Мудрый Юрист

Сложные аспекты и основные новации закупок в сфере культуры

Лисовенко О.К., старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Если рассматривать законодательство о контрактной системе не с точки зрения отдельных способов закупки и не с точки зрения, как можно закупить тот или иной конкретный товар (работу, услугу), а в глобальном плане, то можно со всей очевидностью обнаружить, что Закон N 44-ФЗ регулирует закупки, необходимые для обеспечения и функционирования всех основных сфер общественной и государственной жизни: здравоохранение, соцобеспечение, образование и наука, культура, оборона и безопасность страны, строительство, поддержка и развитие инноваций, импортозамещение и т.д. Причем специфика закупок в некоторых из этих сфер нашла в Законе N 44-ФЗ очень незначительное отражение и регулируется общими правилами закупки товаров, работ, услуг, а в каких-то - напротив, урегулирована в значительной степени и обладает существенными особенностями. Одна из таких сфер, специфика которой в значительной степени учтена в законодательстве о контрактной системе и закупки в которой действительно имеют существенные особенности по сравнению с общим режимом Закона N 44-ФЗ, - это сфера культуры.

Перед тем как перейти непосредственно к анализу специфики закупок в сфере культуры, а также к обзору ключевых нововведений в этой области, имеет смысл разобраться, а что же именно считать закупками в сфере культуры и чем обусловлена упомянутая специфика, а также необходимость ее учета и закрепления в закупочном законодательстве.

Закупки в сфере культуры представляют главный интерес, в первую очередь, для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры, в том числе для контрактных управляющих и работников контрактных служб, членов закупочных комиссий.

Начнем с определения понятия "закупки в сфере культуры". Представляется, что данное понятие относится в большей степени к закупкам учреждений культуры, хотя, безусловно, ряд закупок, осуществляемых органами управления культурой, например, Министерством культуры Российской Федерации или уполномоченными органами/учреждениями, также могут быть названы закупками в сфере культуры. При этом закупки учреждений культуры и органов управления культурой можно разделить на два основных блока:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для повседневного функционирования учреждений и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере культуры (это могут быть вполне ординарные закупки - например, закупки канцтоваров, оргтехники, мебели, коммунальных услуг и др.);
  2. закупки, которые можно условно назвать именно "закупки в области культуры", - любые товары, работы, услуги, которые имеют прямое отношение к культурным ценностям <1>, объектам культурного наследия <2>.
<1> В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
<2> Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Например, непосредственно закупками в области культуры (закупками второго блока) можно считать:

<3> Как следует из ст. 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", музейный предмет - это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.
<4> В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.
<5> В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" книжные памятники - рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования.

Принципиально важно понимать, что закупки первого блока не имеют каких-либо концептуальных особенностей, обусловленных сферой деятельности заказчиков, их осуществляющих.

Определенную специфику и особенности имеют именно закупки второго блока, и именно о них мы будем вести речь в данной статье, анализируя ключевые особенности, основные сложности и последние нововведения закупок в сфере культуры. Специфика таких закупок обусловлена рядом факторов.

  1. Культурные ценности, объекты культурного наследия требуют сверхбережного обращения, что обусловливает особые требования при их ремонте, реставрации, перевозке и т.д., так как недостаточно бережное обращение может привести к порче и безвозвратной невосполнимой утрате объектов культуры.
  2. Культурные ценности, объекты культурного наследия требуют особой охраны, что влечет за собой:

во-первых, необходимость привлечения специализированных охранных организаций (а в ряде случаев обеспечение охраны непосредственно силами специальных госструктур), обладающих достаточной квалификацией и навыками для обеспечения надлежащей охраны культурных ценностей, объектов культурного наследия;

во-вторых, необходимость обеспечения объектов культуры многоступенчатыми системами пожарно-охранной сигнализации, отдельно учитывающими специфику охраняемых объектов. Причем проектирование и монтаж охранных систем должны производиться специалистами, не только обладающими специальными знаниями и квалификацией, но и способными обеспечить надлежащее обращение непосредственно с охраняемыми культурными ценностями, объектами культурного наследия;

в-третьих, необходимость страхования культурных ценностей в отдельных случаях (например, для отправки на выставки). Такое страхование также имеет ряд особенностей, связанных как с условиями страхования, так и со специальными требованиями, предъявляемыми к страховщикам.

  1. Функционирование ряда учреждений культуры связано с закупкой так называемых "авторских" ("творческих") товаров, таких как декорации, сценические костюмы, экспозиционные решения выставок, изображения произведений искусства и права на их воспроизведение, аудиовизуальные инсталляции, сценические костюмы и др., которые сами зачастую являются произведениями искусства и для изготовления которых необходимы не только специальные квалификация, навыки и опыт, но и особенный творческий подход.

Теперь, когда мы определились с тем, что считать закупками в сфере культуры и чем обусловлена их специфика, представляется возможным последовательно рассмотреть сначала сложные аспекты таких закупок, а затем сказать несколько слов о последних нововведениях, непосредственно их затрагивающих.

Начнем со сложных аспектов закупок в сфере культуры. Эти сложные аспекты выражаются, в первую очередь, в следующем:

  1. при ряде закупок в сфере культуры существует необходимость устанавливать дополнительные требования к участникам таких закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
  2. в ряде случаев закупки в сфере культуры должны осуществляться закрытыми способами;
  3. существуют определенные особенности, касающиеся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если такая закупка связана с закупкой произведений искусства.

Рассмотрим последовательно каждый из перечисленных пунктов.

Установление дополнительных требований к участникам закупок в сфере культуры в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ

В п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе в случаях:

При этом под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ (единые требования и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков), предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Таким образом, отличительная особенность конкурса с ограниченным участием - предъявление к участникам закупки дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством РФ. Необходимо отметить, что установление дополнительных требований к участникам закупок - исключительная прерогатива Правительства РФ; ни иные органы власти, ни заказчики устанавливать такие требования по своему усмотрению не уполномочены. На сегодняшний день дополнительные требования к участникам закупок для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).

Сложность применения дополнительных требований при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия, включая реставрационные работы, а также работ и услуг так называемой "музейной тематики" вытекает из ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, которой установлено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 44-ФЗ, с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения:

При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием. Нюанс заключается в том, что приложением N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования не только к участникам конкурсов с ограниченным участием, но и к участникам аукционов. Это означает, что дополнительные требования будут применяться даже при осуществлении закупок, например, реставрационных работ путем проведения конкурса.

Для наглядности приведем таблицу возможных способов закупки работ и услуг в сфере культуры, поименованных в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, а также требований к участникам закупок, устанавливаемых при использовании данных способов (таб. 1).

Таблица 1

Вид работ / услуг

Способ определения подрядчика

Работы по сохранению объектов культурного наследия (в т.ч. реставрационные работы)

  • Конкурс с ограниченным участием с применением дополнительных требований (единые требования + дополнительные требования по приложению 1 к Постановлению N 99)
  • Единственный подрядчик (с учетом ограничений по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также иные основания закупки у единственного подрядчика по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)
  • Запрос котировок (с учетом ограничений по ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) - только единые требования!
  • Запрос предложений (с учетом ограничений по ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) - только единые требования!
  • Электронный аукцион с применением дополнительных требований по приложению 1 к Постановлению N 99

Реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов

Выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек (например, создание электронного каталога музейных предметов)

Выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска к хранилищам (депозитариям) музея (например, такелажные работы в фондохранилище музея, уборка в фондохранилище, и др.)

Выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда (например, техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации (ОПС), монтаж, ремонт ОПС)

Отметим, что при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия в любом случае является обязательным предъявление к участникам закупки единого требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом в рамках одной такой закупки при необходимости (если это обусловлено требованиями градостроительного законодательства) может устанавливаться как требование о наличии такой лицензии, так и требование о наличии допуска саморегулируемой организации к осуществлению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (так называемого генподрядного допуска СРО). Однако требование о наличии генподрядного допуска СРО никогда не заменяет собой требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Еще один нюанс, заслуживающий внимания: при проведении конкурсов с ограниченным участием по "культурной тематике" (по п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) не может устанавливаться и использоваться такой критерий оценки заявок как "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Таким образом, единственный нестоимостной критерий, который может использоваться при проведении таких конкурсов, - "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".

Закупки закрытыми способами

Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при проведении которых в соответствии с положениями ст. ст. 85, 86 Закона N 44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Таким образом, принципиальным отличием закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) от других способов закупок является то, что участие в них могут принимать исключительно лица, которым заказчиком были направлены специальные приглашения. При этом проводить закрытые закупки возможно только в случаях, прямо установленных законом.

Согласно ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в том числе в случаях заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.

При этом закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. Для согласования закрытых торгов в сфере культуры таким органом является ФАС России, без получения ее согласия проведение закупки закрытым способом по тематике культуры является неправомерным.

Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Такой Порядок установлен Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

Важно отметить следующий сложный момент применения закрытых способов (закрытых конкурсов и закрытых аукционов) при закупках в сфере культуры: формально Закон N 44-ФЗ никак не регламентирует, какой из двух возможных закрытых способов закупки выбрать - закрытый конкурс или закрытый аукцион. Однако согласно письму Минкультуры России от 14.05.2016 N 165-01-39-ВА "О страховании музейных предметов" в случае оплаты страхования за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств, выделяемых музеям в рамках исполнения государственного задания, либо за счет доходов музеев от их основной деятельности, российская страховая компания должна быть определена по результатам закрытого конкурса, проводимого в соответствии со ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Несмотря на то что письма Минкультуры России не являются нормативными правовыми актами, тем не менее при решении вопроса о выборе способа закупки услуг по страхованию музейных предметов целесообразно учитывать позицию профильного министерства и отдавать предпочтение именно закрытому конкурсу.

Особенности, касающиеся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) произведений искусства

Безусловно, наиболее удобным в практическом отношении из всех способов закупки, применимых к закупкам в сфере культуры, является закупка у единственного поставщика. Так, Законом N 44-ФЗ установлен целый ряд оснований заключения контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), которые имеют непосредственное отношение к закупкам в сфере культуры.

Как специфические основания закупок в сфере культуры без проведения конкурентных процедур в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены:

Относительно перечисленных оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) необходимо сделать несколько важных оговорок.

  1. При осуществлении закупок на основании п. п. 10, 13, 16, 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчики согласно требованиям ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ обязаны привлекать так называемых "внешних" экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Однако законодательством не установлены какие-либо требования к квалификации либо какие-то иные требования к таким экспертам. По данному вопросу в письме Минэкономразвития России от 18.03.2014 N 5423-ЕЕ/Д28 разъяснено следующее: "...согласно положениям ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара... если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе не установлены требования к порядку проведения экспертиз при закупке культурных ценностей".

На практике к проведению такой экспертизы могут привлекаться, например, сотрудники других учреждений культуры (не заказчика) или бывшие сотрудники заказчика, способные подтвердить тот факт, что товар (например, предмет для пополнения музейного или библиотечного фонда) поставлен в соответствии с условиями контракта без каких-либо отступлений от таких условий. При этом экспертизу, проводимую в рамках Закона N 44-ФЗ, нельзя отождествлять с экспертизой культурных ценностей, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", необходимой для включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ, а также с решениями (протоколами) фондово-закупочных комиссий музеев о приобретении (закупке) предметов музейного значения; экспертиза поставленного товара в рамках Закона N 44-ФЗ не может быть заменена или объединена с иными видами экспертиз, проведение которых является обязательным в силу требований законодательства, в том числе законодательства о музейном фонде и музеях.

  1. При осуществлении закупок на основании п. п. 16, 18, 19, 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчики согласно требованиям ч. 1 и ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в их системной взаимосвязи обязаны устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов, заключаемых на основании указанных пунктов. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
  2. Пункт 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ имеет важную особенность применения: произведения искусства по нему допускается закупать только в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения. Другая особенность заключения контрактов на основании п. 17 состоит в том, что такие контракты возможно заключать исключительно с физическими лицами.
  3. Пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут применяться бюджетными учреждениями культуры совместно. Это означает, что специальное право учреждений культуры на осуществление закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб.), предусмотренное п. 5, не отменяет и не ограничивает право таких учреждений осуществлять закупки товаров, работ или услуг в соответствии с п. 4 на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4, не должен превышать 2 млн. руб., или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.). Такой подход неоднократно подтверждался разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 22.07.2014 N Д28И-1377; письмо от 26.08.2014 N Д28И-1641 и др.).

В завершение настоящей статьи представляется необходимым отметить последние ключевые нововведения, касающиеся закупок в сфере культуры.

  1. Появилась возможность заключать контракты жизненного цикла на выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, а также на выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации или нахождения таких объектов в руинированном состоянии. Возможность заключения таких контрактов появилась после внесения 29 декабря 2015 г. изменений в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
  2. На федеральном уровне на основании ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ введена ведомственная централизация закупок работ по сохранению объектов культурного наследия, включая реставрационные работы. Централизация данных работ осуществлена Министерством культуры РФ в отношении закупок подведомственных ему учреждений на базе ФГКУ "Центрреставрация". Документом, регламентирующим данный вопрос, является Приказ Минкультуры России от 23.06.2015 N 1827 "О наделении ФГКУ "Центрреставрация" полномочиями по осуществлению закупок работ по реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об утверждении Порядка взаимодействия Минкультуры России, иных заказчиков, находящихся в ведении Минкультуры России, с ФГКУ "Центрреставрация" при осуществлении централизованных закупок работ по реставрации, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия".

К сожалению, формат данной статьи не позволяет более подробно рассмотреть описанные нововведения, однако это никоим образом не умаляет их роли и значимости при осуществлении закупок в сфере культуры.