Мудрый Юрист

Понятие бюджетных правоотношений с участием государственного учреждения науки

Бабина Ксения Ивановна, аспирантка кафедры публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

В статье рассмотрены особенности бюджетных правоотношений с участием государственных учреждений науки. Автором предложена классификация бюджетных правоотношений с участием государственных учреждений науки.

Ключевые слова: государственные учреждения науки, бюджетные правоотношения, финансирование, государство.

Notion of budget legal relations with participation of a state scientific institution

K.I. Babina

Babina Kseniya I., Postgraduate Student of the Public Law Department of the Saratov Socio-Economical Institute (Branch) of the Plekhanov Russian University of Economics (SSEI).

In the article the peculiarities of budgetary legal relations with the participation of state institutions of science. The author proposes a classification of budgetary relations with the participation of state institutions of science.

Key words: public institutions of science, budgetary legal, finance, government.

Правоотношения, как известно, это те отношения, которые урегулированы правом. Как отмечает Р.О. Халфина, правоотношение выражает особый вид связи права с регулируемым им общественным отношением. Это один из важных элементов жизни общества, в котором многие отношения могут существовать только как правоотношения [7, с. 6].

Бюджетные правоотношения возникают на основе нормативных правовых актов в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных финансов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения возникают в связи с образованием, распределением (перераспределением) и использованием финансовых средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Кроме того, бюджетные правоотношения возникают и при образовании, распределении (перераспределении) и использовании финансовых средств государственных внебюджетных фондов.

Такие отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства, а также муниципальных образований в форме соответствующих бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства или его территориальных образований. Одной из особенностей бюджетных правоотношений является то, что непосредственными участниками выступают государство, государственные или муниципальные образования, а также органы государственной власти или местного самоуправления, представляющие их интересы или интересы соответствующих органов в сфере бюджета [5, с. 186].

Безусловно, бюджетные правоотношения обладают всеми признаками, присущими финансовым правоотношениям в целом. Тем не менее нельзя не подчеркнуть их особую специфику.

Е.Ю. Грачева делает акцент на следующих особенностях бюджетных правоотношений. Субъект бюджетного правоотношения либо принимает участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетных правоотношений могут отличаться одним из указанных признаков либо обладать несколькими. Вместе с тем характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами [6, с. 68].

По мнению Ю.А. Крохиной, бюджетные правоотношения представляют собой вид общественных отношений, в которых с помощью специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетной деятельности [4, с. 95].

В юридической литературе бюджетные правоотношения могут рассматриваться и в широком смысле как отношения, связанные с созданием финансовых условий для реализации конституционных прав граждан [2, с. 3], в которых реализуются политико-экономические интересы практически всего населения страны [1, с. 3].

Государственные учреждения науки выступают субъектами бюджетных правоотношений, реализуя бюджетно-правовые нормы на практике.

Как справедливо отмечает Е.Г. Писарева, автономные учреждения изначально не были внесены в реестр получателей бюджетных средств, а бюджетные учреждения были исключены из ст. 6 БК РФ как получатели бюджетных средств. В этой связи ученым предлагается внести дополнения в БК РФ в части субъектов бюджетных правоотношений, являющихся получателем бюджетных средств, т.е. включить в их число бюджетные и автономные учреждения. Законодательное закрепление за государственными автономными и бюджетными учреждениями статуса получателя бюджетных средств является определенной гарантией финансирования части их расходов из бюджетной системы и возможностью реализации широкого круга государственных услуг, направленных на реализацию прав граждан. Подобные изменения будут способствовать осуществлению эффективного финансового контроля, целевого использования бюджетных средств организациями, обеспечения качества государственных или муниципальных услуг учреждениями; а также обеспечат возможность применения к бюджетным и автономным учреждениям мер финансово-правовой ответственности как к полноправным субъектам финансового права [4, с. 229].

Действительно, Бюджетный кодекс Российской Федерации в качестве участников бюджетного процесса (получателя бюджетных средств) называет лишь казенные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В этой связи субъективные права и юридические обязанности казенных учреждений науки и бюджетных и автономных учреждений будут отличаться. Бюджетные и автономные учреждения науки также являются субъектами бюджетных правоотношений, поскольку осуществляют свою деятельность на основе государственных заданий, а также получают бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ). Иными словами, государственные учреждения науки участвуют в формировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные учреждения науки осуществляют свою деятельность на основании государственных заданий. Данные задания формируются и утверждаются учредителями в соответствии с предусмотренными учредительными документами видами деятельности учреждений науки.

Бюджетные и автономные учреждения науки являются получателями субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Бюджетные же ассигнования предоставляются на оказание государственных услуг всем видам государственных учреждений науки.

Субсидия имеет бюджетно-правовую основу и определяется как предоставляемые юридическому лицу, а именно бюджетным и автономным учреждениям, для финансирования целевых расходов, т.е. на обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг бюджетными или автономными учреждениями.

В соответствии со ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

Большая часть бюджетных правоотношений с участием государственных учреждений науки являются процессуальными, поскольку складываются по поводу получения субсидий, участия в бюджетном процессе в качестве получателя бюджетных средств и т.д. Однако бюджетно-правовые нормы, устанавливающие, например, бюджетно-правовой статус казенных учреждений, закрепляющие их бюджетные полномочия, являются материальными.

Таким образом, бюджетное правоотношение с участием государственного учреждения науки - это урегулированное нормами бюджетного права общественное отношение, участниками которого являются автономные, бюджетные и казенные учреждения науки, реализуя бюджетно-правовые нормы на практике в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Литература

  1. Емельянова Е.С. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 3.
  2. Ильин А.В. Предмет судебной деятельности и защита прав участников бюджетных правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 3.
  3. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 95.
  4. Писарева Е.Г. Особенности финансов государственных учреждений как децентрализованных фондов финансовой системы Российской Федерации // Финансовое право: прошлое, настоящее, будущее: Сб. ст. (по матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Н.И. Химичевой) / Редкол.: Е.В. Покачалова (Отв. ред.) и др.; ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия". Саратов, 2014. С. 229.
  5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2013. С. 186.
  6. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2003. С. 68.
  7. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 6.