Мудрый Юрист

Защита прав учащихся при несчастных случаях в образовательных учреждениях

Докучаева Екатерина Николаевна, прокурор отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры города Москвы, кандидат юридических наук.

В статье приводится практика прокурорского надзора по защите прав учащихся в связи с несчастным случаем, рассматриваются проблемы правового регулирования детского травматизма в образовательных учреждениях, предлагаются пути решения проблем.

Ключевые слова: несчастный случай, возмещение вреда, учащийся, прокуратура в защиту прав учащегося, проблемы регулирования.

Protection of the rights of pupils and students in accidents at educational institutions

E.N. Dokuchayeva

Dokuchayeva Ekaterina Nikolayevna, PhD (Law), Public Prosecutor, Department for Participation of Public Prosecutors in Civil and Arbitration Proceedings, Public Prosecutor's Office of Moscow.

This article describes public prosecutor's supervision for the protection rights of students in connection with an accident, the problems of the legal adjusting of child's traumatism are examined in educational establishments, the ways of decision of problems are offered.

Key words: accident, compensation of harm, studying, office of public prosecutor in the protection of rights for studying; adjusting problem.

В СМИ уже неоднократно делались попытки осветить проблемы учета, расследования и правовых последствий несчастных случаев с учащимися. Так, этой проблематике посвящены статьи "Детский травматизм: как с ним бороться" <1>, "Проблему загнали в тупик?" <2>, "Учет и объективность" <3>, "Кто поможет выйти из тупика?" <4> и др.

<1> См.: Сентюрин Ю.П. Детский травматизм: как с ним бороться // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 2.
<2> См.: Тудос А. Проблему загнали в тупик? // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 11.
<3> См.: Елагин А. Учет и объективность: [о необходимости разработки Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера] // Охрана труда и социальное страхование. 2011. N 6.
<4> См.: Попович В.А. Кто поможет выйти из тупика? // Охрана труда и социальное страхование. 2011. N 5.

Хотелось бы осветить эти вопросы с точки зрения надзорного органа, проанализировать проблемы, которые приходится решать как самим учащимся и их родителям, так и контролирующим органам при возникновении таких несчастных случаев, а также рассмотреть возможные пути их решения.

В прокуратуру с жалобами на оставление без учета и расследования несчастных случаев с учащимися обращаются редко. Связано это с тем, что подобные проблемы и родители, и учащиеся (как несовершеннолетние, так и совершеннолетние), и педагогический состав, и руководство учебных заведений стараются решить самостоятельно. Первые - в силу отсутствия ресурса воздействия на администрацию учреждений, а также из страха негативного отношения к ребенку, последние - в силу нежелания разбираться в причинах произошедших случаев и принятия должных мер. Соответственно, причины не анализируются, меры к их недопущению не принимаются, виновные лица не несут никакой ответственности.

Исключение составляют случаи, когда травмы настолько серьезные, что ведут к смерти, инвалидности, необходимости ухода за детьми, а также к существенным финансовым затратам. Тогда родители вынуждены обращаться в суд, писать в различные органы власти, государственные учреждения. В связи с подобными делами и выявляются допущенные сотрудниками и/или администрацией учебных заведений нарушения, ставятся вопросы финансовой и персональной ответственности виновных лиц.

Возмещение вреда может производиться как в добровольном порядке по соглашению сторон - потерпевшего и виновного в причинении травмы, так и путем вынесения судебного решения, определяющего виновное лицо и размер возмещения вреда. Как правило, возмещение вреда здоровью, причиненного учащимся, производится по инициативе пострадавших в порядке гражданского судопроизводства на основании гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина (гл. 59 Гражданского кодекса РФ).

Московской прокуратурой в 2014 г. по обращению матери учащегося проводилась проверка по факту получения в 2012 г. студентом одного из учреждений высшего профессионального образования г. Москвы травмы при подготовке к спортивным соревнованиям. Результатом полученной травмы стали парализация и установление I группы инвалидности учащегося. В прокуратуру спустя 2 года после несчастного случая заявительница обратилась в связи с отсутствием денег на постоянный уход за сыном, дорогостоящие операции, лекарственные препараты. Кроме того, из института она получила уведомление о возможном отчислении его из учебного заведения.

В ходе выяснения обстоятельств несчастного случая прокуратурой выявлены нарушения при осуществлении образовательного процесса, способствовавшие несчастному случаю. Установлено, что допущенные нарушения не были отражены в материалах расследования несчастного случая. Само расследование проводилось с отступлениями от требований действующего законодательства.

Допуск студента к спортивным тренировкам был осуществлен без прохождения медицинского осмотра и инструктажа по технике безопасности. В образовательном учреждении не было данных о посещаемости учащимся секции спортивной гимнастики и сдаче нормативов. Несмотря на указанные обстоятельства, студент был допущен к выполнению сложного спортивного элемента, который не выполнил, и в результате получил серьезную травму.

В нарушение требования Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе гособразования СССР (утверждено Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639 "О введении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе гособразования СССР" (ныне утратил силу, далее - Положение о расследовании и учете несчастных случаев)) расследование проводилось одним инженером по охране труда, а не комиссионно, как это требовалось, информация о несчастном случае и материалы расследования в орган управления образования не направлялись, мероприятия по устранению причин произошедшего несчастного случая не разрабатывались, акт о несчастном случае по форме Н-2 был утвержден руководителем организации спустя более 4 месяцев с момента его составления, матери пострадавшего на руки он не выдавался.

По результатам проверки в адрес ректора высшего учебного заведения было направлено представление об устранении выявленных нарушений, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В порядке гражданского судопроизводства прокуратурой в целях защиты прав учащегося предъявлен иск к образовательному учреждению о взыскании вреда, причиненного здоровью, возмещении морального вреда и взыскании расходов на будущее время в пределах сроков, определенных на основе заключения медицинской экспертизы в связи с произошедшим несчастным случаем. В ходе судебного заседания сторонами заключено мировое соглашение, согласно которому в настоящее время высшее учебное заведение бессрочно выплачивает на лечение и реабилитацию учащегося определенную сумму денег.

Кроме того, администрацией вуза студенту предложено дистанционное обучение, которое он в настоящее время с помощью посторонних лиц успешно проходит.

На примере указанного случая хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства.

Неоднократно указывалось в работах отдельных авторов <5>, что нормативно-правовая база по расследованию несчастных случаев устарела, требует совершенствования и переработки с учетом уровня действующего законодательства, а также имеющихся проблем при их расследовании. В связи с этим представляется необходимым учесть следующие моменты при принятии соответствующего документа.

<5> См.: Тудос А. Указ. соч.; Попович В.А. Указ. соч.

Положение о расследовании и учете несчастных случаев было введено в действие Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию еще в 1990 г., когда существовала другая система образования. В нем не было требования о проведении специального расследования тяжелых несчастных случаев, произошедших с учащимися. Было закреплено, что специальное расследование, которое предусматривает уведомление государственных органов, в том числе и прокуратуру, а также привлечение специалистов-экспертов, проводится только в случаях, если произошел групповой несчастный случай независимо от тяжести телесных повреждений и несчастный случай со смертельным исходом.

Указанное представляется недостаточным. Специальное расследование должно охватывать и случаи, которые сопряжены с тяжелыми травмами, что позволит, помимо установления причин и условий несчастного случая, также не допускать их сокрытие.

Представляется обоснованным мнение В. Поповича <6> о том, что включение в комиссию представителя профсоюза или другого лица школьного (вузовского) коллектива (например, родительского комитета) также необходимо. Это повысит степень ответственности и заинтересованности в полном и объективном расследовании причин произошедших случаев.

<6> См.: Попович В.А. Указ. соч.

В настоящее время государственные инспекторы труда также не привлекаются к проведению подобных расследований, в их полномочия не входит участие в расследовании несчастных случаев, произошедших с учащимися, составление заключений о них.

При этом невозможно в полном объеме оценить выполнение требований закона в части соблюдения техники безопасности в отсутствие независимых и сведущих в этих вопросах специалистов, которыми могли бы стать государственные инспекторы труда. Ведь причиной произошедших случаев зачастую является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, техники безопасности лицами, осуществляющими воспитательный процесс.

В связи с этим целесообразно было бы закрепить в качестве одного из обязательных условий включение инспекторов труда в комиссию по расследованию несчастных случаев с учащимися как лиц, осуществляющих государственный контроль и обладающих знаниями в этой сфере.

Также необходимо ввести административную ответственность за правильное, полное, своевременное расследование и учет несчастных случаев, произошедших с учащимися.

Если за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена ответственность в соответствии со ст. 5.27.1 и ст. 15.34 КоАП РФ, то за те же нарушения, допущенные в отношении учащихся, ответственность не предусмотрена.

Указанное позволит повысить ответственность руководителей органов управления и учреждений за охрану жизни и здоровья детей и учащейся молодежи.

Представляется необходимым на законодательном уровне социально защитить лиц, получивших травму во время образовательного процесса.

Одним из путей решения этой проблемы может стать страхование жизни и здоровья от несчастных случаев учащихся за счет учебных заведений.

Это позволит получить гарантируемые выплаты независимо от обращения за ними в суд, а также решит вопрос материальной поддержки пострадавших.

А. Елагин <7> указывал, что страхование ничего кардинально не изменит, если не будет системной работы и ответственности педагогов, воспитателей и других должностных лиц образовательных учреждений за дисциплину и порядок.

<7> См.: Елагин А. Указ. соч.

Здесь хотелось бы сделать акцент на том, что основная цель - это получение денежных средств на лечение, а также дальнейших гарантированных выплат.

Думается, правильным было бы введение обязательного страхования не за счет родителей или государства, а, как указано выше, за счет самих учебных заведений.

Так, страхование от несчастного случая студентов в Германии - обязанность работодателя или учебного заведения <8>. Каждый, кто находится в трудовых, образовательных или служебных отношениях, подлежит согласно закону такому страхованию вне зависимости от возраста, пола или семейного положения. Эта защита распространяется как на работу на рабочем месте или при обучении - на учебном, так и при нахождении в пути на работу или учебу и назад домой. Государственное страхование покрывает расходы на лечение во врачебном праксисе и в больнице, на санаторное лечение и лечебные мероприятия реабилитационного характера. В тяжелых случаях возникает право на пенсию, размер которой зависит от возраста и степени снижения трудоспособности пострадавшего лица.

<8> См.: Толстоног В. Государственное страхование от несчастного случая студентов в Германии // http://ru.exrus.eu/Gosudarstvennoye-strakhovaniye-otneschastnogo-sluchaya-studentov-v-Germanii-id52207b03ae2015443b8b4a6e; Он же. Страхование в Германии // http://de.exrus.eu/object-id50d97e826ccc19f905000278.

Получается, что основанием для возмещения вреда в Германии является не вина работодателя или учебного заведения, а сам факт повреждения здоровья, т.е. у учащегося нет необходимости доказывать вину работодателя или учебного заведения, его халатность, в случае повреждения здоровья достаточно обратиться в соответствующую организацию.

Таким образом, в нашей стране из зоны государственного контроля выпадает важная составляющая системы защиты прав учащихся. Перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии здоровья и привести к утрате трудоспособности и невозможности в дальнейшем вообще получать какой-либо заработок, лица остаются незащищенными. Размер выплат и вообще их наличие зависят исключительно от активности самого пострадавшего или его законных представителей.

Каким образом должен рассчитываться размер денежной выплаты в качестве возмещения за потерю возможного заработка? На какой уровень жизни пострадавший мог бы рассчитывать, если бы не было несчастного случая? Как суд должен считать утраченный заработок, если обучение еще не завершено? Представляется, что на эти вопросы должен ответить законодатель при принятии соответствующего документа.

В настоящее время согласно письму Минобрнауки России от 26 февраля 2016 г. N 12-ПГ-МОН-3527 разработан проект Приказа "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность", он проходит согласование. Хотелось бы надеяться, что такие необходимые изменения найдут отражение в новом Порядке.

Пристатейный библиографический список

  1. Елагин А. Учет и объективность: [о необходимости разработки Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера] // Охрана труда и социальное страхование. 2011. N 6.
  2. Попович В.А. Кто поможет выйти из тупика? // Охрана труда и социальное страхование. 2011. N 5.
  3. Сентюрин Ю.П. Детский травматизм: как с ним бороться // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 2.
  4. Тудос А. Проблему загнали в тупик? // Охрана труда и социальное страхование. 2010. N 11.