Мудрый Юрист

Проблемы и перспективы сотрудничества Российской Федерации с международными организациями в сфере уголовного судопроизводства

Быкова Елена Викторовна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются проблемы правовой регламентации сотрудничества с международными организациями в сфере уголовного судопроизводства. Делается вывод о большом потенциале в данной области и необходимости его использования для повышения качественного уровня борьбы с преступностью в целом.

Ключевые слова: международные организации, международное сотрудничество, уголовное судопроизводство, соглашение, Интерпол, Европол.

Problems and prospects of cooperation of the Russian Federation with international organizations in the sphere of criminal judicial procedure

E.V. Bykova

Bykova Elena V., Leading Research Scientist of the Scientific Research Institute of the Academy of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

The article deals with the problem of legal regulation of cooperation with international organizations in the field of criminal justice. It is concluded that the great potential in this area and the need for its use to improve the quality level of the fight against crime in general.

Key words: international organizations, international cooperation, criminal justice, agreement, Interpol, Europol.

Сегодня, когда международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства стало неотъемлемой составляющей развития правовых систем, его значение неуклонно возрастает.

Общепризнанно, что международное сотрудничество должно опираться на прочный правовой фундамент, полностью соответствовать основополагающим принципам и нормам международного права, отвечать требованиям международной законности и т.д. <1>.

<1> См.: Волеводз А.Г. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в Европейском союзе // Уголовное право. 2009. N 4. С. 109 - 112.

В процессе такого сотрудничества высвечиваются проблемные вопросы, пробелы и коллизии как национального законодательства, так и норм международного права, выявляются потребности практики с учетом требований времени и необходимости поиска наиболее эффективных мер в борьбе с преступностью. Поэтому очень важно, чтобы совершенствование такого специфического межотраслевого института, как международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, осуществлялось комплексно, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость национального и международного права, взаимопроникновение элементов одних правовых систем (семей) в другие, что, в свою очередь, неизбежно приводит к определенному их изменению, гармонизации.

Несмотря на то что Россия накопила обширный позитивный опыт в рассматриваемой сфере, адекватное реагирование на усиливающиеся процессы интернационализации преступности, ее качественное изменение предполагают применение новых мер, установление более тесного взаимодействия компетентных органов в уголовном судопроизводстве.

И здесь немаловажную роль могут сыграть соответствующие международные организации, сотрудничество с которыми является составной частью международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в целом.

На наш взгляд, международные организации обладают большим и, к сожалению, не полностью реализуемым потенциалом.

Применительно к Российской Федерации в этом смысле сложилась довольно непростая ситуация.

Так, в УПК РФ в названии раздела XVIII и главы 53 упоминаются наряду с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международные организации. Однако в самих нормах о них не говорится ни слова.

В свою очередь, в ст. 2 "Международное сотрудничество" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" говорится, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации уже на национальном уровне включена в перечень компетентных органов по сотрудничеству, в том числе с международными организациями.

Реалии сегодняшнего дня характеризуются наряду с прочим и появлением большого количества новых международных организаций, наделенных в той или иной степени полномочиями по сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.

Здесь уместно упомянуть, что Россия на протяжении длительного времени является полноправным членом многих международных организаций как универсального, так и регионального уровня.

Однако применительно к международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства Россия взаимодействует непосредственно с компетентными органами конкретных государств.

Учитывая то обстоятельство, что государства, с которыми у России заключены как двусторонние, так и многосторонние договоры, в свою очередь объединяются, и в этих новых политических и экономических образованиях возникают различные международные организации с широкими полномочиями, в том числе и правовой сфере, было бы логичным заключить соответствующие соглашения и с этими организациями, наделенными соответствующими функциями в сфере уголовного судопроизводства, что позволило бы поднять сотрудничество на качественно иной уровень.

Следует отметить, что в последнее время роль самих международных организаций как форма сотрудничества, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, неуклонно возрастает.

Не останавливаясь подробно на праве международных организаций как отрасли современного международного права, включающей принципы и нормы, регулирующие вопросы создания, структуры и деятельности международных организаций, подчеркнем, что наряду с термином "международные организации" используется его синоним "международные учреждения".

Так или иначе, существование той или иной международной организации предопределено общими целями и интересами государств, ее образующих. В данном случае это необходимость объединения усилий в борьбе с преступностью в самых разных ее проявлениях, обеспечение совместной безопасности. Вне зависимости от целей создания, прав и обязанностей международные организации остаются вторичными, производными субъектами международного права.

Примечательно, что международные организации, обладая договорной правоспособностью, заключают соглашения как с государствами, так и между собой <2>.

<2> Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2007. С. 261.

Нельзя не отметить и наличие потребности в создании соответствующих международных организаций как необходимого посредника в деле налаживания взаимоотношений в данном случае правоохранительных органов разных государств, практическом участии в предупреждении транснациональной преступности, наносящей ущерб не только непосредственно жертвам, но и общим интересам государств, их безопасности.

Место и роль международных организаций в сотрудничестве государств в борьбе с преступностью далеко не одинаковы.

По устоявшейся традиции раз в пять лет под эгидой ООН проводятся конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на которых повышенное внимание уделяется проблемам сотрудничества, повышению его эффективности. И в этой работе активное участие принимают представители международных организаций, имеющих своей целью сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Полагаем, что нынешняя ситуация с преступностью, особенно в наиболее опасных ее проявлениях, требует пересмотра данной работы.

Еще в 1978 году Ж. Непот писал: "Все полицейские органы любой страны, независимо от их конкретных обязанностей и юрисдикции, должны иметь доступ к каналам международного сотрудничества, если в их обязанность входит применение норм уголовного права. Привилегия участия в борьбе с международной преступностью не должна ограничиваться одним или двумя специальными подразделениями". Данное высказывание сегодня актуально как никогда.

По мнению специалистов, дела о выдаче лиц (как наиболее эффективном виде сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства) разрешаются намного быстрее, если в них участвует такая международная организация, как Интерпол.

Как бы то ни было, международное сотрудничество государств в лице их компетентных органов осуществляется на основе тех же общепризнанных принципов и норм, что и международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в целом и которые вне зависимости от статуса участников должны использоваться.

Несмотря на то что каждая международная организация имеет собственные задачи, предполагается, что от заключивших с ними соглашения государств они могут потребовать (запросить) выполнения и других обязательств в сфере уголовного судопроизводства.

Для полноценного международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства российское законодательство нуждается в определенных дополнениях.

Это прежде всего касается включения в перечень компетентных органов международных организаций.

Что касается правового регулирования на международном уровне, необходимо заключение специальных соглашений между Российской Федерацией и соответствующими международными организациями, в компетенцию которых входит осуществление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Следует сказать, что криминологические, социологические и сравнительно-правовые предпосылки одинаковы как для международного сотрудничества между государствами в лице их компетентных органов, так и государств с международными организациями.

В соответствии с сегодняшними потребностями международного сотрудничества целесообразно использовать все имеющиеся правовые и институциональные особенности всех видов и форм, наработанных практикой.

Полагаем, что узкая (специальная) компетенция конкретной международной организации позволит организовать сотрудничество по определенным направлениям.

В юридической литературе высказывается мнение о наличии обоснованной самостоятельной организационно-правовой формы взаимодействия государств - членов Европейского союза в сфере уголовного судопроизводства, каковой является учреждение и деятельность специализированных организаций. Наделение их полномочиями, ранее характерными для внутригосударственных правоохранительных органов, свидетельствует о формировании на европейском региональном уровне системы наднациональных международных правоохранительных организаций <3>.

<3> См.: Дамирчиев Э.И. Сотрудничество государств - членов Европейского союза в сфере уголовного судопроизводства. Теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Говоря о международных организациях, созданных в рамках Европейского союза, следует назвать: Европейское бюро по борьбе с мошенничеством, в компетенцию которого входит защита финансовых интересов, борьба с коррупцией, осуществление внешних и внутренних расследований; Европейскую полицейскую организацию, целью создания которой является повышение эффективности совместной деятельности компетентных органов государств-членов, инициирование расследований и участие в них; Европейскую организацию правосудия, задача которой заключается в активизации общеевропейского сотрудничества при расследовании и судебном преследовании за серьезные транснациональные преступления.

Россия может не только использовать положительный опыт этих международных организаций, но и активно сотрудничать с ними <4>.

<4> См.: Гриненко А.В. Практика международного сотрудничества Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 2. С. 3 - 4.

Учитывая то обстоятельство, что Европейский союз является стратегическим партнером России, было бы логичным объединить усилия и в борьбе с преступностью на качественно новом уровне.

Еще в 2003 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, что должно было расширить сотрудничество России с государствами - членами ЕС, действующими через Европол, в борьбе с опасными формами транснациональной преступности.

Данное сотрудничество традиционно осуществляется посредством направления и исполнения запросов. В России в соответствии с этим Соглашением был создан специальный национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом, который является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Как известно, основными задачами Европола являются: сбор и обработка соответствующей информации; обмен информацией национальных ведомств; содействие в розыске; проведение специальных разыскных мер; осуществление совместных оперативных мероприятий; использование автоматизированной информационной базы данных.

Следует сказать и о процессе реформирования Европола, который проходил не всегда гладко в силу различных организационных проволочек со стороны государств-участников. В конце концов, в целях оптимизации деятельности Европола в 2009 г. вместо действующей Конвенции было принято решение "О создании Европейской полицейской организации" с упрощенным порядком его пересмотра в случае необходимости. Этот документ наделил Европол дополнительными возможностями и полномочиями.

Теперь Европол самостоятельно взаимодействует со странами, не входящими в Европейский союз и международные организации, заключает соответствующие соглашения. Применительно к Европолу в разряд компетентных органов входят все существующие публичные учреждения, которые национальное законодательство государств наделяет определенной компетенцией предотвращения преступлений и борьбы с ними.

Здесь действуют общепринятые правила. Так, в соответствии с решением о Европоле, национальные отделы по связям с ним вправе не предоставлять запрашиваемую информацию в случаях: если это может нанести вред национальной безопасности; если это угрожает проводимому расследованию или безопасности людей; если эта информация относится к сфере государственной безопасности, коммерческой или государственной тайне.

Несмотря на определенные ограничения, Европол активно участвует в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Совершение транснациональных преступлений, к сожалению, стало повседневной реальностью нашей жизни, поэтому постоянный поиск эффективных способов борьбы с ними является настоятельной потребностью практики. Довольно большое количество международных документов (разного уровня) в данной сфере позволяют решать эту сложную проблему не в полной мере.

Это обстоятельство побуждает государства объединять свои усилия в рамках специально создаваемых для этих целей международных организаций.

Особое место в их системе отводится Европейской организации правосудия (Евроюст), которая, как и Европол, вправе заключать специальные договоры и соглашения со странами, не входящими в Европейский союз.

Круг полномочий представителей (прокурор, судья, офицер полиции) государств - членов Евроюста весьма разнообразен, но прежде всего он зависит от законодательства государства, которое он представляет, что представляется обоснованным.

Первоочередными задачами Евроюста являются: укрепление международного сотрудничества, в том числе по вопросам выдачи и правовой помощи; развитие координации компетентных органов по вопросам уголовного судопроизводства; разрешение коллизионных ситуаций; определение подследственности международных преступлений; обмен информацией.

В то же время одной из самых важных задач Евроюста является надзор за деятельностью Европола, что вполне логично, т.к. Евроюст в большинстве своем состоит из прокуроров. Помимо этого, целью Евроюста является координация взаимодействия между странами-участницами.

Можно констатировать, что в настоящее время разработана и действует специальная Программа сотрудничества ЕС и России, в рамках которой проводится целый ряд мероприятий. Развитие и совершенствование подобного сотрудничества вне всякого сомнения отвечает общим интересам всех государств в борьбе с преступностью, способствует созданию единого правового пространства безопасности.

Ныне существующему международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства недоставало эффективности по целому ряду причин, в том числе - из-за отсутствия соответствующих правовых институтов, органов с широкими полномочиями и действующих на постоянной основе.

Теперь, когда они появились, для полноценного использования их потенциала необходимо заключение новых договоров (соглашений) и внесение соответствующих дополнений в действующее национальное законодательство государств, заинтересованных в подобном сотрудничестве.

Современные международные правоохранительные организации призваны дополнять деятельность национальных правоохранительных органов, активизировать международное сотрудничество.

Потребность в сотрудничестве с международными организациями в сфере уголовного судопроизводства существует объективно, особенно если учесть существенные различия в существующих правовых системах (семьях) в целом и в отдельных государствах в частности.

Полагаем, что подобные международные организации и будут исполнять роль посредника, координатора в объединении усилий в борьбе с преступностью.

Литература

  1. Волеводз А.Г. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в Европейском союзе // Уголовное право. 2009. N 4. С. 109 - 116.
  2. Гриненко А.В. Практика международного сотрудничества Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 2. С. 3 - 4.
  3. Дамирчиев Э.И. Сотрудничество государств - членов Европейского союза в сфере уголовного судопроизводства. Теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  4. Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2007.
  5. Феоктистова Е.Е. Классификация субъектов международного сотрудничества по уголовным делам // Российский следователь. 2011. N 19. С. 32 - 35.
  6. Халиулин А.Г., Кебеков Т.М. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере международно-правового сотрудничества // Законность. 2011. N 7. С. 29 - 31.