Мудрый Юрист

Психологический аспект формирования имиджа исполнительной власти

Шайкова Марина Витальевна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Курского государственного юго-западного университета, кандидат психологических наук.

Статья раскрывает формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования. Автор определяет понятие имиджа муниципального служащего, описаны его составляющие, определены направления формирования позитивного имиджа муниципальной администрации.

Ключевые слова: имидж муниципального служащего, администрация муниципального образования, муниципальное управление.

Psychological aspect of executive authority image formation

M.V. Shaykova

Shaykova Marina V., Assistant Professor of the Department of Criminal Proceedings and Criminalistics of the Southwest State University, Kursk Candidate of Psychological Sciences.

The article reveals the formation of a positive image of the municipal administration. The author defines the concept of the image of the municipal employee and its components are described, the directions form a positive image of the municipal administration.

Key words: image of the municipal employee, the municipal administration, municipal management.

Одним из важнейших условий стабилизации социально-политической и экономической жизни в регионах России является решение проблемы профессиональной компетентности ее политических лидеров, государственных служащих на всех уровнях регионального управления.

Понятие "муниципальная служба" сравнительно новое для нашего законодательства. В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были "государственные служащие местных органов государственной власти". Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 года также не использовал понятие "муниципальная служба". Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования <1>.

<1> Козбаненко В.А. Общее и особенное в правовом статусе государственных и муниципальных служащих // Проблемы местного самоуправления. 2003. N 1. С. 65 - 68.

Не менее важна проблема личностной готовности муниципальных служащих к общественным изменениям, осознание необходимости вступления на путь непрерывного самообразования, развития потенциальных способностей, профессионального мышления. Поэтому в современных условиях проблема формирования позитивного имиджа актуализируется для всех без исключения элементов современного российского общества - от отдельного человека, вне зависимости от рода его деятельности, до органов управления всех уровней власти. Для органов местного самоуправления, в лице муниципальной администрации, задача целенаправленного формирования собственного позитивного имиджа представляется особенно актуальной.

Успешное решение такой задачи позволяет обеспечить муниципальной власти необходимый уровень доверия со стороны населения, поддержку проводимой на территории муниципального образования социально-экономической политики. В то же время на практике целенаправленное формирование собственного имиджа муниципальной администрацией является скорее исключением, нежели правилом. В результате современные исследователи все чаще констатируют отсутствие готовности у местного сообщества к участию в осуществлении местного самоуправления, в том числе вследствие закрепления в сознании негативного восприятия местной бюрократии. В то же время остаются неразработанными вопросы исследования по формированию имиджа муниципальной власти.

В современной научной литературе существует большое количество трактовок понятия "имидж". В самом общем виде его можно определить как сложившийся в массовом сознании, эмоционально окрашенный образ предмета или явления, носящий характер стереотипа. На сегодняшний момент нет однозначного определения имиджа. А.Ю. Панасюк говорит об имидже как о мнении, которое сложилось о каком-то человеке. Г.Г. Почепцев - как об образе, сложившемся в массовом сознании. В.М. Шепель - как о личном обаянии. Е.Б. Перелыгина считает, что имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

В свою очередь, категория "имидж органов местного самоуправления" в современных научных работах встречается не так часто. Е.В. Мартынова определяет его как "образ, создаваемый по заданной схеме, с целью вызвать в массовой аудитории желательное восприятие его объекта и, соответственно, ту или иную активность в поведении населения" <2>. С учетом специфики механизма формирования имиджа муниципалитета данное определение может быть расширено. Поэтому под имиджем муниципальной администрации необходимо понимать обладающий характером стереотипа образ, сложившийся под влиянием местных управленческих традиций, практики личного взаимодействия представителей исполнительно-распорядительного органа власти с гражданами, а также информационной политики, проводимой средствами массовой информации <3>.

<2> Мартынова Е.В. Актуальность технологии формирования имиджа органов местного самоуправления в условиях современных инноваций. URL: http://pr.tsu.ru/articles/124/.
<3> Самохвалова Е.В. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. N 9. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7727.

Мы считаем, что имидж муниципального служащего может быть: внешним, то есть проявляющимся в основном во внешней среде, ориентированным на публику (широкую массу); внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и прочее); позитивным - на его достижение направлена вся PR-деятельность; негативным - формируется в основном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого "черного PR" и антирекламы; естественным - складывающийся стихийно, без специальных PR-акций и рекламы, в результате практической деятельности муниципального служащего; искусственным - создаваемый специально рекламой или PR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности муниципального служащего; когнитивным - дающим "сухую" специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов); эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный отклик). Каждый из этих типов имиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию и методы его формирования, особенности PR и рекламной деятельности <4>. Формирование имиджа идет двумя путями: "стихийным" и "искусственным" (классификация Егоровой Е.В.). "Искусственный" путь подразумевает такое формирование имиджа личности, которое производится опосредованно, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области связей с общественностью или самим человеком (который хочет целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе). "Стихийный" путь подразумевает "бессознательное" формирование имиджа личности "в голове" у воспринимающего субъекта, с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия. Конечный "образ" будет всегда результатом работы второго пути формирования, так как первый путь задает только направление работы, второй наполняет содержанием, образами и красками. При формировании имиджа муниципального служащего все усилия направлены на благожелательное отношение к нему широких слоев населения. В создании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты <5>.

<4> Комаровский В.С. Управление общественными отношениями: Учебник. М., 2003. 400 с.
<5> Михеева В.В. Необходимость развития PR-служб в муниципальных органах власти на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. 2007. N 5. С. 337 - 341.

Однако мы придерживаемся следующей точки зрения, что основными факторами формирования имиджа являются местные средства массовой информации, пресс-службы, прямые контакты муниципальных служащих с населением. Поэтому каждое отдельное взаимодействие ее представителей с населением, другими органами власти, профессиональными и общественными объединениями определяет содержание образа муниципальной администрации в сознании местного сообщества. В связи с этим в работе органа исполнительной власти муниципалитета одинаково важны как профессионализм муниципальных служащих при взаимодействии с представителями местного сообщества, так и профессиональные навыки руководителя администрации при осуществлении контактов с органами государственной власти региона, профессиональными и общественными союзами.

Таким образом, мы считаем, что структура имиджа муниципальной администрации должна состоять из определенных элементов:

<6> Иванов В.В. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. М., 2002. 718 с.

Для имиджа муниципальной администрации большое значение имеет нравственная оценка личности. Безупречный имидж - это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодекса поведения. Имидж вовсе не дает полного строгого аналитического представления о муниципальных служащих, он должен стать отдельной ценностью и использоваться при всяком удобном случае. Имидж - это впечатление, производимое муниципальным служащим.

Конечная цель формирования имиджа местной администрации - это закрепление в сознании жителей муниципалитета, муниципальных служащих, других субъектов взаимодействия положительного образа исполнительной структуры власти. Так, для жителей администрация муниципального образования должна представляться информационно-открытой, социально-ответственной структурой. Для муниципальных служащих достижение цели формирования имиджа муниципальной администрации предполагает переосмысление самого понятия "муниципальная служба" - с "построения карьеры" до "служения народу". Цель формирования имиджа администрации по отношению к предпринимательскому сектору - это закрепление роли исполнительной структуры как равноправного партнера в деловых отношениях. Таким образом, определенные представления об администрации муниципального образования в совокупности должны дать единый, целостный позитивный облик исполнительного органа местного самоуправления.

Муниципальный служащий сегодня является представителем местной власти, поэтому его имидж, умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение оказывают большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к местным структурам в целом.

Для того чтобы сформировать позитивный имидж муниципальной администрации, необходимо решить определенные задачи, предполагающие целенаправленное формирование положительного восприятия местной власти в сознании жителей. Такими задачами, на наш взгляд, следует считать:

<7> Самохвалова Е.В. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. N 9. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7727.

Муниципальная (государственная) служба, несмотря на ее определенное сближение с рыночными методами, была и остается профессией особой, не похожей ни на какую другую. В идеале ее цель - не личное или групповое обогащение или иные формы индивидуального преуспевания, а служение общественным интересам, что предполагает максимально возможное содействие отдельным гражданам и их объединениям в реализации их законных прав и свобод, но в контексте более широких общественных интересов. Для полноценного выполнения такой работы нужен определенный личностный тип или, говоря "высоким" стилем, муниципальная (государственная) служба - это призвание. Но чтобы обеспечить хотя бы относительное соответствие идеала реальности, нужно многое: моральные ценности муниципальных служащих - честность, ответственность, подчинение закону, компетентность, справедливость, беспристрастность, политическая нейтральность, "социальная чувствительность", эффективность. К числу новых ценностей мы причисляем склонность к нововведениям, способность к "командной" работе и качество исполнения служебных обязанностей <8>.

<8> Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д, 2006. 384 с.

Поэтому мы считаем, что формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования - это актуальная задача, на решение которой должен быть направлен целый комплекс последовательных мер. В основе формирования позитивного имиджа должны лежать определенные принципы, среди которых мы отмечаем принцип повторения, принцип непрерывного усиления воздействия, принцип "двойного вызова" <9>.

<9> Самохвалова Е.В. Указ. соч. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7727.

Принцип повторения предполагает учет в деятельности по формированию позитивного имиджа администрации свойств человеческой памяти - запоминается только та информация, которая неоднократно дублируется. Кроме того, следует учитывать фактор времени - чтобы информация из декларируемой извне переросла во внутреннее убеждение человека, необходимо определенное количество времени.

Еще одним немаловажным принципом является принцип непрерывного усиления воздействия, предполагающий последовательное, дозированное наращивание аргументированного и эмоционального посыла к местному сообществу. Особое значение он приобретает на начальной стадии целенаправленного формирования имиджа местной администрации.

Принцип "двойного вызова", наряду с вышеперечисленными, учитывает особенности психологического восприятия личности. В соответствии с данным принципом информационное воздействие должно быть направлено не только на сознательный уровень восприятия, но и на уровень подсознания <10>. Учет данных принципов в работе по целенаправленному формированию позитивного имиджа будет способствовать повышению эффективности данной деятельности.

<10> Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002. 270 с.

Отдельные авторы, в том числе В.А. Лобанова, отмечают необходимость структурных преобразований в муниципальной администрации, направленных на проведение регулярной целенаправленной работы по формированию имиджа органа исполнительной власти муниципалитета.

Мы придерживаемся следующей точки зрения, что в настоящее время формирование привлекательного (положительного) имиджа муниципального служащего относится к важнейшему фактору его политического (карьерного) успеха. При создании (формировании) и изменении имиджа муниципального служащего необходимо: подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики; избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера.

На сегодняшний день накоплен огромный опыт, как зарубежный, так и отечественный, по созданию различных кодексов (этических, поведенческих, профессиональных и кодексов чести) для государственных служащих. При следовании указанным в них правилам можно создать положительный имидж муниципального служащего (избежать негативного образа). Регулирование поведения муниципальных служащих осуществляется с помощью Федеральных законов "О муниципальной службе" в РФ, Европейской хартии о местном самоуправлении, должностных инструкций.

Основываясь на результатах научных исследований, а также опираясь на зарубежный и отечественный опыт, мы считаем, что муниципальный служащий - это индивидуальная личность, которая непосредственно отличается от других своим характером, поведением и соответственно образом (имиджем).

Таким образом, для муниципальной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. Он фиксирует степень соответствия действий местных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Поэтому имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам местной власти, муниципальным служащим, в частности. Формирование позитивного имиджа муниципальных служащих является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института в силу того, что сложившийся в общественном и групповом сознании имидж муниципального служащего способен затормозить или ускорить реализацию планов и программ по развитию муниципального образования.

Литература

  1. Иванов В.В. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2002. 718 с.
  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 384 с.
  3. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002. 270 с.
  4. Козбаненко В.А. Общее и особенное в правовом статусе государственных и муниципальных служащих // Проблемы местного самоуправления. 2003. N 1. С. 65 - 68.
  5. Комаровский В.С. Управление общественными отношениями: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2003. 400 с.
  6. Мартынова Е.В. Актуальность технологии формирования имиджа органов местного самоуправления в условиях современных инноваций. URL: http://pr.tsu.ru/articles/124/.
  7. Михеева В.В. Необходимость развития PR-служб в муниципальных органах власти на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. 2007. N 5. С. 337 - 341.
  8. Самохвалова Е.В. Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. N 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7727.
  9. Гурьянов Ю.Н., Рыжкова С.Ю. Гендерные различия социальных представлений российской молодежи об имидже сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. 2015. N 1. С. 9 - 12.
  10. Шайкова М.В. Психологическое консультирование руководителей правоохранительных органов при затруднениях в профессиональном росте личности // Юридическая психология. 2009. N 4. С. 19 - 22.