п. "a", "b", "c" Правила 19 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Последнее двадцать шестое заседание КЭХ проводилось 3 - 4 декабря 2015 г. в Тбилиси (Грузия), а первое - 23 апреля 1998 г. в Брюсселе (Бельгия).

В соответствии с п. 5 Статьи 34 ДЭХ КЭХ правомочна учреждать такие вспомогательные органы, которые она считает необходимыми для выполнения своих обязанностей.

Такими вспомогательными органами КЭХ являются, например, или "Постоянные группы" (Standing Groups), которые учреждаются для рассмотрения вопросов, имеющих регулярный характер, или "Рабочие группы" (Working Groups), учреждаемые для проведения переговоров или иной работы временного характера (п. "a" Правила 9 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

По состоянию на 2015 г. были созданы и функционировали Постоянные и Рабочие группы: Группа по стратегии; Группа по инвестициям; Группа по торговле и транзиту; Рабочая группа по процедурным вопросам; Рабочая группа по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам.

К числу вспомогательных органов КЭХ относятся также постоянно действующие комитеты КЭХ: Бюджетный комитет, а также Юридический консультативный комитет <9>.

<9> См.: Energy Charter 2015 Annual Report. Energy Charter Secretariat. 2016. P. 5. URL: http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/AR/AR_2015_en.pdf (дата обращения: 06.07.2016); Subsidiary Bodies of the Energy Charter Conference. URL: http://www.energycharter.org/who-we-are/subsidiary-bodies/overview/ (дата обращения: 06.07.2016). Также см.: Roe T., Happold M. Settlement of Investment Disputes under the Energy Charter Treaty. Cambridge University Press, 2011. P. 23 - 25.

В 1996 г. было решено учредить постоянный Секретариат Энергетической хартии со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия) в целях обслуживания КЭХ и ее государств-членов.

Роль Секретариата Энергетической хартии - это в первую очередь оказание всего необходимого содействия КЭХ для выполнения ее обязанностей и осуществление функций, возложенных на Секретариат ДЭХ или любым Протоколом, а также любых других функций, возложенных на него КЭХ (п. 4 Статьи 35 ДЭХ).

Секретариат Энергетической хартии несет ответственность также за организацию и проведение заседаний КЭХ и ее вспомогательных органов.

Секретариат Энергетической хартии ежегодно составляет график запланированных и предполагаемых заседаний и мероприятий на предстоящий год и представляет его в течение двухнедельной ежегодной конференции (п. п. "b" Правила 3 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Секретариат также разрабатывает предполагаемую повестку каждого заседания КЭХ и ее вспомогательных органов после консультаций с соответствующим Председателем и передает ее всем Договаривающимся Сторонам и Подписантам. Предполагаемая повестка размещается на странице Секретариата заблаговременно - не менее чем за 15 дней до дня заседания (п. п. "a" и "b" Правила 4 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Секретариат может предоставить возможность участия посредством теле- или видеоконференции в случаях, если в зале заседаний имеется система видеоконференции (п. "c" Правила 3 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Секретариат подчиняется КЭХ и отчитывается перед ней (п. 3 статьи 35 ДЭХ).

Секретариат состоит из Генерального секретаря и такого минимального персонала (в настоящее время около 30 сотрудников), который необходим для эффективной работы. Главным представителем Секретариата является Генеральный секретарь, который назначается КЭХ на должность на максимальный пятилетний срок при первом назначении (п. 1 статьи 35 ДЭХ; п. "c" Правила 20.8 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Действующий Генеральный секретарь может претендовать на повторное назначение на пост Генерального секретаря на срок, который определяется КЭХ (п. "d" Правила 20.2 и п. "a" Правила 20.10 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Вопрос о повторном назначении действующего Генерального секретаря решается на созываемой КЭХ за 12 месяцев до истечения срока действия его контракта. Однако за Договаривающимися Сторонами также сохраняется право выдвижения кандидатов на пост Генерального секретаря за 12 месяцев до истечения срока действия его контракта (п. п. "a" и "b" Правила 20.2 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Требования, которым должен отвечать любой кандидат: наличие гражданства одной из Договаривающихся Сторон, и не обязательно Договаривающейся Стороны, выдвигающей его кандидатуру (п. "b" Правила 20.4 Правил процедуры КЭХ 2015 года), а также и наличие широкого опыта в международных делах, равно как на руководящих должностях и в сфере организационного управления, в правительстве, международных организациях и (или) промышленности (п. "b" Правила 20.3 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Все кандидаты, отвечающие предъявляемым требованиям, проходят собеседование Договаривающимися Сторонами и Подписантами. Такое собеседование проходит под председательством Председателя КЭХ и открыто для всех Договаривающихся Сторон и Подписантов, которые желают присутствовать, и завершается не позднее чем за 6 месяцев до даты заседания КЭХ, на котором ожидается назначение (Правило 20.5 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

Окончательное решение по вопросу назначения Генерального секретаря принимает КЭХ (п. "b" Правила 20.8 Правил процедуры КЭХ 2015 года).

В настоящее время Генеральным секретарем КЭХ является Урбан Руснак (представитель Словакии, с 2012 г.).

Нормы, которые регулируют отношения между Секретариатом Энергетической хартии и сотрудниками его персонала, с одной стороны, и Королевством Бельгия, с другой стороны, содержатся в Соглашении о штаб-квартире (Соглашение о штаб-квартире между Королевством Бельгия и Конференцией Энергетической хартии). В Соглашении закреплены привилегии и иммунитеты, которыми обладает КЭХ, равно как и привилегии и иммунитеты персонала КЭХ.

Это соглашение о штаб-квартире было подписано 26 октября 1995 г. министром иностранных дел Королевства Бельгия Эриком Дериком, председателем КЭХ послом Чарльзом Руттеном и Генеральным секретарем Секретариата Энергетической хартии Кливом Джонсом. Соглашение было ратифицировано бельгийским парламентом 11 июня 1998 г. и вступило в силу 27 июля 1999 г.

КЭХ является организацией для межгосударственного сотрудничества в энергетическом секторе, включающий в свой состав государства, которые являются производителями, потребителями и транзитерами энергии. Хотя деятельность КЭХ и ограничивается только одним сектором экономики - энергетическим, она охватывает международное сотрудничество государств в области инвестиций, торговли, транзита энергоресурсов, экологических аспектов, связанных с энергией.