Мудрый Юрист

Экономичность исполнения обязательства: вопросы теории и практики

Волос Алексей Александрович, преподаватель кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблеме существования в гражданском праве такой оценочной категории, как экономичность исполнения обязательства. Автор рассматривает ее в качестве принципа обязательственного права, который находит свое отражение в нормах законодательства и применяется судебной практикой.

Ключевые слова: принципы гражданского права, исполнение обязательства, принципы исполнения, экономичность исполнения.

Cost Effectiveness of Obligation Performance: Theory and Practice Issues

A.A. Volos

Volos Aleksey A., Lecturer of the Department of Civil and International Private Law of the Saratov State Law Academy, Candidate of Legal Sciences.

The article is devoted to the existence in the civil law the category of Economy obligation performance, which is the estimated category. The author considers it is one of the obligation law principles that is reflected in the law and apply by the courts.

Key words: Civil Law Principles, obligation performance, the principles of obligation performance, economy obligation performance.

В последнее время цивилистическая наука и практика применения гражданского законодательства все больше внимания уделяет так называемым оценочным категориям. Переосмыслению подвергаются такие явления, как добросовестность, разумность, гуманность, сотрудничество сторон гражданско-правового договора. Активным дискуссиям способствуют и изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), которые не только не уменьшили в количественном плане оценочные категории, но и увеличили их значение. Так, принцип добросовестности установлен в качестве основополагающего начала гражданского законодательства; дополнено, что стороны обязательства должны оказывать друг другу содействие при исполнении обязанностей, и др.

Среди оценочных категорий, которые мало разработаны в теории и прямо из закона не вытекают, следует выделить принцип экономичности исполнения обязательств. Возникает вопрос, есть ли ему место в российском гражданском праве.

Под принципом экономичности исполнения обязательств в самом общем виде можно понимать основополагающую идею обязательственного права, согласно которой должник должен выбирать наиболее разумный, экономный способ исполнения; сторонам следует стремиться осуществлять свои права и обязанности наиболее выгодным друг другу образом, "субъекты должны исполнять свои обязательства разумно, рационально, с наименьшими издержками при достижении требуемого результата" <1>.

<1> Вавилин Е.В. Принципы гражданского права // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 560.

Указанная категория применительно к обязательственному праву является одним из проявлений принципа добросовестности, правила о недопустимости злоупотребления правом, иных общих норм, находит свое отражение в отдельных положениях ГК РФ. Действительно, если действия по исполнению обязательств не соответствуют требованиям экономичности, рациональности, обязанность исполнена с необоснованными издержками, то в большинстве случаев такие действия следует признать недобросовестными, а вполне возможно, и злоупотреблением правом.

Норма-принцип экономичности существовала в советский период развития цивилистики: ч. 2 ст. 168 ГК РСФСР 1964 г. было установлено, что каждая из сторон должна была исполнять свои обязанности наиболее экономичным для социалистического народного хозяйства образом. Принцип экономичности определялся в литературе того времени как обязанность должника и кредитора "по рациональному расходованию материальных и денежных ресурсов, по взаимному исполнению с минимальными и целесообразными затратами, с наиболее полным использованием резервов действий, составляющих содержание обязательства" <2>. Особо подчеркивалось, что главное назначение принципа экономичности заключается в исполнении обязательств таким способом, который является наиболее эффективным, выгодным для всего народного хозяйства в целом <3>. Более того, действия должника по исполнению обязанности действовать экономично могли и не затрагивать интересы контрагента и даже не соответствовать им <4>. Разумеется, в современных условиях понимание сущности принципа экономичности нуждается в корректировке. На первый план должны выходить не интересы народного хозяйства, а уполномоченного лица - кредитора. Сказанное соответствует целевому назначению, основным началам, методам гражданского права.

<2> См.: Богачева Т.В. Принципы взаимного содействия сторон и экономичности в договорных обязательствах: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 1982. С. 10.
<3> См.: Мозолин В.П., Фарнсворт Е.А. Договорное право в США и СССР. История и общие концепции. М., 1988. С. 273.
<4> Богачева Т.В. Принципы взаимного содействия сторон и экономичности в договорных обязательствах. С. 17.

Необходимо отметить, что в настоящее время принцип экономичности прямо в законе не зафиксирован, однако находит свое отражение применительно к отдельным видам обязательств. Так, согласно п. 1 ст. 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Вряд ли подобное правило применимо исключительно к договору подряда и ему подобным соглашениям. Напротив, представляется, что требование экономичности является фундаментальным правилом института исполнения обязательств, должно распространяться на все обязательственное право. Представим такую ситуацию. Гражданин впервые приехал в город Москву. Ему необходимо добраться от Ленинградского железнодорожного вокзала до Казанского. Казанский и Ленинградский вокзалы расположены на одной площади друг напротив друга. Не зная расположения указанных объектов, гражданин нанимает такси. Таксист осуществляет перевозку гражданина через всю Москву и, разумеется, просит плату за весь маршрут. Пассажир расплачивается, так как не знает, что его обманули. В приведенной ситуации имело место реальное исполнение обязательства, так как результат, к которому стремился гражданин (перемещение в определенное место), достигнут. В то же самое время исполнение обязательства в данном случае не соответствует требованиям добросовестности, разумности, действия перевозчика не соответствуют закону, он злоупотребил своим правом, следовательно, суд может отказать ему в защите права по п. 2 ст. 10 ГК РФ.

Авторы ряда современных работ обоснованно утверждают о существовании принципа экономичности, хотя зачастую подробно его сущность не раскрывают. В частности, делается справедливый вывод, что основное назначение рассматриваемого принципа в современных условиях заключается в том, что неэкономичное исполнение должником своей обязанности не должно отражаться на интересе кредитора и на его правах <5>.

<5> См.: Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. М., 2005. С. 113.

Также нам близка позиция о существовании в гражданском праве принципа эффективности, который в законе прямо не сформулирован, но имманентен существу гражданских отношений <6>. Более того, считаем, что данная категория не только соответствует основным началам гражданского законодательства, но и вытекает из них, на основании чего может применяться на практике. Утверждается, что "принцип эффективности предопределяет такое сочетание способов и правовых средств в процессе осуществления прав и обязанностей, при котором правовая цель достигается при минимальных издержках с максимальной полнотой" <7>. С учетом сказанного принцип экономичности - это категория, которая является отражением в обязательственном праве не только нормы-принципа добросовестности и иных общих норм гражданского права, но и принципа эффективности. Следовательно, действующее законодательство знает немало оснований для применения категории экономичности для разрешения конкретных споров в судах.

<6> См.: Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012. С. 243 - 252.
<7> Там же. С. 248.

Необходимо отметить, что современная судебная практика действительно ориентирует стороны исполнять свои обязанности наиболее экономичным способом. Например, суды указывали на необходимость использования наиболее экономичного способа отгрузки <8>. По другому делу был сделан следующий вывод: передвижение по городу Москве до аэропорта на такси не может считаться наиболее экономичным способом передвижения с учетом того, что имеется более дешевый вид транспорта - аэроэкспресс <9>.

<8> См.: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2014 г. N 12АП-9450/14 по делу N А12-18458/2014. Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2014 г. N 15АП-8496/14 по делу N А53-21016/2012. Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем следует признать возможность споров относительно того, что такое "экономичность исполнения". В процессе правоприменения его сущность должна быть более подробно раскрыта. Считаем возможным выделить некоторые ее характеристики. Отметим, что предложенный перечень критериев категории "экономичность исполнения" является примерным и открытым, может быть дополнен судом с учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела.

Исполнение обязательства с наименьшими материальными и финансовыми затратами. Как уже было сказано, исполнение обязанности не должно отражаться на интересе кредитора. Очень часто интерес кредитора заключается как раз в том, чтобы обязательство было исполнено наиболее дешевым способом. Если же должник, имея возможность исполнить обязательство с наименьшими материальными и финансовыми затратами, не делает этого, чаще всего имеет место злоупотребление правом. В указанном случае кредитор получает право на возмещение убытков, размер которых должен определяться судом в каждой конкретной ситуации.

Исполнение обязательства с наименьшими временными затратами. В тех случаях, когда срок исполнения обязательства не определен соглашением сторон, не вытекает из закона или обычая, следует говорить, что должник не имеет права намеренно затягивать процесс исполнения. Речь идет не только о том, что обязательство должно быть исполнено в разумный срок, но и о том, что обязанному лицу следует принимать меры к скорейшему достижению результата отношения. В тех случаях, когда кредитор заинтересован в скорейшем принятии исполнения (проведение ремонта жилого помещения, оказание различных услуг гражданам, перевозка пассажира и др.), намеренное затягивание данного процесса может рассматриваться как недобросовестное поведение, нарушение принципа экономичности.

Эффективное использование при исполнении обязательств организационных возможностей. Нередко при исполнении обязательств должнику приходится привлекать значительные организационные ресурсы (аренда транспортных средств для поставки товаров, привлечение работников, а также иных организаций и физических лиц, применение собственных помещений для временного хранения и т.п.). Неэффективное, нерациональное использование организационных возможностей может в значительной степени повысить издержки, что в конечном счете негативным образом скажется на интересе кредитора, его правах. Следовательно, с точки зрения принципа экономичности должнику при исполнении обязательств следует грамотно и рационально использовать организационные возможности, как свои, так и привлеченных лиц.

Недопущение волокиты, необязательных согласований при оформлении документов, иного намеренного затягивания процесса исполнения обязанностей. С нерациональным использованием временных и организационных ресурсов тесно связано намеренное затягивание процесса исполнения обязательства путем проведения необязательных согласований, оформления большого количества документов, важность которых в конкретной ситуации является сомнительной, и т.п. Указанные действия исходя из обстоятельств дела также могут быть признаны недобросовестными.

Более того, принцип экономичности следует использовать не только в правоприменительной, но и в правотворческой деятельности. Правовые акты, регулирующие обязательственные отношения, должны создавать такой правовой механизм, который обеспечивал бы наиболее разумный, эффективный и быстрый способ исполнения. Совершенно очевидно, что заложенный в законодательстве необоснованно сложный и запутанный механизм реализации прав создает субъектам гражданского оборота дополнительные издержки, заставляет их привлекать дополнительные ресурсы (материальные, временные, организационные и т.п.) для того лишь, чтобы реализовать свои законные права и интересы. Подобные правовые акты следует признавать неэффективными, не соответствующими требованию экономичности и требующими внесения в них изменений и дополнений. Бесспорно мнение Е.В. Вавилина о том, что "нормативный правовой акт... должен быть подготовлен к исполнению, продуман весь его механизм" <10>.

<10> Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору энергоснабжения. Саратов, 2007. С. 26.

Так, законодательство, определяющее порядок приобретения права собственности на отдельные объекты гражданского оборота (например, жилого помещения в силу приобретательной давности), устанавливает сложный, а порой и запутанный механизм реализации субъективного права. Известны случаи, когда граждане в течение длительного периода времени по причинам, связанным с непродуманным правовым регулированием, не могли реально и фактически осуществить свои права. Подобные явления, очевидно, являются серьезным дефектом механизма правового регулирования и требуют устранения <11>.

<11> Об этой проблеме см., например: Кожокарь И.П. Приобретение права собственности в силу приобретательной давности: дефекты механизма правового регулирования // Юрист. 2015. N 24. С. 9 - 11; Он же. Дефекты института владения: некоторые актуальные вопросы // Юрист. 2015. N 22. С. 26 - 28.

К сожалению, принцип экономичности не всегда в полной мере находит свое отражение в законодательстве. Нередко, особенно когда исполнение обязанности лежит на государстве, монополистической организации, правовые акты предусматривают сложный порядок реализации прав. Иллюстрации трудностей процедурного характера реализации прав можно встретить в научной литературе: обеспечение военнослужащих жилыми помещениями <12>, получение жилищно-коммунальных услуг <13>.

<12> Об этой проблеме см.: Цыбуленко З.И. Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. N 3. С. 42 - 45.
<13> См.: Баринов Н.А. Услуги. Саратов, 2003. С. 85 - 123.

Еще один пример - договор энергоснабжения. Осуществление прав по данному соглашению затрудняется ввиду использования в законодательстве понятий, разграничение между которыми не проведено ("договор энергоснабжения", "договор поставки электрической энергии", "двусторонний договор купли-продажи электрической энергии" и т.д.). Также не единичны случаи принятия законов в области энергетики и энергоснабжения без наличия в них механизма их реализации <14>.

<14> См.: Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору энергоснабжения. С. 21 - 26.

Еще одно проблема - непринятие должностными лицами правовых актов, которые раскрывали бы сам процесс исполнения обязанности. Как справедливо подчеркнуто З.И. Цыбуленко, "нередко для осуществления прав граждан, провозглашенных Конституцией РФ, требуется принятие целого ряда законов, подзаконных актов в виде положений, правил, инструкций и т.п. Это отдаляет сроки осуществления гражданами их конституционных прав, удовлетворения их потребностей" <15>. Считаем, что необоснованное затягивание правотворческого процесса негативно сказывается на защите прав и законных интересов субъектов гражданского права, которые не могут реализовать свое право требовать исполнения обязанности только лишь из-за отсутствия документа процедурного характера.

<15> Цыбуленко З.И. Конституционные права граждан России: проблемы осуществления и гражданско-правовой защиты // Власть закона. 2014. N 1. С. 61.

Все вышесказанное подтверждает тезис о том, что принцип экономичности должен активнее внедряться в правотворческую деятельность, находить свое отражение в различных правовых актах, прежде всего процедурного характера.

Итак, как видим из положений законодательства, его смысла, а также из судебной практики, сущность принципа экономичности по сравнению с советским периодом изменилась, однако сама категория не утратила своей актуальности. Принцип экономичности исполнения обязательств следует рассматривать как основополагающую идею обязательственного права, согласно которой должник должен выбирать наиболее разумный, экономный способ исполнения; сторонам следует стремиться осуществлять свои права и обязанности наиболее выгодным друг другу образом.

В качестве критериев экономичного исполнения следует рассматривать: исполнение обязательства с наименьшими материальными, временными, организационными затратами, недопущение волокиты, необязательных согласований при оформлении документов и т.п. Принцип экономичности следует использовать не только в правоприменительной, но и в правотворческой деятельности. Правовые акты, регулирующие обязательственные отношения, должны создавать такой правовой механизм, который обеспечивал бы наиболее разумный, эффективный и быстрый способ исполнения.

Литература

  1. Баринов Н.А. Услуги. Саратов: Надежда, 2003. 224 с.
  2. Богачева Т.В. Принципы взаимного содействия сторон и экономичности в договорных обязательствах: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 1982. 24 с.
  3. Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору энергоснабжения. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. 184 с.
  4. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 543 - 560.
  5. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", 2012. 364 с.
  6. Кожокарь И.П. Дефекты института владения: некоторые актуальные вопросы // Юрист. 2015. N 22. С. 26 - 28.
  7. Кожокарь И.П. Приобретение права собственности в силу приобретательной давности: дефекты механизма правового регулирования // Юрист. 2015. N 24. С. 9 - 11.
  8. Мозолин В.П., Фарнсворт Е.А. Договорное право в США и СССР. История и общие концепции. М.: Наука, 1988. 308 с.
  9. Цыбуленко З.И. Конституционные права граждан России: проблемы осуществления и гражданско-правовой защиты // Власть закона. 2014. N 1. С. 58 - 65.
  10. Цыбуленко З.И. Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. N 3. С. 42 - 45.