Мудрый Юрист

Уровень и динамика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ)

Текеев Расул Ахматович, аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии.

Статья посвящена анализу уровня и динамики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Рассмотрены количественные показатели преступлений, темпы прироста, количество предварительно расследованных, приостановленных, направленных в суд уголовных дел.

Ключевые слова: состояние, уровень и динамика преступлений, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Level and Dynamics of Offences against Life of Law Enforcement Officers (Article 317 of the Criminal Code of the Russian Federation)

R.A. Tekeyev

Tekeyev Rasul A., Postgraduate Student of the Department of Criminal and Criminal Executive Law of the Saratov State Law Academy.

The article is devoted to analysis of the level and dynamics of attacks on the lives of law enforcement officers. Quantitative indicators of crime, the growth rate, the number of previously investigated, suspended, sent to the court of criminal cases are considered.

Key words: the state, the level and the dynamics of crime, attacks on the lives of law enforcement officers.

Уровень преступности - это ее количественно-качественная характеристика, измеряемая в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников в расчете на определенную численность населения <1>.

<1> Малков В.Д. Криминология. М.: Юстицинформ, 2006. 135 с.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) <2>. Данная статья расположена в главе, посвященной преступлениям против порядка управления.

<2> Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность сотрудников правоохранительных органов и их жизнь в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности <3>.

<3> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е издание, переработанное и дополненное // СПС "КонсультантПлюс".

Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность - представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражается два значимых объекта преступления - нормальная деятельность представителей власти и их жизнь <4>.

<4> Аббасов Ф.Н. Об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов // Российский следователь. 2003. N 9. С. 13 - 15.

Изучение и анализ уровня и динамики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов - необходимые условия выработки теоретических положений и эффективных практических мер по предупреждению указанных преступлений.

Так, в числе основных направлений координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью указаны совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений <5>.

<5> Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью) (ред. от 26.06.2013) // Российская газета. 1996. 5 мая. N 83.

Рассмотрим количественные показатели посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов за период с 2009 по 2013 год с разбивкой по федеральным округам РФ (табл. N 1).

Таблица N 1

Количество зарегистрированных преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории РФ, с разбивкой по годам и федеральным округам РФ <6>

<6> Здесь и далее информация получена по запросу из ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России".

Федеральные округа РФ

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Центральный ФО

18

20

10

10

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

809

892

728

642

583

Южный ФО

Приволжский ФО

11

18

11

14

11

Уральский ФО

Сибирский ФО

16

12

11

14

Дальневосточный ФО

Из приведенных данных видно, что количество зарегистрированных посягательств на территории Северо-Кавказского федерального округа несоизмеримо высоко в сравнении с остальными округами РФ.

В данной статье основное внимание будет уделено прежде всего статистическим данным о преступлениях, предусмотренных ст. 317 УК РФ, совершенных на территории субъектов РФ, входящих в состав СКФО.

При этом следует иметь в виду, что приведенные данные - это количество преступлений, уголовные дела и материалы о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде.

Рассмотрим теперь статистические показатели по ст. 317 УК РФ, зарегистрированные непосредственно в отчетном периоде (табл. N 2).

Таблица N 2

Количество зарегистрированных в отчетном периоде преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории РФ, с разбивкой по годам и федеральным округам РФ

Федеральные округа РФ

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Центральный ФО

13

13

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

565

575

410

397

329

Южный ФО

Приволжский ФО

13

12

Уральский ФО

Сибирский ФО

10

Дальневосточный ФО

Из приведенных данных видно, что в 2010 году темп прироста составляет 1,8%, а в дальнейшем, в 2011, 2012 и 2013 годах, наблюдается снижение количества зарегистрированных преступлений на территории СКФО, и соответственно темпы прироста: -28,7% (2011 г.), -3,2% (2012 г.) и -17,1% (2013 г.).

Вместе с тем в сравнении с остальными федеральными округами и указанное количество преступлений несоизмеримо больше, и с учетом общественной опасности указанных преступлений даже для, возможно, самого сложного в социальном, геополитическом плане региона страны они требуют принятия действенных мер по борьбе с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, необходимо учитывать, что в силу определенных субъективных и объективных обстоятельств статистика не всегда отражает реальное положение дел, в данном случае совокупность исследуемых преступлений.

Безусловно, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, как и фактически любой другой вид преступлений, не застрахованы от определенной латентности, которая незначительно влияет на объективность анализа данных.

Однако при этом необходимо учитывать особенности причин и условий совершения преступлений анализируемой категории на территории СКФО, зачастую связь этих преступлений с актами терроризма, экстремистскими проявлениями и иными обстоятельствами, которые оказывают влияние на статистические показатели <7>.

<7> См., например: Паненков А.А. Некоторые пути оптимизации борьбы с организованной преступностью, в том числе терроризмом и его финансированием, посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в СКФО (по материалам Республики Ингушетии) // Военно-юридический журнал. 2013. N 5. С. 2 - 14.

Необходимо рассмотреть статистические данные по ст. 317 УК РФ, зарегистрированные непосредственно в отчетном периоде, с разбивкой по субъектам РФ, входящим в состав СКФО (табл. N 2.1).

Таблица N 2.1

Количество зарегистрированных в отчетном периоде преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории СКФО, с разбивкой по годам и субъектам, входящим в состав округа

Субъекты РФ, входящие в СКФО

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ставропольский край

Республика Ингушетия

165

104

38

63

30

Республика Дагестан

201

233

196

204

185

Кабардино-Балкарская Республика

27

104

81

76

50

Республика Северная Осетия - Алания

Карачаево-Черкесская Республика

Чеченская Республика

164

128

78

42

50

Наибольшее количество посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов приходится на 2010 год, и зарегистрировано 233 преступления указанной категории на территории Республики Дагестан.

Целесообразно рассмотреть темпы прироста анализируемых преступлений отдельно по каждому субъекту РФ, входящему в состав федерального округа.

Так, темпы прироста по ст. 317 УК РФ составляют:

Ставропольский край: 2011 г. (150%), 2012 г. (-20%), 2013 г. (75%);

Республика Ингушетия: 2010 г. (-37%), 2011 г. (-63,5%), 2012 г. (65,8%), 2013 г. (-52,4%);

Республика Дагестан: 2010 г. (15,9%), 2011 г. (-15,9%), 2012 г. (4,1%), 2013 г. (-9,3%);

Кабардино-Балкарская Республика: 2010 г. (285,2%), 2011 г. (-22,1), 2012 г. (-6,2), 2013 г. (-34,2);

Республика Северная Осетия - Алания: 2010 г. (-80%), 2011 г. (300%), 2012 г. (25%), 2013 г. (-20%);

Карачаево-Черкесская Республика: 2010 г. (0%), 2011 г. (166,7%), 2012 г. (-62,5%), 2013 г. (0%);

Чеченская Республика: 2010 г. (-22%), 2011 г. (-39,1%), 2012 г. (-46,2%), 2013 г. (19%).

Для того чтобы представить целостную картину, приведем данные о количестве предварительно расследованных (из них - направленных в суд с обвинительным заключением), а также количестве приостановленных уголовных дел в федеральных округах (табл. N 3 и табл. N 4 соответственно).

Таблица N 3

Количество предварительно расследованных в отчетном периоде преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории РФ, с разбивкой по годам и федеральным округам РФ, и количество направленных уголовных дел в суд

Федеральные округа РФ

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Центральный ФО

5 (4)

10 (7)

3 (2)

2 (2)

5 (4)

Северо-Западный ФО

4 (3)

1 (1)

1 (1)

4 (4)

1 (0)

Северо-Кавказский ФО

254 (26)

271 (13)

260 (20)

270 (31)

251 (22)

Южный ФО

4 (2)

1 (1)

5 (3)

3 (1)

3 (2)

Приволжский ФО

5 (5)

9 (3)

8 (5)

4 (2)

4 (3)

Уральский ФО

4 (4)

3 (3)

5 (5)

1 (1)

1 (0)

Сибирский ФО

9 (5)

7 (6)

4 (4)

4 (2)

4 (3)

Дальневосточный ФО

2 (0)

0 (0)

0 (0)

4 (4)

2 (2)

Таблица N 4

Количество преступлений по ст. 317 УК РФ, уголовные дела по которым приостановлены в отчетном периоде, с разбивкой по годам и федеральным округам РФ

Федеральные округа РФ

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

241

301

219

100

104

Южный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Проанализируем приведенные данные и установим удельный вес уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением, в общем количестве предварительно расследованных преступлений, совершенных на территории СКФО.

Так, в 2009 г. он составлял 10,2%, 2010 - 4,8%, 2011 - 7,7%, 2012 - 11,5%, 2013 - 8,8% соответственно.

Таким образом, средний процент уголовных дел, направленных за последние 5 лет в суд по ст. 317 УК РФ, по отношению к общему количеству предварительно расследованных преступлений на территории СКФО не набирает даже 10%.

Рассмотрим аналогичные данные по каждому субъекту РФ, входящему в состав СКФО (табл. N 3.1).

Таблица N 3.1

Количество предварительно расследованных в отчетном периоде преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории СКФО, с разбивкой по годам и субъектам, входящим в состав округа, и количество уголовных дел, направленных в суд

Субъекты РФ, входящие в СКФО

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ставропольский край

3 (1)

6 (1)

5 (3)

Республика Ингушетия

122 (1)

48 (2)

20 (3)

29 (9)

23 (4)

Республика Дагестан

53 (5)

155 (5)

147 (7)

147 (12)

136 (1)

Кабардино-Балкарская Республика

5 (2)

8 (2)

37 (0)

60 (5)

42 (1)

Республика Северная Осетия - Алания

5 (3)

1 (0)

2 (0)

2 (0)

6 (6)

Карачаево-Черкесская Республика

11 (7)

1 (0)

4 (1)

7 (2)

3 (0)

Чеченская Республика

58 (8)

58 (4)

47 (8)

19 (2)

36 (7)

Проанализируем приведенные данные и установим удельный вес уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением, в общем количестве предварительно расследованных преступлений (табл. N 3.2).

Таблица N 3.2

Удельный вес уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением, в общем количестве предварительно расследованных преступлений по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории субъектов СКФО

Субъекты РФ, входящие в СКФО

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ставропольский край

0%

0%

33,3%

16,7%

60%

Республика Ингушетия

0,8%

4,2%

15%

31%

17,4%

Республика Дагестан

9,4%

3,2%

4,8%

8,2%

0,7%

Кабардино-Балкарская Республика

40%

25%

0%

8,3%

2,4%

Республика Северная Осетия - Алания

60%

0%

0%

0%

100%

Карачаево-Черкесская Республика

63,6%

0%

25%

28,6%

0%

Чеченская Республика

13,8%

6,9%

17%

10,5%

19,4%

Безусловно, приведенные данные свидетельствуют о необходимости активизации следственной и оперативно-разыскной работы, улучшения качества предварительного расследования, а также ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора на данном направлении деятельности.

Анализ количества приостановленных уголовных дел о преступлениях по ст. 317 УК РФ, совершенных на территории СКФО, относительно общего количества предварительно расследованных преступлений показывает, что за 2009 год 94,8% предварительно расследованных дел было приостановлено, за 2010 год - 111%, за 2011 год - 84,2%, за 2012 год - 37%, за 2013 год - 41,4%.

При этом на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, т.е. ввиду того что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, было приостановлено в 2009 г. 180 (75%), 2010 - 262 (87%), 2011 - 143 (65%), 2012 - 51 (51%), 2013 - 42 (40%) уголовных дела.

По основанию, предусмотренному п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ <8>, было приостановлено в 2009 г. 61 (25%), 2010 г. - 39 (13%), 2011 г. - 76 (35%), 2012 г. - 49 (49%), 2013 г. - 62 (60%) уголовных дела соответственно.

<8> Основания предусматривают, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия или место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) либо место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ).

Таким образом, анализ статистики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов за период 2009 - 2013 гг. показал, что:

В этих условиях предупреждение общественно опасных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов имеет важное практическое значение и приобретает особую значимость и определенные особенности на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Анализ статистических данных показывает необходимость выработки теоретических предложений и комплекса практических мер, направленных на профилактику посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Литература

  1. Аббасов Ф.Н. Об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов // Российский следователь. 2003. N 9. С. 13 - 15.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е издание, переработанное и дополненное // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Малков В.Д. Криминология. М.: Юстицинформ, 2006. 135 с.
  4. Паненков А.А. Некоторые пути оптимизации борьбы с организованной преступностью, в том числе терроризмом и его финансированием, посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в СКФО (по материалам Республики Ингушетии) // Военно-юридический журнал. 2013. N 5. С. 2 - 14.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью) (ред. от 26.06.2013) // Российская газета. 1996. 5 мая. N 83.