Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования и защиты прав на фотографические произведения

Шостак И.В., доцент кафедры гражданского права и процесса, начальник учебно-методического отдела Института экономики и права (филиал) ОУП ВО "Академия труда и социальных отношений" (г. Севастополь).

В данной статье доцентом кафедры гражданского права и процесса, начальником учебно-методического отдела Института экономики и права (филиал) ОУП ВО "Академия труда и социальных отношений" в г. Севастополе И.В. Шостак исследуются вопросы регулирования и охраны прав на фотографические произведения. Устанавливается, какие фотографические произведения охраняются авторским правом в Российской Федерации, какие права возникают у авторов (фотографов) на эти произведения. В статье проводится анализ возможных нарушений авторских прав на фотографию, а также предлагаются наиболее эффективные способы защиты указанных прав с учетом специфики данного вида произведения.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, произведение, фотографические произведения, неимущественные права, имущественные права, исключительное право использования, право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, лицензионный договор, договор авторского заказа.

The paper by I. Shostak, senior lecturer of Civil Law and Process faculty, head of Education and Methodology department at the Economics and Law Institute (the Sevastopol branch) of the "Academy of labor and social relations", examines the regulation and protection of the rights for photographic works. The author specifies which photographic works are protected by copyright law in the Russian Federation, and which rights the authors of these works (photographers) are entitled to. The article also analyzes the possible infringement of copyright for photos and describes the most effective ways to protect these rights taking into account the specifics of these works.

Key words: intellectual property, work, photographic works, moral rights, property rights, exclusive right of use, right for integrity of work, right to disclosure, license agreement, commission agreement.

Статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения [1]. Также в данной статье указываются виды произведений, хотя, безусловно, перечень является открытым, так как законодатель не может перечислить и "узаконить" исчерпывающий перечень произведений. Однако в указанном перечне видов охраняемых произведений содержатся "фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии".

Не вызывает сомнений, что на сегодняшний день фотографии являются одним из самых распространенных видов произведений, объектов интеллектуальной собственности. Это обусловлено огромным нарастающим интересом общества в целом и потребителя в частности в качественной фиксации важных для них событий, ростом профессиональных авторов таких произведений - фотографов, ведь спрос рождает предложение. Так называемый фотографический ажиотаж перешел и на массовый уровень. От этого еще более актуальным становится вопрос об охране фотографических произведений, о соотношении прав фотографов и лиц, изображенных на фотографиях, о защите фотографий от незаконного копирования и искажения.

Прежде всего необходимо определить, что такое фотографические произведения. Несмотря на то что в ст. 1259 ГК РФ они указаны как охраняемые авторским правом, не все фотографии подлежат защите. К фотографическим произведениям следует применять общие требования и признаки именно охраняемого произведения.

Уже ставшее общепринятым определение понятию "произведение" дал В.И. Серебровский (1956 г.): "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. В этом и других определениях подчеркивается, что произведение - это благо не материальное, это результат мыслительной деятельности человека" <1>.

<1> Цит. по: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации [2. С. 108].

Также в соответствии со ст. 1259 ГК РФ произведения охраняются равным образом, как обнародованные, так и необнародованные, главное, чтобы они были выражены в какой-либо объективной форме. Однако наиболее значимый признак произведения в целом и фотографического в особенности - это новизна и оригинальность. Отсюда следует вывод, что не все фотографии будут являться охраняемыми законом произведениями, а лишь те, которые обладают признаками новизны и оригинальности, то есть только те фотографии, которые выполнены творческим трудом автора (фотографа). Также следует отметить, что не имеет значения для охраны фотографических произведений, сделано ли оно профессиональным фотографом или любителем.

Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются "на правах оригинала". Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость из-за невозможности создания дополнительных копий становится очень высокой [3].

Фотографическое произведение - это гораздо шире, чем фотография: все, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах (например, переработанная фотография) и способами, аналогичными фотографии [4].

Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона, защищается авторским правом на основании ст. 1265 Гражданского кодекса РФ. Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил [5].

У фотографа с момента создания произведения возникает совокупность интеллектуальных прав: личные неимущественные права, имущественные права, а также иные права (исходя из статей 1226 и 1255 ГК РФ). Интеллектуальные права фотографа называются авторскими правами, которые возникают с момента создания произведения, то есть сразу после того, как произведению придали объективную форму. К личным неимущественным правам фотографа относятся права авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения (ст. 1255 ГК РФ).

К имущественным правам относится исключительное право использования произведения (ст. 1270 ГК РФ).

Как уже было сказано, фотографии можно отнести к произведениям искусства, а это значит, что и иные права, предусмотренные статьями 1255 (ч. 3) и 1292, 1293 ГК РФ, также принадлежат фотографу. Речь идет о праве доступа автора к оригиналу произведения, а также о праве следования, то есть праве автора на вознаграждение при перепродаже оригинала произведения через специализированные организации (галереи, художественные салоны и т.д.).

Одним из главных нарушений авторских прав фотографа является нарушение права авторства, то есть присвоение себе чужого авторства на произведения (плагиат), и особенно сегодня это касается фотографий, которые легко скопировать, переформатировать и т.д.

Главная сложность фотографа всегда состоит в доказывании своего авторства. Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение нужно именно доказать, кто является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

При этом прежде всего следует говорить о действиях, которые автор (фотограф) принимает в рамках такого способа защиты своих авторских прав, как самозащита (ст. 14 ГК РФ).

Проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи работы под их именами были впервые обнародованы в периодических СМИ, альбомах, книгах, описаны в каталогах выставок. В то время, когда еще цифровой фототехники не было, доказательством авторских прав на фотографию служила отснятая фотопленка. Негативы снимков фотографы и фотохудожники, работающие в СМИ или являющиеся членами творческих союзов, хранили в своих архивах годами, оставляя в наследство потомкам [5].

Достаточно было предъявить печатный оригинал издания с фотоснимком, а также негатив, и больше никаких доказательств суду, как правило, не требуется. Сложнее с размещением фотоизображений в Интернете.

Однако, если фотограф пользуется современной профессиональной цифровой фототехникой, а не разовой "мыльницей", он в целях защиты своих авторских прав может включать опцию автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. Опытные фотографы знают, что для доказательства своих авторских прав на то либо иное фото достаточно предъявить судье фотоаппарат, которым был сделан снимок. Желательно также беречь саму фотокамеру от утраты и сохранять документы на нее [5].

Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию. Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае свое авторство фотографу будет доказать непросто. Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях [4].

Также можно изучить советы юристов и специалистов в области фотографической аппаратуры. В частности, рекомендуется не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshop (psd) может быть хорошим доказательством работы над фотографией. Кроме того, предлагается заносить в настройках фотокамеры данные о себе (поле owner/владелец, authour/автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес вашего сайта или номер паспорта или др.). На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) следует размещать на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: Имя-Фамилия автора, год первого опубликования (например, Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса РФ оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании вас в качестве автора (по закону у вас есть такое право - ст. 1265 ГК РФ), тогда вместо значка копирайта () вы можете указать "Автор:". Статья 1300 ГК РФ предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта [3].

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате - экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно - установить ваш временной приоритет - приоритет обладания фотографией в определенный период; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; "регистрация" авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др. [3].

Как уже было сказано, авторское право на фотографические произведения (как и на прочие) возникает с момента создания и не требуется соблюдения каких-либо формальностей, например государственной регистрации. Однако многие юристы, а также и сами авторы произведения на своем опыте убедились в том, что хоть регистрация и не является обязательной, но может стать основным доказательством авторского права. Это особенно касается авторов, которые на постоянной основе создают произведения, а также реализуют свое исключительное право использования произведения, стремясь получать выгоду - авторское вознаграждение. К таким лицам, в частности, относятся, известные авторы литературных произведений, которые издают и тиражируют свои литературные произведения, создатели компьютерных игр, программ для ЭВМ, различных баз данных и, естественно, профессиональные фотографы, для которых фотографирование является постоянной деятельностью, скорее всего предпринимательской.

Таким категориям субъектов следует посоветовать помнить о добровольной процедуре регистрации авторских прав, а также о депонировании произведений (в том числе об электронном депонировании). Тем самым вы, по сути, фиксируете само произведение, дату его создания и ваше авторство на него. Депонирование особо полезно перед тем, как автор намерен отправить свое произведение для издания, корректировки или иным способом предоставить возможность знакомиться с ним конкретным лицам и тем более неограниченному кругу лиц. Такие процедуры на сегодняшний день осуществляет ряд организаций, например Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество", Российская государственная библиотека, авторские общества и интернет-сервисы.

Еще одним способом фиксации прав на произведение является нотариальное удостоверение, что представляется самым универсальным и с формально-правовой точки зрения бесспорным способом фиксации. При предъявлении документа нотариус в соответствии со ст. 85 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [6] производит на документе удостоверительную надпись и ставит гербовую печать. Таким образом, можно достоверно зафиксировать содержание произведения, дату, когда произведение уже существовало в объективной форме, и лицо, представившее документ для удостоверения.

Однако если автор-фотограф не принимал мер по самозащите своих прав или же, несмотря на эти действия, нарушение авторских прав уже произошло, то следует применять иные, наиболее эффективные способы защиты авторских прав. Так, ст. 1251 ГК РФ перечисляет способы защиты личных неимущественных интеллектуальных прав: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсация морального вреда, публикация решения суда о допущенном нарушении. Статья 1252 ГК РФ устанавливает способы защиты исключительных прав (то есть имущественных). Защита исключительных прав осуществляется путем предъявления требования: 1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; 3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК РФ; 4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю; 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права. Данные способы защиты может использовать не только автор, но и иной правообладатель (лицензиат) на основании ст. 1254 ГК РФ.

В статье 1301 ГК РФ, где речь идет о защите именно авторских прав, говорится и о таком способе защиты, как компенсация. А именно: правообладатель в случае нарушения своего авторского права может требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; 3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Размещая свои фотографические произведения в открытом доступе в сети Интернет, например в социальной сети, необходимо помнить о том, что использование фотографии (например, ее "перепост") не является присвоением чужого авторства. Так, например, фотограф из Светлогорска разместил в своем аккаунте несколько оригинальных фотографий. Увидев, что они скопированы и присутствуют на другом сайте (социальной сети), автор обратился в суд с требованием защитить его права и взыскать компенсацию с постороннего пользователя, перепостившего изображения без согласования с ним. Светлогорский городской суд, рассматривавший данное дело, вынес решение о полном отказе в удовлетворении исковых требований. В заключении суда указаны следующие основания для такого вердикта: фотографические работы истца действительно являются авторскими и представляют собой объект авторских прав. Правообладатель имеет право "по своему усмотрению запрещать или разрешать посторонним лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности". Разъясняется, что "отсутствие прямого запрета на использование объектов авторского права не считается согласием правообладателя на их использование в той или иной форме". Каждый из пользователей "ВКонтакте", регистрируясь на ресурсе, присоединяется к пользовательскому соглашению, согласно которому любой вид контента, размещенный на страницах пользователей, может быть использован в любой форме другими пользователями с единственным ограничением - без извлечения коммерческой выгоды [7].

Таким образом, право авторства и право использования фотографии следует отличать. В случае передачи права использования лицо имеет лишь право публиковать фотографию с обязательным указанием данных автора. Опять же рекомендуется во всех случаях заключать лицензионный договор в письменной форме (или договор авторского заказа, если на момент заключения договора произведение отсутствует), где указывать все аспекты использования в условиях. Устная форма также предусмотрена законодательством, например, для публикации в каких-либо изданиях (п. 2 ст. 1286 ГК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что у фотографа достаточно способов защитить свои права, особенностью защиты является целесообразность применения не только правовых средств защиты, но также и технических, которые используются в основном в рамках действий самозащиты.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.
  2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003.
  3. Авторское право, или Как защитить свои фотографии // http://fototips.ru/teoriya/avtorskoe-pravo-ili-kak-zashhitit-svoi-fotografii/ (4 апреля 2016 г.).
  4. Авторские права на фотографии // http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/avtoramizdatelyam/fotograf/ (20 апреля 2016 г.).
  5. Авторские права на фото и иллюстрации: закон защищает, но автор свое авторство должен доказать сам // http://www.copyright.ru/ru/documents/zashita_avtorskih_prav/zashchita_kontenta_sayta/fotorights/ (28 марта 2016 г.).
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
  7. http://www.copyright.ru/ru/news/main/2014/11/27/fotografiya_VKontakte/ (20 апреля 2016 г.).