Мудрый Юрист

Контекстуальный анализ содержания понятия "региональная государственная власть"

Плешенков Сергей Викторович, помощник депутата Рязанской городской Думы, кандидат политических наук.

В статье автор анализирует политико-правовые подходы к определению содержания понятия "региональная государственная власть" с целью определения сущностных характеристик данной системообразующей категории современной административной реформы РФ.

Ключевые слова: административная реформа, представительная власть, исполнительная власть, Конституция РФ, разделение властей, федерализм, региональная государственная власть.

Contextual analysis of the contents of notion "regional state power"

S.V. Pleshenkov

Pleshenkov Sergey V., Assistant Deputy of the Ryazan City Duma, Candidate of Political Sciences.

The author analyzes the political and legal approaches to the definition of the concept of "regional state government" in order to identify the essential characteristics of the backbone of modern categories of administrative reforms of Russian Federation.

Key words: administrative reform, representative power, executive power, the Constitution of Russian Federation, the separation of powers, federalism, regional government.

В настоящее время происходит осмысление результатов и перспектив реализации административной реформы в РФ.

В этой связи научно-практическую значимость имеет вопрос об определении контекстуальных характеристик определения сущности понятия "региональная государственная власть", которая вытекает из понимания природы власти в целом в ее философском, политическом, правовом и социальном значении.

Анализ сущности политической власти и власти вообще как социального феномена не является основной целью диссертационного исследования, однако, на наш взгляд, необходимы некоторые пояснения, позволяющие выявить специфику региональной власти, органов региональной власти и их взаимоотношения.

Государственная власть имеет иерархическую структуру. Во главе иерархии находятся не федеральные органы власти, как можно заключить, а народ как единственный источник власти в государстве, передающий властные полномочия своему официальному агенту - государству. Государство, в свою очередь, распределяет эти полномочия в соответствии с принципом разделения властей "по горизонтали" между органами исполнительной, законодательной и судебной власти и "по вертикали" между федеральным, региональным и местным уровнями. Отсюда следует, что функционирование органов государственной власти (федеральной и региональной), как и принципы их взаимодействия, должно выполнять основную цель развития демократического государства - служение народу и соблюдение принципов демократии.

Исследование региональной власти и специфики отношений исполнительной и законодательной власти в регионах актуально и потому, что в России за последнее время произошли крупномасштабные реформы практически во всех сферах общественно-политической жизни. Процессы трансформации российской политической системы дают зачастую непредсказуемые результаты, что требует тщательного изучения механизмов организации и взаимодействия институтов власти на всех ее уровнях.

Региональная власть является подсистемой государственной власти и управления. Главное назначение институтов региональной власти - реализация интересов граждан и соблюдение интересов государства в каждом конкретном регионе. Институты региональной власти формируются с целью реализации государственной политики с учетом этнополитических, экономических и культурно-исторических особенностей региона.

Исследования региональной власти, как правило, сводятся к исследованию ее сущности, функций и полномочий институтов региональной власти, а также характера взаимоотношений между ними.

Анализ региональной власти и ее институтов для российской политической науки особенно актуален, поскольку требуется для понимания сути федеративного государства как такового. В федеративном государстве государственная власть осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. Третьим является муниципальный уровень власти, или местная власть, которая, согласно Конституции Российской Федерации, не входит в систему государственной власти. В связи с этим изучение каждого отдельного из них, их совокупности и характера взаимоотношений является важным для понимания развития российской политической системы.

Природа региональной власти вытекает из природы власти вообще, власти как социального феномена. Специфику ей придают признаки региональные и политическая составляющая, которая позволяет отделять власть в широком смысле слова от власти политической.

Автор считает, что в рамках политико-правового междисциплинарного исследования термины "региональная государственная власть", "региональные органы власти" являются также применимыми, как и термины "государственная власть субъектов Российской Федерации", "органы государственной власти субъектов Российской Федерации". Такая уверенность исходит из современного пониманиями учеными-политологами термина "регион". Следует отметить, что ученые-государствоведы при рассмотрении проблем федеративного устройства для обозначения его частей строго придерживаются понятия "субъект федерации", имея в виду его в качестве политико-территориального образования со своим уровнем государственной власти. В рамках правового подхода исключается возможность использования понятия "регион" применительно к составным частям федеративного государства.

Политологический подход, напротив, анализирует регионы как самостоятельные политико-властные системы, поэтому термин "регион" в большинстве работ применяется как равнозначный термину "субъект федерации".

Термин "регион" имеет свое толкование в географической, экономической, социологической, этнологической науках <1>.

<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 280.

В политической энциклопедии регион определяется как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, экономическая и демографическая величина <2>.

<2> Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2015. С. 333 - 334.

А.Г. Чернышев полагает, что "в современной общественной науке регион выступает преимущественно как метафора или собирательный образ, который воплощает экономические и политические явления в их специфическом содержании применительно к провинциальным условиям функционирования общественных отношений. В своей монографии "Регион как субъект политики" Чернышев дает несколько иную, более расширенную трактовку региона. В данном случае под регионом он понимает политологическую квалификацию той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая общественная деятельность людей <3>.

<3> Чернышев А.Г. Регион как субъект политики. Саратов, 2015. С. 58.

Автор исходит в своей работе из понимания региона как субъекта федерации. Будучи таковым, регион является субъектом всех общественных, в том числе и политических, процессов. Это вполне автономная часть государства, его политико-территориальное образование, имеющее свой производственно-экономический потенциал, структуру собственности, природные ресурсы, налоговые поступления и бюджетные финансовые средства, определенные специфические интересы населения. Регион имеет и свои особые политические и социально-экономические интересы, трансляторами которых выступают региональные институты власти и элиты. Регион самостоятельно формирует систему власти, имеет право законодательно регулировать общественные отношения вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения.

В регионе существует специфика организации власти, политического режима, взаимоотношений региональной власти с гражданским обществом. Здесь функционируют и оказывают решающее влияние на политические процессы свои политические элиты и лидеры.

Таким образом, мы исходили из того, что термины "субъект федерации" и "регион" равноприменимы по смысловому содержанию. Однако более тщательная оценка дает нам возможность предположить, что сущность категории "субъект федерации", как и категории "орган государственной власти субъекта федерации", несет строго определенное смысловое значение. В условиях трансформации унитарного государства в федеративное эта категория обладает конституирующим свойством по отношению к понятию "регион", поскольку становление и развитие последних в качестве самостоятельных политико-властных систем с пространственными и иными характеристиками обусловлено, прежде всего, формально-правовым оформлением их в качестве субъектов федерации <4>. В связи с этим политическую составляющую региона как части федеративного государства надо рассматривать в тесной связи с полномочиями и правами, которые имеет регион в качестве субъекта федерации.

<4> Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. Уфа, 2003. С. 345.

Одной из основных характеристик региона как субъекта федерации является наличие органов региональной государственной власти.

Исследования региональной власти можно начинать с древних времен. Так, в эпоху Римской империи и Средневековья представление о концентрации политической власти в центре государства и ее тождестве воле монарха объективно препятствовало выделению региона и региональной власти в качестве самостоятельных субъектов политики. Утвердившееся в период Нового времени определение в качестве источника политической власти всей совокупности граждан государства создавало предпосылки для закрепления определенной автономии его территориальных сегментов. По мнению С.В. Бирюкова, региональная политическая власть - это интегральная, статусная власть, детерминированная структурно (т.е. с устоявшейся и принятой в обществе системой господства-подчинения). Эта власть во многом потенциальная, поскольку для более полноценного властвования нуждается в привлечении экономических, информационных и иных ресурсов.

Региональная политическая власть полифункциональна, ее основная функция - административная. Кроме того, к функциям региональной власти относятся: организация региональной политической жизни, политико-властных отношений, которые включают взаимодействие и отношения между государственными органами, региональным социумом, структурами власти и общественными группами, политическими институтами, партиями, гражданами. Руководство политическими, а также неполитическими процессами, контроль и организация политико-властных и иных отношений также входят в функции региональных властных структур.

М. Аюпов относит к наиболее важным функциям региональной власти следующее:

<5> Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. С. 133.

Региональная власть выступает посредником в отношениях между центром и региональным сообществом.

На наш взгляд, не менее важной является и такая функция региональной политической власти, как установление отношений с организованными, обладающими влиянием и ресурсами региональными группами, без сотрудничества с которыми эффективное функционирование официальной администрации невозможно. Таким образом, региональная политическая власть выполняет целый ряд как формальных, так и неформальных функций.

Носителями власти в каждом регионе РФ являются жители этого региона, которые осуществляют свою власть либо непосредственно, либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Как известно, прямая демократия не является распространенным способом принятия государственных решений, поэтому для осуществления процесса государственного управления на федеральном и региональном уровнях создаются органы государственной власти. В политической науке предпочтение отдается иной категориальной единице - институту политической власти.

Региональные органы государственной власти осуществляют весь процесс управления политическим, экономическим и социальным развитием региона, поэтому важна четкая система взаимодействия между ними. Для более точного понимания специфики взаимодействия органов региональной власти необходимо выявить их сущность и принципы функционирования.

Рассмотрим основные характеристики органа государственной власти с точки зрения юридической науки.

Понятие "орган" рассматривается как часть более широкого понятия "организация". Организация предполагает коллектив, объединенный общими целями деятельности для решения поставленных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, причем в отличие от нее органом может быть как одно должностное лицо, так и известным образом организованная группа лиц. Поэтому каждый государственный орган является составной частью организованной структуры государственного аппарата. Он состоит из тех органов, которые обладают определенными чертами и свойствами, подчеркивающими их принадлежность к осуществлению государственной власти и функций государственного управления.

В юридической литературе понятие "государственный орган" трактуется неоднозначно. В одних случаях под государственными органами подразумевается учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни. В других - государственный орган рассматривается как составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Социологической можно назвать третью трактовку государственного органа как "определенным образом организованную группу людей, действующую в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующую в реализации определенных государственных функций" <6>.

<6> Теория государства и права / Отв. ред. А.И. Денисов. М., 2015. С. 215.

Марченко М.Н. понимает под государственным органом "относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства" <7>.

<7> Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2015. С. 380.

Таким образом, важными характеристиками региональных институтов государственной власти является то, что они в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством обладают собственными властными полномочиями и относительной автономностью. Это позволяет говорить о независимом осуществлении ими региональной государственной власти, реализации собственно государственно-властных функций в рамках этих предметов ведения.

Литература

  1. Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. Уфа, 2003. С. 345.
  2. Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2015. С. 380.
  3. Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2015. С. 333 - 334.
  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 280.
  5. Теория государства и права / Отв. ред. А.И. Денисов. М., 2015. С. 215.
  6. Чернышев А.Г. Регион как субъект политики. Саратов, 2015. С. 58.