Мудрый Юрист

Противодействие распространению экстремистской идеологии в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Агапов Павел Валерьевич, ведущий научный сотрудник отдела прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук.

Сотченко Сергей Дмитриевич, заместитель начальника управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.

В последние годы одним из источников распространения радикальной идеологии становятся исправительные учреждения. Сложившаяся ситуация требует осуществления целого комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности среди осужденных, а также повышения роли прокурорского надзора в этой сфере правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: прокурорский надзор, экстремистская деятельность, уголовно-исполнительная система, профилактика преступлений.

Prevention of distribution of extremism ideology in penal institutions

P.V. Agapov, S.D. Sotchenko

Agapov Pavel Valeryevich, LLD., Lead Research Officer, Division of Prosecutorial Supervision and Strengthening of Legality in the Sphere of Federal Security, Interethnic Relations and Combating Extremism, Research Institute of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

Sotchenko Sergey Dmitriyevich, Deputy Chief, Department for Supervision over Legality of Execution of Criminal Sentences, Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

In recent years, one of the sources of the spread of radical ideology become prisons. This situation requires the implementation of a set of preventive measures aimed at the prevention of extremist activity among prisoners, as well as enhance the role of public prosecutor's supervision in the field of law enforcement.

Key words: public prosecutor's supervision, extremist activity, the correctional system, the prevention of crime.

В последние годы одним из источников распространения радикальной идеологии становятся исправительные учреждения. Осужденные за преступления экстремистской и террористической направленности вовлекают других в экстремистские ячейки, используя при этом в процессе вербовки запрещенные агитационные материалы.

По мнению некоторых экспертов, имея навыки влияния и внушения, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию радикального ислама осужденный способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5 - 7 и более человек <1>. При этом проведенный анализ свидетельствует о том, что многие осужденные за такие преступления на путь исправления не встают и не прекращают экстремистскую деятельность после освобождения из мест лишения свободы. Известно, например, что около 70% освободившихся сторонников радикальных структур вновь принимают участие в экстремистских акциях <2>.

<1> См.: ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма // http://фсин.рф/news/index.php?element_id=110276.
<2> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Согласно статистическим данным ФСИН России, на 31 декабря 2015 г. в учреждениях УИС содержались и отбывали наказание более 2200 человек, причастных к совершению преступлений террористической и экстремистской направленности, в том числе в исправительных учреждениях - свыше 1640 осужденных. Противопоставляя себя основной массе других осужденных, они провоцируют межэтнические конфликты, которые могут привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, распространяют радикальную идеологию среди отбывающих наказание. Однако изолировать их от основного контингента, содержащегося в местах лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством очень сложно, поскольку они, как правило, не нарушают порядок.

Полагаем, что наиболее прагматичное решение проблемы - их содержание в тюрьме. Камерный режим содержания в этом исправительном учреждении ограничивает возможности нежелательного общения осужденных. Такого рода предложение уже высказано депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, подготовившими законопроект о запрете содержания подозреваемых и осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности в следственных изоляторах и колониях <3>.

<3> См.: http://izvestia.ru/news/565318.

Следует иметь в виду, что длительная психотравмирующая ситуация, связанная с отбыванием наказания, способна усугубить асоциальную направленность личности, породить отчужденность осужденного от остального мира, выступить катализатором усвоения и поддержания норм, ценностей, традиций тюремной субкультуры. Такие лица могут стать легкой "добычей" проповедников радикальных идей, которые оперируют в процессе вербовки вполне понятными и доступными речевыми оборотами и образами. Решающим фактором здесь могут стать даже вовремя сказанное слово или оказанная помощь. Так, причиной принятия ислама осужденным М., отбывающим наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Омской области, стали наличие у него денежного долга перед другими осужденными и невозможность его погашения. За долг рассчитался осужденный З., имеющий авторитет среди осужденных-мусульман, содержащихся в указанном исправительном учреждении.

Генеральной прокуратурой РФ в 2015 г. проанализирована деятельность правоохранительных органов за период 2013 - 2014 гг. по противодействию преступлениям экстремистской и террористической направленности, в том числе эффективность работы по профилактике проявлений экстремизма и неонацизма в молодежной среде.

Прокурорские проверки показали, что в своей деятельности СИЗО и ИУ не всегда руководствуются требованиями Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральных законов от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а также норм УИК РФ.

В числе выявленных прокурорами основных проблем - несвоевременное и некачественное проведение администрациями СИЗО и ИУ обысков для изъятия у заключенных под стражу и осужденных запрещенных вещей и предметов, в том числе литературы, являющейся экстремистской и призывающей к преследованию лиц, исповедующих иные (кроме ислама) религии, что во многом способствует распространению среди последних в учреждениях УИС экстремизма.

Не единичны факты, когда лица, осужденные за совершение преступлений экстремистской и террористической направленности, имели практически неограниченные возможности использования средств мобильной связи, в том числе в экстремистских целях. Так, в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Республике Коми осужденный Я. посредством сотового телефона разместил в сети Интернет на странице сайта социальной сети "Одноклассники" обращения к другим пользователям с экстремистскими призывами.

В отдельных случаях вопреки установленному порядку имеющиеся в СИЗО и ИУ списки экстремистских материалов и литературы (изданий) длительное время не сверялись с федеральным списком экстремистских материалов, размещаемым Министерством юстиции РФ в сети Интернет.

В целом же сложившаяся ситуация требует осуществления комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности среди осужденных.

В отношении заключенных под стражу и осужденных рассматриваемой категории недопустимы формальный подход при проведении воспитательной и профилактической работы, выполнение лишь мероприятий общего характера. Работа, в которой должны принимать участие и психологи, проводится не только по фактам уже допущенных правонарушений и нарушений режимных требований, но и для предупреждения совершения преступлений террористической и экстремистской направленности. В соответствии с требованиями ст. 82 УИК РФ и Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. N 72, лица, осужденные за преступления указанной категории, изучающие, исповедующие либо распространяющие и пропагандирующие идеологию экстремистской и террористической направленности, ставятся в исправительных колониях на профилактический учет соответствующего вида. С названной категорией осужденных должна проводиться наиболее интенсивная профилактическая и нравственно-духовная работа, направленная на их правопослушное поведение.

В целях превенции экстремистских проявлений большое значение приобретает контрпропагандистская деятельность. Реализация соответствующей задачи чрезвычайно сложна, поскольку необходимо именно переубедить религиозного человека (например, мусульманина-неофита), помочь ему переосмыслить содеянное и кардинально изменить жизненные ориентиры.

На наш взгляд, ведущую роль в борьбе с идеологами радикализма должно сыграть духовенство традиционных религиозных конфессий. Для этого в учреждениях ФСИН России созданы благоприятные условия. В настоящее время в исправительных учреждениях России функционируют более 500 православных храмов, более 50 исламских мечетей, 7 буддийских дуганов и 4 костела Римско-католической церкви. Кроме этого, действуют около 780 молельных комнат для осужденных мусульман, иудеев, баптистов, буддистов, православных. Организовано свыше 85 мусульманских курсов по обучению осужденных основам традиционного ислама, в которых проходит обучение более 7800 человек. Одновременно с этим некоторые работники УИС проходят минимальные курсы обучения основам религии, что, в свою очередь, безусловно положительно отражается на достижении целей воспитательной работы.

Кроме того, осуществляя работу в исправительных учреждениях по подготовке осужденных к освобождению, необходимо понимать особую важность постпенитенциарной реабилитации таких лиц. Следует отметить, что разработка для лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности, базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество предусмотрена Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. <4>.

<4> См.: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года".

Еще одна важнейшая профилактическая мера - установление обязательного административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности. Как известно, главная цель установления административных ограничений поднадзорному лицу - воспрепятствование продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах.

С учетом высокой степени опасности для общества и государства названных лиц с целью оказания на них индивидуального профилактического воздействия необходимо обязательное установление в отношении их административного надзора без дополнительных условий, в том числе независимо от их поведения в процессе отбывания наказания.