Мудрый Юрист

Использование оперативного эксперимента для изобличения взяточников

Щукин Сергей Юрьевич, соискатель ФКУ НИИ ФСИН России.

В статье дается общая характеристика использования оперативного эксперимента для изобличения взяточников. Обращается внимание на законность проведения оперативного эксперимента, а также соблюдение границ между законными и провокационными действиями при проведении оперативного эксперимента для изобличения взяточников.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативный эксперимент, выявление и раскрытие взяточничества, провокация взятки.

Using the Operational Experiment to Expose Corrupt Officials

S.Yu. Schukin

Schukin Sergei Yu., Applicant of Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia.

The article gives a general description of the operational use of the experiment to expose corrupt officials. Attention is drawn to the legality of the operational experiment, as well as respect for the boundaries between legal and provocative actions during the operational experiment to expose corrupt officials.

Key words: operational investigative activity, operational experiment, the identification and disclosure of bribery, provocation bribes.

Понятие "оперативный эксперимент" было введено в оборот Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (п. 14 ч. 1 ст. 6). При этом определения данного понятия Законом не дано.

Определение оперативного эксперимента содержится в Модельном законе СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 16 ноября 2006 г. <1>:

<1> Модельный закон СНГ от 16 ноября 2006 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 1): принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 16 ноября 2006 года N 27-6).

"оперативный эксперимент - искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизведение события или проведение определенных опытов в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте, в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего принести вред национальной безопасности".

Анализ признаков оперативного эксперимента позволяет сделать вывод, что его проведение при решении задач ОРД включает:

Значение оперативного эксперимента по выявлению и раскрытию взяточничества трудно переоценить. Данное оперативно-разыскное мероприятие по результативности применения и частоте использования его результатов в доказывании взяточничества однозначно и с "большим отрывом" занимает ведущее место.

Оперативный эксперимент проводится с целью выявления и пресечения преступных действий лиц, в отношении которых уже есть обоснованные подозрения в получении взятки или коммерческого подкупа.

Как правило, оперативный эксперимент проводится при наличии заявления о вымогательстве взятки. В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Успешность и законность проведения оперативного эксперимента зависит от правильной оценки имеющихся данных о подготовке, совершении или совершенном преступлении объектом оперативной проверки, профессиональной подготовленности оперативных сотрудников.

Все это объясняет позицию законодателя о допустимости проведения оперативного эксперимента только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. ч. 7, 8 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Важным и принципиальным становится вопрос о соблюдении границ между законными и провокационными действиями при проведении оперативного эксперимента для изобличения взяточников. Во избежание провокации взятки (ст. 304 УК РФ) следует разграничить эти действия по конкретным признакам.

Большинство ученых и практических работников характерной чертой законного проведения оперативного эксперимента признают недопустимость создания таких условий, при которых объект ОРМ лишен возможности избирательности поведения <2>. При осуществлении оперативного эксперимента с целью задержания взяточника с поличным применяется тактический прием - "от преступника к преступлению", который заключается в наличии достоверной информации о том, что должностное лицо занимается преступной деятельностью (требует или вымогает взятки, систематически их получает), но конкретный факт преступления предстоит установить "экспериментальным" путем. Преследуется конкретная цель: проверка и объективная оценка данных о том, что именно это лицо причастно к совершению преступления, а также получение новых сведений об этих обстоятельствах.

<2> Оперативно-разыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2004. С. 386.

С точки зрения Б.В. Волженкина, оперативный эксперимент правомерен, когда субъект сам, без какой-либо инициативы со стороны лиц, пытающихся его уличить, начинает предварительную преступную деятельность, в которой его обоснованно подозревают и которую путем проведения оперативного эксперимента стремятся пресечь и этим же образом выявить преступника и раскрыть уже совершавшееся преступление <3>.

<3> Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 45.

Иначе говоря, проведение оперативного эксперимента должно быть продиктовано стремлением поставить под оперативный контроль, непосредственное наблюдение оперативных сотрудников уже начавшиеся процессы, связанные с противоправным посягательством, инициированным преступником, и в конечном итоге прервать их развитие.

При вымогательстве взятки должностное лицо по своей инициативе вымогает взятку или предмет подкупа. В этом случае последующие действия оперативных сотрудников, имитирующих дачу взятки или коммерческого подкупа, - правомерное оперативно-разыскное мероприятие, преследующее цель выявления и пресечения преступления, поскольку к моменту проведения оперативного эксперимента должностное лицо (лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации) без какого-либо подстрекательства провоцирующего характера совершило вымогательство взятки (коммерческого подкупа). Если же вымогательства взятки не было, а умысел на получение взятки сформировался у должностного лица исключительно под воздействием оперативников - налицо провокация преступления.

Литература

  1. Модельный закон СНГ от 16 ноября 2006 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 1); принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 16 ноября 2006 года N 27-6).
  2. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2004. С. 386.
  3. Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 45.