Мудрый Юрист

Аргентина: функционирование и правовое регулирование рынков нефти, газа и электроэнергии

Карлос Альфаро, кандидат юридических наук, партнер CMS Alfaro Abogados (Аргентина).

Родин Артем, адвокат, партнер CMS (Россия).

Статья посвящена различным аспектам функционирования и правового регулирования энергетических рынков в одной из крупнейших и богатых природными ресурсами стран Южной Америки - Аргентине. Особое внимание уделяется энергетической политике нового Президента Аргентины, избранного в 2015 году.

Ключевые слова: энергетическое право, Южная Америка, Аргентина, рынки энергетики, газ, нефть, электроэнергия.

Argentina: operation and legal regulation of oil, gas and electric power markets

C. Alfaro, A. Rodin

Carlos Alfaro, Partner CMS Alfaro Abogados (Argentina).

Artem Rodin, Advocate, Partner CMS (Russia), Candidate of Legal Sciences.

The article is focused on various aspects of operation and legal regulation of energy markets of one of the largest and richest in natural resources countries of South America - Argentina. Special attention is paid to energy policies of the new Argentinian President elected in 2015.

Key words: energy law, South America, Argentina, energy markets, gas, oil, electric power.

Аргентина - федеративное государство на юго-востоке Южной Америки, состоящее из 23 провинций и столичного округа Буэнос-Айрес, восьмое государство в мире по площади территории и второе по размерам в Южной Америке (после Бразилии), с населением порядка 43 млн. человек.

Правовая система Аргентины относится к континентальной правовой семье, основным источником права является законодательство, хотя обычай и судебная практика (в виде обязательных для нижестоящих судов решений пленума Апелляционного суда) также имеют юридическую силу. Первоначально в Аргентине действовало право метрополии - Испании. После обретения независимости колониальное право во второй половине XIX в. сменилось национальным кодифицированным правом, разработанным с использованием выработанных в странах Европы правовых норм, в т.ч. права Испании, Франции и Германии, а также права Бразилии и Чили. Так, в 1859 г. был принят Торговый кодекс, а в 1869 г. - Гражданский кодекс, которые с 1 августа 2015 г. заменены новым вступившим в силу Гражданским и Торговым кодексом.

I. Нефть и газ 1. Существующая ситуация

Аргентина - страна Латинской Америки, обладающая самыми обширными запасами топливно-энергетических ресурсов в регионе. Согласно данным управления по энергетической информации США <1>, Аргентина занимает 2 место в мире по количеству нетрадиционных запасов природного газа. Также Аргентина является вторым крупнейшим поставщиком газа и четвертым наиболее крупным поставщиком сырой нефти в Центральной и Южной Америке <2>.

<1> Всемирная оценка запасов сланцевого газа и нефти. Технически извлекаемые запасы сланцевого газа и нефти. Технически извлекаемые запасы сланцевого газа и нефти: Оценка 137 сланцевых пластов в 41 стране за пределами Соединенных Штатов: подготовлено Advanced Resources Internationalprepared Inc для управления по энергетической информации США и Министерства энергетики США, Конференция по энергетике, управление по энергетической информации США, 2013.
<2> Официальный сайт управления по энергетической информации США. URL: https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=ARG.

Говоря о тенденциях, преобладающих на рынке энергоресурсов Аргентины, необходимо отметить, что в результате повышающегося спроса и действий органов власти Аргентины, направленных на поддержание отечественных поставщиков сырья, последние 10 лет экспорт углеводородов неуклонно снижался. В то же время Аргентина увеличила импорт углеводородов, включая природный газ и СПГ. В свою очередь, были привлечены значительные инвестиции для достижения самообеспеченности страны в добыче и потреблении нефти и газа, а также поддержания экономического роста, т.к. индустрия сейчас работает на полную мощность.

Большой интерес для разведки и освоения представляет месторождение нетрадиционных углеводородов Вака Муэрта (Vaca Muerta), открытое в 2010 г. крупнейшей нефтегазовой компанией Repsol. Управление по энергетической информации США оценивает общее количество извлекаемых углеводородов из месторождения Vaca Muerta в размере 16,2 млрд баррелей нефти (2,58 x 109 куб. м) и 308 трлн куб. футов природного газа (8,7 x 1012 куб. м). Освоение месторождения позволит Аргентине получить 803 трлн куб. футов технически извлекаемого нетрадиционного газа взамен нынешних доказанных традиционных запасов, составляющих менее 12 трлн куб. футов. Эксперты оценивают, что разработка месторождения Vaca Muerta может способствовать росту ВВП на 62,200 - 67,800 млн. долл. США в год, а также восстановлению энергетической самообеспеченности к 2020 г. Также ожидается, что процентная доля добычи газа и нефти в ВВП увеличится с нынешних 3% до 9% к 2035 г. <3>.

<3> Переосмысленная Аргентина. Нестандартный взгляд в сторону 2035 (статья подготовлена компанией Accenture). URL: https://www.accenture.com/ares/_acnmedia/Accenture/Conversion-Assets/DotCom/Documents/Local/PDF/Industries_2/accenture-reimaginando-argentina.pdf.

В целях поддержки добычи и производства минеральных ресурсов отечественными компаниями прежнее руководство Аргентины осуществляло программы стимулирования, по которым производители получали субсидии в размере 7,5 долл. США за 1 млн. BTU (британских термических единиц) при добыче свыше установленных в 2012 г. значений. При недостижении значений субсидия составляет 2,30 - 4 долл. за млн. BTU. Конечно, срок подачи заявок в тех программах закончился, но ожидается анонс новых <4>.

<4> Резолюции N 1/2013, 3/2013, 60/2013 Комиссии планирования и стратегической координации Национальной стратегии по инвестициям в углеводородные ресурсы.

Кроме того, Аргентина развивает отечественную добывающую промышленность в противовес импортированию дорогого газа из Боливии (10 долл. США за млн. BTU) или СПГ (более 15 долл. США за млн. BTU). Если мировые цены снизятся, сохранится множество возможностей для субсидирования отечественной добычи, так, местная цена на сырую нефть (Medanito) составляет 67,5 долл. за баррель в целях стимулирования отечественного производства (нетрадиционного).

2. Цели новой администрации

В связи с недавними президентскими выборами в стране, в которых победу одержал оппозиционный кандидат Маурисио Макри, были оглашены основные тезисы политики в сфере энергетики, которая, как и ожидалось, будет направлена на увеличение объемов добычи. Финансирование, в т.ч. с иностранным участием, разведки нефти и газа и поддержание местных цен для роста потребления и снижения инфляции обозначено как основная задача. Предыдущий Государственный департамент по энергетике был заменен Министерством энергетики и горнодобывающей промышленности, которое возглавил Хуан Хосе Арангурена, бывший генеральный директор Shell в Аргентине.

Так как возможность привлечения иностранного финансирования на мировых рынках капитала ограничена в результате судебных решений США, возможно привлечение финансирования из Китая, России, Исламского банка развития, Всемирного банка. Однако, как только спор с кредиторами будет завершен, Аргентина вернется на финансовый рынок, т.к. внешний долг страны составляет менее 11% ВВП. Переговорное положение улучшились с приходом новой администрации, предварительные договоренности были достигнуты с большинством истцов.

Следует отметить, что новая администрация положила конец ограничениям на покупку иностранной валюты, введенной в 2011 г. <5>. Теперь разрешена оплата в валюте импортных операций и услуг, и, вполне вероятно, все меньше ограничений будет действовать в отношении возможности вывода средств за рубеж. Хотя официальные разрешения все еще необходимы для перевода средств, их будет легче получить. Разрешения на сделки с иностранной валютой привели к девальвации аргентинского песо примерно на 40%.

<5> Уведомление "A 5851" Центрального банка Аргентинской Республики.

В интересах обеспечения страны углеводородами прежнее правительство осуществило национализацию крупнейшей нефтяной компании страны YPF (Yacimientos Petrol feros Fiscales). Так, в 2012 г. 51% акций YPF был экспроприирован у Repsol YPF SA по закону о национализации. С тех пор компания утроила инвестиции. По сравнению с 2011 г. компания имеет на 200% больше оборудования для производства 45 млн. кубометров газа и является лидером в Аргентине. Она производит на 34% больше газа, чем в 2011 г., и на 10% больше нефти (250 тыс. баррелей в день). Компания достигла 163% коэффициента по замещению запасов. YPF участвует в разведке 42 месторождений и в 34 производственных совместных предприятиях и контрактных соглашениях в Аргентине. Например, компания имеет партнерские соглашения о разведке и производстве с Chevron, Dow Chemical Company, Petronas, с которыми были пробурены и проводится бурение сотен скважин <6>.

<6> Форма 20-F of YPF Sociedad , подаваемая в Комиссию по ценным бумагам и рынкам США. URL: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/904851/000119312513178160/d526156d20f.htm.

Среди других участников энергетического рынка, осуществляющих добычу и разведку полезных ископаемых, нужно отметить Pan American Energy (PAE), которая является второй крупнейшей нефтяной компанией в стране, подконтрольной Bridas (Bulgheroni и китайская CNOOC). Далее следуют Total (Франция) и Shell (Голландия), которые достигли лучших показателей в нетрадиционной добыче ресурсов, после YPF. Однако Total потерял первое место среди поставщиков газа после приобретения YPF компании Apache. Total работает на месторождении Карина и Ариэс, самом крупном офшоре Аргентины, которое производит более 18 млн. кубометров газа в день. Крупнейшая бразильская нефтегазовая компания Petrobras распродает свои активы в рамках глобальной распродажи с целью пополнения бюджета для восстановления финансового положения после коррупционного скандала в Бразилии.

3. Газ в плотных породах

Как и в США, добыча и разведка газа в плотных породах контролируется участниками E&P соглашений. Особенностью добычи газа в плотных породах является меньшая себестоимость последней и широкая используемость конечного продукта участниками рынка. Это позволяет производителям постепенно двигаться вперед, контролируя объем инвестиций, который намного меньше объема, необходимого для добычи сланцевого газа. Большинство компаний (кроме YPF, лидера рынка, инвестирующего во все проекты) с осторожностью инвестируют в проекты по добыче газа в плотных породах. Оцениваемый объем инвестиций в такие проекты - примерно 500 млн. долл. США - бурение 40 скважин <7>.

<7> Газ в плотных породах, ставка на нетрадиционные нефтяные месторождения // Сайт "El Inversor Online", 02.07.15. URL: http://elinversoronline.com/2015/07/tight-gas-la-apuesta-no-convencionales-queeligen-las-petroleras/.

II. Электроэнергетика 1. Оптовый рынок энергии

Оптовый рынок электроэнергии в Аргентине включает в себя производителей, сетевые организации и сбытовые компании, которые работают как на спотовом рынке, так и на срочном рынке, где крупные потребители имеют контракты с особыми условиями.

Производители электроэнергии в Аргентине, а также сетевые организации и сбытовые компании оперируют на спотовом рынке, где цены изначально определяются каждый час, отражая спрос и предложение оптового рынка в любое время. Многие годы максимальная спотовая цена была установлена на уровне 120 аргент. долл/МВтч, как и на срочном рынке, где производители, дистрибьюторы и крупные потребители могут заключать долгосрочные контракты. Кроме того, крупные потребители могут купить электроэнергию напрямую у CAMMESA по ее оптовым ценам, не выходя на срочный рынок. Новая администрация увеличила местные цены приблизительно до AR 320 долл/МВтч для бытовых потребителей, а также около AR 770 долл/МВтч для промышленного использования, отменяя предыдущие субсидии, хотя было прямо заявлено, что это все равно ниже реальной себестоимости <8>.

<8> Резолюция 6/2016 Министерства энергетики и горнодобывающей промышленности.

2. Производство энергии

Производители электроэнергии в Аргентине представлены 111 электростанциями, 24 из которых функционируют в режиме вынужденной генерации, а три - в режиме совместной генерации (когенерации). Суммарная мощность - 32,121 МВт. Большее количество энергии вырабатывается тепловой генерацией и составляет 59%, в то время как количество энергии, вырабатываемой гидрогенерацией, составляет 35%, 6% - атомная генерация, самое меньшее количество энергии дают возобновляемые источники энергии (ВИЭ) - 0,6% <9>.

<9> Форма 20-F of Empresa Distribuidora y Comercializadora Norte S.A., подаваемая в Комиссию по ценным бумагам и рынкам США. URL: http://www.edenor.com.ar/cms/files/SP/RI/reportesFinancieros/Anuales/2014repAnual20F.pdf.

Существующий режим строительства ТЭС и ВИЭ не предусматривает получения специальных разрешений, но для генерации нужно получение разрешения Провинциального секретариата по энергетике, если станция не включена в национальную энергетическую сеть.

При этом строительство крупных ГЭС и АЭС требует получения особого разрешения Правительства. Также ГЭС мощностью более 500 кВт требуют разрешения на эксплуатацию.

3. Передача энергии

Энергия передается через высоковольтную систему передачи. Сетевые организации не участвуют в покупке/продаже. Сети 500, 300, 220 и 132 кВт связаны через национальную систему соединений. Большинство ЛЭП 500 кВт принадлежат Transener (контроль Pampa Energia - крупнейший генератор). Большинство региональных сетевых компаний приватизированы. Передача энергии представляет собой публичную услугу и существует в режиме монополии государства на ее предоставление. Использование сетевого оборудования - с разрешения Правительства. Тарифы и условия полностью определяются регуляторами.

4. Сбыт энергии

Сбытовые компании представлены как федеральными сбытовыми компаниями (например, Edenor и Edesur), так и провинциальными, которые существуют в каждой из 23 провинций. Имеются также и небольшие сбытовые компании ("кооперативы"), большинство из которых действует под муниципальной юрисдикцией. Особенностью поставки электричества потребителям сбытовыми компаниями является подача электричества в соответствующей сбытовой сети в зоне в соответствии с разрешением. Каждое разрешение устанавливает качество услуг, тарифы для потребителей и обязательства по удовлетворению спроса. Однако при расширении сбытовых сетей нет необходимости получать дополнительные разрешения. В случае масштабного расширения - предварительное разрешение ENRE, публичные слушания и выпуск ENRE сертификата Общественной необходимости.

Обобщая существующие тенденции на рынке энергоносителей в Аргентине, необходимо отметить, что в стране имеется большой неиспользованный гидроэлектрический потенциал. Доминирующая тепловая генерация, использующая газ, вне зоны риска - 2-е место в мире по запасам нетрадиционного газа (EIA). Предусматривается введение нового всеобщего тарифного режима администрацией Макри. В частности, Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности позволило ENRE пересмотреть надбавленную стоимость тарифов (DAV) Edenor и Edesur по истечении десяти лет <10>. Эта корректировка тарифов (свыше 600% в некоторых случаях) позволила уравнять их с тарифами других дистрибьюторов в стране, которые обновляют свои DAV чаще.

<10> Резолюция 7/2016 Министерства энергетики и горнодобывающей промышленности.

В Аргентине тарифы делятся на две части. Первая часть связана с затратами на приобретение энергии на оптовом рынке (от государственной компании CAMMESA), в т.ч. на перевозку, которая одинакова по всей стране. Вторая определяется затратами самого дистрибьютора (так называемый DAV, включающий расходы на установку сети, инвестиции, операции, обслуживание, а также коммерциализацию). Что касается первой части, в соответствии с "транзитным" механизмом, конечные пользователи платят исключительно за полученную энергию; а иные платежи, направленные на извлечение прибыли, цену не формируют.

Наблюдается рост спроса на электроэнергию (6% в год), в связи с чем правительство принимает крупные проекты - как в генерации, так и в передаче энергии. Следует отметить, что удовлетворение растущего спроса требует ввода в эксплуатацию станций на 1000 МВт ежегодно. Можно констатировать, что генерация энергии представляет собой конкурентный и либеральный рынок, где 75% мощности у частных компаний. Однако передача и сбыт строго регулируются государством и являются менее конкурентными секторами.

III. Стимулирование использования возобновляемых источников энергии

В целях стимулирования развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Правительство также осуществило ряд мер, в частности, при производстве солнечной и ветряной энергии не требуется предварительное разрешение федерального правительства. Инвестиции могут быть освобождены от НДС на 15 лет. Также возможна заморозка налогов сроком на 15 лет. Генерация из ВИЭ для общественных нужд представляет собой национальный интерес, следовательно, новые инвестиции предполагают налоговые преимущества. Среди предпринятых мер нужно также отметить возврат НДС, ускоренную амортизацию основных фондов, освобождение основных активов от налогообложения (для целей минимального налогообложения), система надбавок к ВИЭ - дополнительная оплата за каждый произведенный МВт/ч.

Реализация вышеобозначенных положений повлекла внесение изменений в национальное законодательство. Так, законодательные изменения октября 2015 г. предусматривают, что крупные генераторы должны заменить часть поставляемой электроэнергии на ВИЭ: 8% к 31.12.2017, 20% к 31.12.2025. Максимальная цена - 113 долл. США за МВт/ч. Далее, CAMMESA обязана диверсифицировать свои источники для достижения тех же целей, без привязки к указанной выше цене. До 31.12.2017 генераторы, использующие ВИЭ, освобождены от уплаты импортных пошлин в отношении оборудования. Также учрежден Фонд по развитию ВИЭ (FODER), с использованием ресурсов бюджета для предоставления финансирования таким проектам. Ожидается, что вскоре поступят новые указания, соответствующие целям Закона 27,191 <11>.

<11> Компании ожидают изменений в законодательстве об инвестициях в экологически чистую энергию // Ежедневная газета Clarin. URL: http://www.ieco.clarin.com/economia/Empresas-invertir-Energias-renovables_0_1522647767.html.