Мудрый Юрист

Формирование профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований в субъекте Российской Федерации

Кеня Ирина Алексеевна, доцент кафедры Конституционного и муниципального права Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с формированием профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований. Обосновано, что работа по формированию профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований в субъекте Российской Федерации приведет не только к повышению квалификации и общего уровня профессиональной компетенции молодых депутатов, приобретению опыта законотворческой и управленческой деятельности, но и к повышению эффективности работы представительных органов муниципальных образований, что будет способствовать развитию местного самоуправления в целом.

Ключевые слова: компетенция, профессионализм, депутат представительного органа, муниципальное образование.

Formation of professional competences of young deputies of the municipalities' representative authorities in a constituent entity of the Russian Federation

I.A. Kenya

Kenya Irina A., Assistant Professor of the Constitutional and Municipal Law Department of the Bryansk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

The paper discusses topical issues related to the formation of professional competence of young deputies of representative bodies of municipal formations. It is proved that the work on formation of professional competence of young deputies of representative bodies of municipal formations in the subject of the Russian Federation will not only lead to professional development and General level of professional competence of young deputies, the experience of legislative and administrative activity, but also to improve the effectiveness of representative bodies of municipal formations, which will contribute to the development of local government in General.

Key words: competence, professionalism, member of the representative body of municipal formation.

В решении управленческих задач, стоящих перед российским обществом и государством, одним из главных приоритетов является уровень образования и компетентности должностных лиц депутатского корпуса федерального, регионального и муниципального уровня. В условиях реализации реформы местного самоуправления проблема квалифицированных кадров и подготовки кадрового резерва приобретает особое значение. Местное самоуправление играет особую роль в соединении интересов государства, общества и отдельной личности в повышении качества жизни населения <1>. Развитие местного самоуправления полностью зависит от уровня подготовки депутатского корпуса, молодых лидеров местного самоуправления. Органы местного самоуправления испытывают огромную потребность в кадрах, способных эффективно действовать в непростых экономических условиях и несовершенной правовой базы местного самоуправления. В регионах Российской Федерации практически отсутствует обучение молодых депутатов муниципальных образований. В итоге молодой человек, получивший статус депутата муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения, сталкивается с целым рядом проблем: начиная от недостатка научно-теоретических знаний, связанных с пониманием своего правового статуса, так и практических навыков. Таким образом, актуальным становится вопрос, связанный с формированием профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации.

<1> Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Изд-во "НОРМА", 2002. С. 27.

Актуальность данной проблемы также продиктована необходимостью вовлечения молодых депутатов в процесс решения наиболее значимых проблем различных сфер социальной и экономической жизни своего муниципального образования, необходимостью обучения их навыкам разработки нормативных правовых актов для своего муниципального образования, навыкам проведения социологических исследований, умению взаимодействовать со СМИ, определять показатели эффективности развития своего муниципального образования.

В современной научной литературе проблема формирования профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований практически не освещалась. Есть отдельные работы, которые посвящены профессиональной компетенции студентов <2>. В отдельных работах освещены вопросы компетенции преподавателей права и юристов <3>. Научные труды отдельных ученых посвящены проблемам компетентности как интегрального свойства личности <4>.

<2> Шевченко О.М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания // Юридическое образование и наука. 2011. N 2. С. 26 - 30.
<3> Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов // Юридическая психология. 2010. N 3. С. 14 - 18.
<4> Шадриков В.Д. Профессиональные особенности. М.: Университетская книга, 2010. С. 105.

Формирование профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований будет способствовать осознанию молодыми депутатами своего социального статуса, личностного самоопределения и более полной самореализации, созданию команды единомышленников, формированию профессионального и компетентного кадрового резерва. Формирование профессиональных компетенций молодых депутатов позволит не только повысить уровень их деятельности и будет способствовать совершенствованию личностных качеств молодых депутатов представительных органов муниципальных образований, но и приведет к улучшению качества работы представительных органов местного самоуправления.

В современной практике термин "профессиональная компетенция" чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к пониманию профессиональных компетенций можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов. Они представляют собой стандарты поведения человека. Таким образом, если "личностный" подход описывает "как?" (с помощью каких своих ресурсов и какие люди могут выполнять работу хорошо), то "функциональный" диктует "что?" (на каком уровне и с каким качеством работник должен выполнять профессиональные действия (функции)). "Функциональный" подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника, - главное, что работа будет выполнена на должном уровне. Число сторонников функционального подхода растет. И в современной практике термин "профессиональная компетенция" чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами. Итак, профессиональная компетенция - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности - задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли <5>. Сегодня термином профессиональные компетенции обозначаются способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные компетенции следует отличать от общих (универсальных, надпрофессиональных) компетенций, которые определяются как базовое качество индивида, которое определяющим образом влияет на эффективное выполнение им рабочих заданий в определенных ситуациях. Поскольку управление профессиональными компетенциями немыслимо без системы стандартов, то можно дать следующее определение профессиональной компетенции.

<5> Мирошниченко А.Н. Управление профессиональными компетенциями: конструктор компетенций // Труд и заработная плата. 2013. N 10. С. 18.

Профессиональные компетенции - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности - задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Все возрастающий интерес к технологиям управления профессиональными (техническими, специальными) компетенциями связан с тем, что инновационная ориентация компаний приводит к появлению большого количества уникальных корпоративных технологий управления, производства и так далее (ноу-хау), которые надо поддерживать на высоком уровне, воспроизводить в деятельности нового персонала и развивать <6>. Профессиональные компетенции также оказываются основным параметром, по которому оценивается человеческий и структурный капитал компании. Поскольку интеллектуальная составляющая сегодня оказывается ключевой для успеха компании, практика управления профессиональными компетенциями становится главной управленческой дисциплиной, за счет которой компания может не только выживать на рынке, но и самостоятельно влиять на его развитие.

<6> Синкина Е.А., Сиротенко Л.Д., Иванов В.А. Формирование профессиональных компетенций для подготовки конкурентоспособных молодых специалистов в условиях современного предприятия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. N 1(3). С. 735 - 738.

Компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки и представляет собой системное проявление знаний, умений, профессиональных способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Для изучения профессиональной компетентности в процессе депутатской деятельности необходим учет содержательных особенностей социального окружения, особенностей коммуникации, требований, ценностей, знаний и мотивов.

Сложность в разработке профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований состоит в следующем. Ключевым элементом любой модели профессиональных компетенций является профессиональная функция, работа или задача, которых у каждой профессиональной позиции может быть множество, и вряд ли они повторяются у других профессиональных позиций. У молодых депутатов представительных органов муниципальных образований такая профессиональная функция законодательно не определена. Как справедливо заметила О.А. Андреева, что периодически возникающие сомнения относительно профессиональной подготовки народных представителей в органах публичной власти и их компетенции к ведению публичной деятельности не имеют под собой правовых оснований, так как ни в одном нормативно-правовом акте не выдвигается требование к профессиональной подготовке народных представителей, а на местном уровне - и к их партийной принадлежности <7>.

<7> Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 14.

Права и обязанности депутата определяются в соответствии со ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального образования. В связи с тем, что в 131-ФЗ закреплено, что только 10% депутатов могут работать на постоянной основе, подавляющее большинство молодых депутатов представительных органов муниципальных образований осуществляет свою депутатскую деятельность на непостоянной основе, соответственно, четко определить их профессиональную функцию является затруднительным. Свои обязанности они исполняют по основному месту работы, от которых освобождаются на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий. Остальные депутатские задачи выполняют в свободное время <8>. У депутата представительного органа муниципальных образований два основных направления деятельности: работа с избирателями и работа в представительном органе. Работа с избирателями предполагает рассмотрение жалоб, заявлений, обращений, прием граждан, изучение общественного мнения. Работа в представительном органе предполагает участие в заседаниях Совета народных депутатов, комитета, членом которого депутат является. Депутат вправе выступать с инициативой разработки нормативных правовых актов, направлять запросы по тем или иным вопросам депутатской деятельности. Одновременно с правами встает вопрос об ответственности депутата. С проблемой ответственности неразрывно связан вопрос об отзыве депутата представительного органа муниципального образования. Следуя логике Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основания отзыва депутата представительного органа муниципального образования должны быть указаны в уставах муниципальных образований. Однако в большинстве уставов сельских поселений и муниципальных районов основания отзыва не указываются <9>.

<8> Кеня И.А. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. Брянск: Издательство БФ РАНХиГС, 2013. С. 59.
<9> Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 32.

Наблюдать качество решения задач, стоящих перед молодыми депутатами представительных органов муниципальных образований, можно по-разному в зависимости от содержания этих задач: по результату, по следованию процессу, порядку выполнения задач, по знаниям, которые используются при решении задач, и тому подобному. Несмотря на то что с формально-юридической точки зрения каждый из депутатов, независимо от его профессионально-трудовой связи с представительным органом муниципального образования, в равной мере признается представителем населения и наделен равными властно-управленческими правами. Депутаты, работающие без отрыва от основного вида деятельности, очевидно, не могут выполнять возложенные на них полномочия столь же продуктивно, как и профессиональные депутаты <10>.

<10> Джагарян Н.В. Правовой статус местного депутата как народного представителя // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 3. С. 12.

Молодой депутат представительного органа муниципального образования должен осознавать свои потенциальные возможности, видеть перспективы личностного и профессионального роста, что будет побуждать его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора, а решающим элементом данной ситуации профессионального развития является необходимость планирования и прогнозирования ситуации.

Вопросы связи личностных и профессиональных характеристик рассматривались учеными в разных контекстах: как оптимизация профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности <11> и как парадигма понятия индивидуализации и социализации <12>. Исследования профессионального самосознания показали, что существует связь между успешностью профессионала в любом виде профессиональной деятельности, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень приводит к дальнейшему личностному и профессиональному росту через формирование необходимых компетентностей, что наполняет профессиональную деятельность новым смыслом и содержанием.

<11> Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. С. 89.
<12> Богатырева О.А. Личностные факторы профессиональной самореализации: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2009. URL: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/lichnostnye-faktory-professionalnoj-samorealizacii.html.

Структура компетенции молодого депутата обусловлена спецификой его депутатской деятельности и может быть отражена в трех содержательных блоках компетенций: личностно-деловых, профессиональных и управленческих.

Эффективная деятельность молодых депутатов в большей мере зависит от личностно-деловых качеств. К личностно-деловым качествам относятся системность мышления, способность к обучению, устойчивость к стрессу, коммуникация и влияние, умение работать в команде.

Для группы профессиональных компетенций характерна определенная специфика, которая зависит от социального статуса, возраста, опыта профессионального становления депутата. Следовательно, чем больше профессионального опыта, тем выше степень развития профессиональных компетенций. К профессиональным компетенциям следует также отнести способность к принятию решений в критической ситуации.

Для управленческих компетенций были установлены следующие критерии: умение ставить задачи и управлять их исполнением, умение мотивировать на выполнение задач, обладание стратегическим видением, умение долгосрочного планирования, готовность к стратегическому управлению и рискам.

Развитие профессиональной компетентности происходит непосредственно в процессе осуществления депутатской деятельности под воздействием ее специфики или в ходе специально разработанной технологии развития, максимально приближенной к условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, моделирование развития или, иными словами, моделирование компетенций может быть осуществлено путем моделирования поведения, в том числе и через такую форму, как деловая игра. Эффект моделирования состоит в развитии таких ключевых компетенций, как системное мышление, готовность к стратегическому управлению и рискам, стратегическое видение, креативное мышление и так далее за счет прогнозирования, сценарного планирования собственной деятельности и деятельности организации <13>. Формирование профессиональных компетенций молодых депутатов может осуществляться через обучение в школе молодого депутата. Обучение - одно из ключевых направлений в работе молодого депутата, так как знания и компетенции ими уже получены по основной профессии: врач, инженер, учитель, но знаниям по грамотной организации депутатской деятельности не обучают в современных высших учебных заведениях. Острота данной проблемы связана с отсутствием практики обучения молодых депутатов представительных органов муниципальных образований. Сегодня в субъектах Российской Федерации создаются консультативные и совещательные органы при законодательных (исполнительных) органах власти субъектов РФ - Собрания молодых депутатов. Целесообразно при создании Собрания молодых депутатов создавать и Школу молодого депутата для обучения молодых депутатов представительных органов муниципальных образований.

<13> Башкин Е.Б. Эффективность стратегических ассесмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2010. С. 18.

Формирование профессиональных компетенций молодых депутатов представительных органов муниципальных образований обусловлено желанием молодых депутатов (в возрасте до 35 лет) работать по-новому в изменившихся социально-экономических условиях и оперативно и качественно решать проблемы в своих муниципальных образованиях. Вместе с тем недостаточная база теоретических знаний и отсутствие практического опыта работы у большинства молодых депутатов представительных органов муниципальных образований, особенно на уровне поселений, несформированность муниципальной политики в сфере межмуниципального взаимодействия депутатов тормозят решение задач, стоящих перед реформой местного самоуправления, и не способствуют развитию муниципальных образований в субъектах Российской Федерации. Как выявлено на практике, наиболее успешными управленцами являются те люди, которые имеют опыт работы на муниципальном уровне и прошли курс обучения, направленный на развитие своих профессиональных компетенций.

Молодые депутаты обладают определенным потенциалом для реализации своих проектов и планов, необходимых для социально-экономического развития как своего муниципального образования, так и развития своего региона. Практически у всех отсутствует опыт работы с социальной информацией, нет навыков проведения социологических исследований, не наработан опыт использования в своей деятельности возможностей социальных технологий. Молодому депутату для профессионального осуществления своей депутатской деятельности необходимы навыки законотворческой деятельности и юридической грамотности. В связи с тем, что молодые депутаты представительных органов муниципальных образований - это публичные политики, им нужна практика формирования личного и корпоративного имиджа, коммуникативные навыки, навыки общения с представителями СМИ, умение грамотно выстраивать свое публичное выступление.

Все эти проблемы и призвано решить обучение в Школе молодого депутата, образовательном проекте нового поколения, позволяющем молодым депутатам сформировать себя в рамках данного социального статуса. В конечном итоге обучение в Школе молодого депутата ориентировано на создание команды единомышленников, формирование профессионального и компетентного кадрового резерва.

Основные задачи в обучении молодых депутатов:

Эти задачи возможно реализовать через использование интерактивных форм работы со слушателями школы (диспута, деловой игры, мастер-классов и прочего); проведение социологических исследований, участие в социальном проектировании. Опыт работы Школы молодого депутата, созданной при Собрании молодых депутатов Брянской области, показал, что целесообразно построить занятия по следующим ключевым блокам:

1 блок связан с вопросами социальной политики, включает в себя следующие темы:

2 блок связан с вопросами экономического развития, включает в себя следующие темы:

3 блок связан с вопросами правового регулирования местного самоуправления и статусом депутата представительного органа муниципального образования, включает в себя следующие темы:

4 блок связан с вопросами формирования политического имиджа молодого депутата и включает в себя:

Ожидаемыми результатами обучения молодых депутатов представительных органов муниципальных образований в Школе молодого депутата станет повышение квалификации и общего уровня профессиональной компетенции молодых депутатов, приобретение опыта законотворческой и управленческой деятельности, развитие эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Участники обучения в Школе молодого депутата получают возможность не только получать знания от ведущих ученых в области конституционного и муниципального права, экономики, социологии и политологии, политиков, общественных деятелей, депутатов Государственной Думы и регионального парламента, но и сами смогут инициировать представителей местного сообщества на разработку и реализацию социально значимых проектов и инициатив, получают опыт продуктивного взаимодействия и сотрудничества, повысят уровень профессионализма и компетентности, что в целом будет способствовать более эффективному развитию местного самоуправления в субъекте Российской Федерации и гражданского общества в целом.

В процессе обучения в Школе молодого депутата избранники представительных органов муниципальных образований приобретут навыки эффективного взаимодействия с органами государственной власти, как законодательной, так и исполнительной. Кроме теоретических знаний и практических умений молодые депутаты получают навыки социального проектирования, в чем отражена практическая направленность обучения в Школе молодого депутата и что в целом приведет к развитию общественной активности граждан и местного самоуправления.

Обобщение опыта, полученного в ходе работы Школы молодого депутата, позволит совершенствовать правовое регулирование статуса депутата представительного органа муниципального образования, расширить понятие ответственности депутата муниципального образования перед своими избирателями.

Повышение уровня компетентности молодых депутатов приведет к повышению эффективности работы представительных органов муниципальных образований, будет способствовать развитию местного самоуправления в целом.

Литература

  1. Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 23 июня 2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru/.
  2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. С. 89.
  3. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 14.
  4. Башкин Е.Б. Эффективность стратегических ассесмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2010. С. 18.
  5. Богатырева О.А. Личностные факторы профессиональной самореализации: Дис. ... канд. псих. наук М., 2009. URL: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/lichnostnye-faktory-professionalnoj-samorealizacii.html.
  6. Джагарян Н.В. Правовой статус местного депутата как народного представителя // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 3. С. 12.
  7. Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 32.
  8. Кеня И.А. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. Брянск: Изд-во БФ РАНХиГС. 2013. С. 59.
  9. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Изд-во "НОРМА", 2002. С. 27.
  10. Мирошниченко А.Н. Управление профессиональными компетенциями: конструктор компетенций // Труд и заработная плата. 2013. N 10. С. 18.
  11. Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов // Юридическая психология. 2010. N 3. С. 14 - 18.
  12. Синкина Е.А., Сиротенко Л.Д., Иванов В.А. Формирование профессиональных компетенций для подготовки конкурентоспособных молодых специалистов в условиях современного предприятия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. N 1(3). С. 735 - 738.
  13. Шадриков В.Д. Профессиональные особенности. М.: Университетская книга, 2010. С. 105.
  14. Шевченко О.М. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания // Юридическое образование и наука. 2011. N 2. С. 26 - 30.