Мудрый Юрист

О размещении в еис протоколов, составляемых в ходе корпоративных закупок д.в. Исютин-федотков

Исютин-Федотков Д.В., кандидат юридических наук (PhD), доцент, ведущий юрист адвокатского бюро г. Москвы "Асташкевич и партнеры".

В соответствии с Законом N 223-ФЗ в ЕИС заказчиком размещается следующая информация:

Отдельно в Законе N 223-ФЗ оговаривается, что не подлежит размещению в ЕИС информация о закупках, содержащая государственную тайну или по которым принято решение Правительства о неразмещении в ЕИС.

При этом Закон N 223-ФЗ разрешает заказчикам в положениях о закупке предусматривать иную подлежащую размещению в ЕИС дополнительную информацию.

В этой связи можно говорить о том, что Закон N 223-ФЗ установил исчерпывающий перечень информации, подлежащей размещению заказчиками в ЕИС. Данной позиции придерживается контролирующий орган и Минэкономразвития России <1>.

<1> См.: письмо ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 "О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; письмо ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75923/15; письмо Минэкономразвития России от 22.06.2015 N Д28и-1833 "О размещении в ЕИС протоколов, составленных в ходе закупки".

Особое внимание необходимо обратить на обязанность заказчиков размещать протоколы, составленные в ходе закупок. В соответствии с ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупок, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня их подписания.

Требования к содержанию, порядку размещения протоколов установлены Правительством России <2> и могут быть конкретизированы заказчиками в положениях о закупке. Так, протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом N 223-ФЗ и положениями о закупке заказчиков. Здесь необходимо сказать, что в п. 34 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке логичнее было бы вести речь о сроке исполнения договора, а не о сроке исполнения контракта. Положение принято в развитие Закона N 223-ФЗ, который предполагает заключение договоров в рамках проведения закупок.

<2> Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке".

Для размещения в ЕИС протоколов, составленных в ходе закупки представитель заказчика в ЕИС выбирает форму протокола из имеющихся в ЕИС форм протоколов или корректирует имеющуюся в ЕИС форму протокола в соответствии с Положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола. При этом обязательным является также размещение протоколов в графическом виде.

Таким образом, правильными будут считаться следующие действия заказчика при составлении и размещении протокола:

Минэкономразвития России по этому вопросу разъясняет, что "протокол, составленный в ходе закупки, может быть размещен на официальном сайте с помощью функционала официального сайта либо путем прикрепления файла в электронном или графическом виде.

При этом в случае, если информация, содержащаяся в файле, является, например, техническими графиками, схемами, рисунками, чертежами и т.д. и не содержит текстовых фрагментов, допускается ее размещение в графическом виде.

Следует также отметить, что при наличии расхождений между сведениями графического и электронного вида со сведениями протокола, сформированного функционалом официального сайта, приоритет, согласно п. 9 Положения (о размещении в ЕИС информации о закупке), должен быть за последним" <3>. Вместе с тем в судебной практике есть случай, когда протокол заказчика в графическом виде судом был признан приоритетным перед электронным видом <4>.

<3> Письмо Минэкономразвития России от 01.06.2015 N Д28и-1574 "О размещении протоколов, составленных в ходе закупки на официальном сайте".
<4> Постановление Девятого ААС N 09АП-21975/2013-АК по делу N А40-17441/13.

Хорошим примером могут служить положения о закупках заказчиков, в которых требования к содержанию протоколов конкретизированы для каждого способа закупки и связаны со спецификой отдельных этапов закупки (что важно для многоэтапных закупок) <5>.

<5> См. например: Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "НИИ "Восход". http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/info/documents.html?clauseId=223&clauseInfoId=227983&versioned=&activeTab=1. Дата доступа: 02.06.2016; Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром. http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/info/documents.html?clauseId=14090&clauseInfoId=132406&versioned=&activeTab=1. Дата доступа: 02.06.2016, и др.

Некоторые заказчики дополнительно к требованиям по содержанию протоколов внутренними приказами утверждают типовые формы протоколов. Это призвано обеспечить единый подход к структуре и содержанию протоколов и минимизировать ошибки заказчиков при их составлении.

С точки зрения документооборота протоколы закупок являются официальными документами <6> и должны соответствовать минимальным требованиям к их составлению, оформлению, обороту и хранению. То есть протоколы должны содержать реквизиты или элементы оформления. Реквизиты позволяют идентифицировать информацию, содержащуюся в протоколах, к ним относятся: номер, дата, время, место составления, текст, подписи и т.д. Очевидно, протокол проведения конкретной закупки в тексте должен содержать информацию об участниках закупки и ее победителе. Но существует мнение о том, что "законодательство о закупках не содержит требований о необходимости размещения в ЕИС информации об участниках закупки и ее победителе, содержащейся в протоколе" <7>.

<6> См.: ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).
<7> Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 N Д28и-3413 "О размещении в ЕИС информации об участниках закупки и ее победителе, содержащейся в протоколе".

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в протоколе, составленном с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом ЕИС (функционал ЕИС), допускают наличие списка заявок и решения комиссии с указанием сведений об участниках и победителе закупки. Данные сведения находятся в открытом доступе (см. рис. 1).

Рисунок 1. Протокол закупки в ЕИС, содержащий сведения о списке заявок с указанием данных участников (помечены стрелками)

Сроки хранения протоколов не должны быть менее 5 лет по конкурсам, аукционам, запросам котировок, а по крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам протоколы хранятся постоянно <8>. Нарушение данной нормы может повлечь ответственность в соответствии со ст. 13.25 КоАП РФ <9>. При этом заказчики должны самостоятельно определить статус "крупности" поставок и "важности" работ, услуг, а также вправе увеличить общий пятилетний срок хранения протоколов.

<8> При этом не определены сроки хранения протоколов по остальным способам закупок. Здесь заказчик вправе самостоятельно определять в Положении о закупке или иных нормативных актах сроки хранения протоколов по закупкам. См.: п. 273 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).
<9> Здесь необходимо сказать о том, что в ст. 13.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц не всех организационно-правовых форм.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за неразмещение протоколов в ЕИС, а также за их размещение с нарушением установленных сроков (ст. 7.32.3 КоАП РФ). Кроме нормативно установленных правил работы с протоколами, ЕИС технически не позволяет переводить закупки в завершенные, если заказчиком не размещен протокол в соответствующем разделе закупки.

Таким образом, можно говорить о том, что законодательство в регулировании данного вопроса в целом устоялось, наработана практика его применения.

Вместе с тем данные контролирующих органов свидетельствуют о том, что заказчики не всегда размещают протоколы в ЕИС. И если неразмещение протоколов в срок является нарушением процедуры закупки, то отсутствие протокола при наличии в ЕИС других сведений является не только нарушением Закона N 223-ФЗ, но и свидетельствует о непоследовательности действий заказчиков при проведении закупок. Кроме того, необходимо учитывать, что размещение протоколов с неполной информацией, требуемой Законом N 223-ФЗ, а также размещение вместо протоколов иных документов (выписок из протоколов, справок и т.п.) трактуется контролирующим органом как неразмещение в ЕИС необходимой информации.

Так, Постановлением ФАС России от 02.06.2015 по делу N 223ФЗ-105/14/АК262-15 заказчик был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ в связи с тем, что в размещенном в ЕИС протоколе отсутствуют сведения об объеме закупаемых услуг и сроке исполнения договора <10>.

<10> Постановление ФАС России от 02.06.2015 по делу N 223ФЗ-105/14/АК262-15.

Постановлением ФАС России от 30.09.2015 по делу N 223ФЗ-38/15/АК616-15 заказчик привлечен к административной ответственности за неразмещение протоколов, составленных в ходе закупки. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ЕИС размещены не протоколы, а выписки из протоколов совместного заседания экспертной группы и организатора конкурсной комиссии. Это послужило основанием вывода контролирующего органа о неразмещении протоколов закупки. Такое же нарушение выявлено прокуратурой Ленинского округа г. Тюмени в деятельности общества с ограниченной ответственностью. Прокуратура округа возбудила в отношении общества административное дело по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела УФАС по Тюменской области наложило на организацию штраф <11>.

<11> "Тюменские прокуроры выявили около 1 тыс. нарушений в сфере закупок // http://procrf.ru/news/386008-tyumenskie-prokuroryi-vyiyavili-okolo-1-tyis-narusheniy-v-sfere-zakupok.html. Дата доступа: 20.05.2016.

Вместе с тем, существует и иное воззрение на данную проблему. Так, в одном из номеров "Аукционного вестника" редакции был задан вопрос: "В нашем положении о закупке не предусмотрено опубликование протокола по процедуре закупки у единственного поставщика. В соответствии с Законом N 223-ФЗ в закупочной деятельности необходимо руководствоваться положением о закупке. Поэтому мы в ЕИС публикуем информацию о том, что согласно положению мы не размещаем протокол. Правильно ли это?". Ответ "Аукционного вестника": "Исходя из ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в ЕИС нужно размещать протоколы, составляемые в ходе закупки. Поэтому лучше было бы, если бы в Вашем положении о закупке было предусмотрено, что при закупке у единственного поставщика протоколов просто нет" <12>. При этом практика показывает, что некоторые заказчики в положениях о закупках установили случаи, когда протокол при проведении закупок не составляется <13>.

<12> Вопрос юристу: 223-ФЗ для начинающих // Аукционный вестник. 22 апреля 2016 г. N 288 (04.238). С. 7 // http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_288.pdf. Дата доступа: 24.05.2016.
<13> См.: Единое положение о закупке Государственной корпорации "Ростех", версия 10 от 25.03.2016 // http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/info/documents.html?clauseId=264&clauseInfoId=223678&versioned=&activeTab=1. Дата доступа 20.05.2016.

С нашей точки зрения, отсутствие протокола в закупках у единственного поставщика до 100 тыс. руб. обоснованно. Но проведение иных закупок без протокола недопустимо, и такие действия заказчиков противоречат требованиям Закона N 223-ФЗ. Именно указанным Законом установлено требование о составлении и размещении в ЕИС протоколов в ходе закупок. Положением о закупке заказчики не вправе отменять требования, установленные законом. При проведении закупок необходимо руководствоваться нормами федерального законодательства и составлять протоколы при проведении всех закупок на сумму свыше 100 тыс. руб., попадающих в сферу действия Закона N 223-ФЗ. Очевидно, что для предотвращения нарушений и повышения эффективности закупок заказчикам следует предусмотреть в положениях о закупках требования к содержанию и порядку размещения протоколов.