Мудрый Юрист

Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы России

Шамсунов Салих Хабибович, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор.

Пещеров Георгий Иванович, академик АВН, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор военных наук, профессор.

Статья посвящена исследованию проблем в современной уголовно-исполнительной системе России и выработке рациональных путей их решения в условиях демократических преобразований в обществе. Авторы предлагают рациональные пути совершенствования деятельности системы исполнения наказаний в соответствии с требованиями времени.

Ключевые слова: социально-политические и экономические преобразования в обществе, реформа уголовно-исполнительной системы, нормы международного права, колонии-поселения с обязательной трудовой деятельностью, стимулирование сотрудников учреждений УИС.

Prospects of Development of the Modern Penal Enforcement System of Russia

S.Kh. Shamsunov, G.I. Peshcherov

Shamsunov Salikh Kh., Chief Research Scientist of the Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Law, Professor.

Peshcherov Georgiy I., Academician of the Academy of Military Sciences, Senior Research Scientist of the Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Military Sciences, Professor.

The article investigates the problem in the modern penal system of Russia and the development of rational ways of their solution in terms of democratic reforms in the society. The authors suggest ways to improve the rational activity of the penitentiary system in compliance with the requirements of time.

Key words: socio-political and economic changes in society, the reform of the penal system, international law, a penal colony with a mandatory employment, encouraging criminal-executive system.

Российское общество на рубеже XXI века претерпело гигантские трансформации, обусловленные как социально-политическими, так и экономическими преобразованиями в государстве. Произошедшая трансформация общества затронула все сферы общественной жизни, включая систему исполнения наказаний страны, и потребовала переустройства всех государственных структур, включая изменение методологических основ их деятельности. В этом аспекте были проведены многочисленные преобразования и построена новая модель управления уголовно-исполнительной системой демократической России. Присоединение к Уставу Совета Европы потребовало дальнейших преобразований в соответствии с нормами международного права, что повлекло принятие новых федеральных законов, направленных на обеспечение основных прав и свобод граждан. Также значительный вклад в развитие правовой реформы внесло принятие таких фундаментальных законов, как Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и др.

В результате проведенных реформ в государстве система исполнения наказаний перешла в состав Министерства юстиции Российской Федерации. В современных условиях развития российского общества с учетом новых приоритетов в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства на первый план выдвигается создание новых учреждений для исполнения альтернативных видов наказания, а также создание в пределах одного учреждения различных условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных. Таким образом, проведенная в несколько этапов комплексная реформа УИС России затронула важнейшие направления ее деятельности и подсистемы: исправительные учреждения, учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества, следственные изоляторы, центральный и территориальные органы управления, а также систему подготовки кадров и научного обеспечения <1>.

<1> Ялунин В.У. Реформа уголовно-исполнительной системы: проблемы, тенденции, перспективы: Монография / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2004. С. 52 - 53.

Важнейшие особенности дальнейшего реформирования системы исполнения наказаний связаны с разработкой и принятием на уровне Правительства РФ федеральных целевых программ по основным направлениям развития УИС, определенных Концепцией. Сложность и продолжительность реформы уголовно-исполнительной системы России в эти годы потребовали, наряду с концепциями и федеральными целевыми программами, создания на уровне ее центрального органа управления дополнительного организационного механизма управления процессом реформирования системы. Первоначально приоритет был отдан улучшению материально-технической базы исправительных учреждений, включая порядок коммунально-бытового обеспечения осужденных, т.к. от решения этого вопроса во многом зависит порядок организации исполнения наказаний, надзор, безопасность, взаимоотношения персонала и осужденных. В сложившейся ситуации возможно было принятие различных решений: переход к камерному содержанию осужденных, как это принято во многих европейских странах, по этому пути пошли и бывшие прибалтийские республики Советского Союза; либо, не отказываясь от их коллективного содержания, радикально изменить порядок размещения, максимально приблизив условия проживания к условиям свободного общежития, дифференцируя нормы жилой площади из расчета на одного осужденного, с учетом пола, возраста, состояния здоровья и условий отбывания наказаний, определенных уголовно-исполнительным законодательством. С учетом накопленного в прошлом опыта развития российской пенитенциарной системы выбор был сделан в пользу коллективного содержания осужденных, т.к. оно имеет ряд преимуществ по сравнению с тюремной моделью исполнения наказаний с камерным содержанием осужденных к лишению свободы. Прежде всего, строительство исправительной колонии и ее обслуживание обходятся государству намного дешевле, нежели тюрьмы. Кроме этого, в условиях колонии удается избежать главного недостатка отбывания наказания в тюрьме - изоляции человека, лишения его возможности общаться с себе подобными. Покамерное содержание в тюрьме - это наиболее строгие условия заключения вне зависимости от тяжести совершенного преступления. Подобная "уравниловка", независимо от незначительной разницы в прочих режимных ограничениях, могла привести к еще большему отчуждению человека, совершившего уголовно наказуемое деяние, от социума, повлечь за собой рост пенитенциарного рецидива и рецидива преступлений по освобождению из мест лишения свободы. И наконец, в тюремных условиях содержания осужденных намного более затруднены применение к ним основных средств исправления и достижение цели наказания.

В последние десятилетия одним из основных факторов, определяющих развитие пенитенциарной системы, практики исполнения наказаний выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Эти документы сконцентрировали в себе наилучшие виды практик в области исполнения наказаний, опыт, накопленный человеческой цивилизацией в области обеспечения основных гражданских прав человека, наметили пути и средства их обеспечения в процессе исполнения наказаний. Последовательное выполнение требований международных стандартов и соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний имеет особое значение, так как правовой статус осужденного отличается от общегражданского различными правоограничениями, объем которых зависит от вида уголовного наказания, назначенного судом. В то же время международные правовые акты преследуют прежде всего глобализационные процессы в мире, в некотором плане ограничивая законодательную базу отдельных государств и игнорируя национально-этнические особенности отдельных народов и народностей. Данное противоречие выступает одним из основных в процессе консолидации государств мира и, по мнению некоторых специалистов, ведет к либерализации в управлении мировым сообществом и увеличению преступности в мире.

Одним из основополагающих принципов в уголовно-исполнительном праве является принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. От его претворения в правоприменительную деятельность зависит возможность достижения целей, поставленных перед уголовным наказанием. Принципы уголовно-исполнительного права, и в частности принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, представляют центральные положения, на которых должна строиться и действовать система исполнения наказания. Однако в отличие от уголовного права в уголовно-исполнительном праве содержание принципов не раскрыто.

В условиях демократических преобразований в стране отечественными специалистами предложены новые взгляды на совершенствование системы исполнения наказаний:

  1. Система исполнения наказаний должна быть прозрачной, насколько это возможно, для общества и для государства в целом. Постоянный контроль может быть гарантирован присутствием в ней на постоянной основе элементов извне, широкого привлечения к процессу исполнения уголовных наказаний институтов гражданского общества.
  2. Создание системы профилактики правонарушений. Мы считаем, необходимо увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, школ, а также подготовка высококвалифицированных специалистов в данной области. Надо уделять усиленное внимание детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, а еще больше - воспитанию родителей, чтобы не было сирот. Здесь необходима работа в направлении укрепления брака, возможно введение ограничений на развод при наличии детей в семье. Но самое главное, будущих супругов еще со школьной скамьи надо готовить к созданию семьи, поскольку от ее прочности зависит качество подрастающего поколения. Необходимо увеличение числа различных социальных программ, усиление культурно-воспитательных мер.
  3. Целесообразно осуществить задачу поиска и использования новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Целесообразно создание альтернативной системы для нарушителей закона, чтобы виновный сам определял себе судимость или добровольную трудовую деятельность на благо общества (в сельском хозяйстве, на строительстве и т.д.). Человек должен трудиться, и только труд способен обновить человека, как физически, так и духовно. Любая человеческая общность обречена на вымирание, если она поощряет иждивенчество, тунеядство и паразитический образ жизни ее членов. При этом, по мнению специалистов, наиболее рациональным считается вариант создания системы исправительных учреждений в виде колоний-поселений с обязательной трудовой деятельностью.
  4. Представляется целесообразным (предложение профессора С.Л. Бабаян) введение в УИК РФ поощрительного института отбывания наказания, предусматривающего уменьшение срока положительно характеризующимся осужденным к лишению свободы на период не более 3 дней в месяц и не более 36 дней в течение года для дополнительного стимулирования их правопослушного поведения. В целях дополнительного привлечения к общественно полезному труду осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, разрешить проживание и выезды за пределы муниципального района дислокации учреждения. Внести соответствующие изменения в УК РФ, УПК РФ, предусматривающие регламентацию процедур принятия решения по розыску лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, поскольку в настоящее время данное решение принимается судом по мотивированному обращению уголовно-исполнительных инспекций через органы полиции, на что уходят месяцы.
  5. Совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу. Осужденные не должны испытывать оторванность от всевозможных услуг и достижений общества. Социальные услуги первой необходимости должны быть доступны каждому заключенному.
  6. Необходимо выработать механизмы стимулирования деятельности сотрудников УИС, и в этом аспекте представляется целесообразным предоставлять больше юридических прав руководителям исправительных учреждений, как в сфере наведения порядка, так и в сфере стимулирования труда и жизнедеятельности осужденных.

При всей громоздкости стоящих проблем и усложнении социально-политических и экономических условий существования общества совершенствование деятельности системы исполнения наказаний - задача комплексная, требующая принятия мер как в законодательной, так и в административной сферах, а также учета социально-психологического климата в исправительном учреждении.

Литература

  1. Верхотурцев А.А., Пещеров Г.И. Эволюция системы исполнения наказаний и перспективы ее развития в условиях трансформации российского общества: политологический анализ: Монография. М.: Спорт и культура - 2000, 2014. С. 16 - 20.
  2. Первозванский В.Б. О некоторых проблемах в деятельности УИС и путях их решения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. N 3. С. 26 - 27.
  3. Первозванский В.Б., Антипов А.Н., Голик Н.М. Основные подходы к устранению необоснованных лимитов и запретов в уголовно-исполнительном законодательстве России // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 1. С. 26 - 33.