Мудрый Юрист

Первые дела с участием Российской Федерации в ВТО

Попов Евгений Васильевич, доцент Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Истец: Европейский союз (дело N WT/DS462/1)

Ответчик: Российская Федерация

Обращение получено: 9 июля 2013 года

Дело N WT/DS462/1. URL: http://www.wto.

org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds462_e.htm

Российская Федерация - утилизационный сбор на колесные транспортные средства

Запрос ЕС о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Европейского союза к делегации Российской Федерации и председателю Органа регулирования споров от 9 июля 2013 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

В соответствии со ст. 1 и 4 Правил и процедур договоренности о разрешении споров, ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и ст. 8 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (далее - ТРИМС), в связи с мерами, предпринятыми Россией по так называемому утилизационному сбору в отношении колесных транспортных средств, введенному в РФ, Европейский союз требует проведения консультаций с Правительством Российской Федерации в отношении утилизационного сбора на колесные транспортные средства. Предпринятые РФ меры негативно влияют на экспорт автомобилей из Европейского союза в Россию.

Стоимость импортируемых в Россию автомобилей включает утилизационный сбор, в то время как автомобили, произведенные в России, не облагаются этим сбором при соблюдении некоторых условий. Этим сбором не облагаются также автомобили, импортируемые из некоторых стран, таких как Беларусь и Казахстан. На автомобили, импортируемые из Европейского союза, такое исключение не распространяется. Таким образом, импортируемые в Россию из ЕС автомобили оказываются в менее выгодных условиях по сравнению с произведенными в России или импортируемыми из Беларуси и Казахстана автомобилями.

Более того, сама структура утилизационного сбора предлагает своего рода "защиту" отечественной продукции. Утилизационный сбор отличается для разных категорий автомобилей. Также вводится определение "новых" автомобилей и автомобилей, "выпущенных более трех лет назад", - для последних размер утилизационного сбора значительно выше. Такая структура утилизационного сбора оказывает неблагоприятное воздействие на рынок сбыта импортных автомобилей по сравнению с рынком сбыта схожих автомобилей, выпущенных в РФ.

Введение подобных мер, помимо прочего, в Российской Федерации обеспечивается законодательством (см. ниже), а также путем внесения разного рода изменений, поправок и дополнений в действующие законы, включая любые законодательные акты и постановления Правительства РФ, которые изменяют, дополняют или расширяют введенные меры:

Предложенные меры противоречат обязательствам РФ в рамках упомянутых соглашений, в частности:

Европейский союз сохраняет за собой право в ходе консультаций принимать дополнительные меры и предъявлять претензии в соответствии с положениями затронутых соглашений в части, касающейся нижеперечисленных вопросов.

Европейский союз ожидает от России ответа на этот запрос, он готов согласовать с Россией взаимоприемлемые даты для проведения консультаций в Женеве.

На совещании 25 ноября 2013 года Орган по урегулированию споров ВТО утвердил создание рабочей группы. Китай, Индия, Япония, Корея, Норвегия, Турция, Украина и Соединенные Штаты сохранили права третьих лиц (сторон). Как следствие, Бразилия также сохранила право третьего лица (стороны).

На 25 ноября 2013 года члены рабочей группы еще не были назначены.

Истец: Япония (дело N DS463/1)

Ответчик: Российская Федерация

Обращение получено: 24 июля 2013 года

Дело N DS463/1. URL: http://www.wto.org/

english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds463_e.htm

Российская Федерация - утилизационный сбор на колесные транспортные средства

Запрос Японии о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Японии к делегации Российской Федерации и председателю Органа регулирования споров от 24 июля 2013 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

В соответствии со ст. 1 и 4 Правил и процедур договоренности о разрешении споров, ст. XXII:1 Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994), ст. 8 Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (далее - ТРИМС), и ст. 14 Соглашения по техническим барьерам в торговле (далее - ТБТ/ВТО) в связи с мерами, предпринятыми Россией по так называемому утилизационному сбору в отношении колесных транспортных средств, Япония требует проведения консультаций с Правительством Российской Федерации в отношении введенного утилизационного сбора на колесные транспортные средства.

Утилизационный сбор взимается с каждого автомобиля, импортированного в Россию или произведенного/собранного в РФ. Автомобили, произведенные компаниями, которые гарантируют обеспечение безопасной утилизации, не облагаются утилизационным сбором. Однако освобождение от уплаты сбора предоставляется только тем компаниям-производителям, которые являются юридическими лицами, зарегистрированными в России, или которые производят свою продукцию по определенным производственным стандартам на территориях России, Беларуси и Казахстана. Таким образом, предпринятые РФ меры в отношении введенного утилизационного сбора носят дискриминационный характер в отношении импортируемых колесных транспортных средств. Более того, эти меры благоприятны для рынка запасных частей и компонентов, произведенных в России, Беларуси и Казахстане по сравнению с той же продукцией, произведенной и импортированной из других стран - членов ВТО, включая Японию.

Кроме вышесказанного предпринятые меры носят инвестиционный характер, так как они поддерживают и стимулируют развитие отечественного производства, потому что отечественная продукция освобождается от уплаты утилизационного сбора на колесные транспортные средства.

В соответствии с предпринятыми Россией мерами от уплаты утилизационного сбора освобождаются также колесные транспортные средства, произведенные в Беларуси и Казахстане, при соблюдении последними определенных условий. Освобождение от уплаты сбора предоставляется только импортированным из Беларуси и Казахстана автомобилям, но не предоставляется немедленно и безоговорочно автомобилям, импортируемым из других стран, включая Японию.

Более того, размер утилизационного сбора резко отличается для разных категорий автомобилей и зависит от того, "новый" это автомобиль или автомобиль, "выпущенный более 3 лет назад", что опять-таки оказывает неблагоприятное воздействие на рынок сбыта импортных автомобилей по сравнению с рынком сбыта схожих автомобилей, выпущенных в РФ.

Введение подобных мер, помимо прочего, в Российской Федерации обеспечивается законодательством (см. ниже), а также путем внесения разного рода изменений, поправок и дополнений в действующие законы, включая любые законодательные акты и постановления Правительства РФ, которые изменяют, дополняют или расширяют введенные меры:

Предложенные меры противоречат обязательствам РФ в рамках упомянутых соглашений, в частности:

Япония сохраняет за собой право в ходе консультаций рассмотреть возможность принятия дополнительных мер и предъявления претензий в соответствии с положениями затронутых соглашений в части, касающейся вышеперечисленных вопросов.

Япония ожидает получения ответа России на данный запрос и выражает свою готовность согласовать с Россией взаимоприемлемые даты для проведения консультаций.

26 июля 2013 года Турция и Соединенные Штаты обратились с просьбой о проведении совместных консультаций. 29 июля 2013 года Европейский союз и Украина выразили желание принять участие в этих консультациях. 31 июля 2013 года с такой же просьбой о принятии участия в консультациях обратился и Китай. Российская Федерация уведомила Орган по урегулированию споров ВТО о получении вышеуказанных запросов от Китая, Европейского союза, Турции, Украины и Соединенных Штатов на участие в консультациях.

Истец: Российская Федерация

Ответчик: Европейский союз (дело N WT/DS474/1)

Обращение получено: 9 января 2014 года

Дело N WT/DS474/1. URL: https://www.wto.org/

english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds474_e.htm;

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/

FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueldList=

121670&CuirentCatalogueldIndex=0&FullTextSearch=

Европейский союз - методы корректировки стоимости и некоторые антидемпинговые меры, применяемые ЕС в отношении ряда товаров, импортируемых из России

Запрос РФ о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Российской Федерации к делегации Европейского союза и председателю Органа регулирования споров от 21 мая 2014 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

Россия обратилась за консультациями к ЕС по вопросу методики "корректировки стоимости", используемой Европейским союзом для расчета демпинговой маржи при проведении антидемпинговых расследований и составлении обзоров в отношении российских товаров, которая включает: (a) отказ от использования информации от производителей и экспортеров страны-производителя по стоимости и цене, включая данные по энергетическим затратам как части производственных издержек; (b) отказ от использования цен реализации схожей продукции в стране-производителе в "определенных рыночных условиях"; (c) влияние отказа от использования данных по стоимости и цене при определении размера демпинговой маржи и материального ущерба вследствие демпингового импорта, а также введение антидемпинговых пошлин; (d) использование антидемпинговых пошлин в качестве конкретной меры против государственных субсидий.

Россия утверждает, что вышеперечисленные меры противоречат:

14 января 2014 года Китай направил официальный запрос на участие в этих консультациях. 16 января 2014 года то же самое сделала Индонезия. 4 июня 2014 года Россия обратилась с просьбой о назначении комиссии экспертов. На своем заседании 18 июня 2014 года Орган регулирования споров ВТО отложил принятие решения о создании комиссии экспертов ВТО.

Решения комиссии экспертов и апелляционного органа.

На совещании 22 июля 2014 года Орган регулирования споров ВТО сформировал комиссию экспертов. За Аргентиной, Австралией, Канадой, Китаем, Индонезией, Норвегией, Турцией, Украиной и США сохранилось право третьих сторон. Позднее право третьих сторон сохранили за собой Бразилия, Мексика и Саудовская Аравия.

На совещании 22 июля 2014 года Орган по урегулированию споров ВТО принял решение о создании рабочей группы. Права третьих лиц сохранили за собой Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Индонезия, Норвегия, Турция, Украина и Соединенные Штаты, так же как и Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и Вьетнам вследствие этого.

Истец: Европейский союз (дело N WT/DS475/1)

Ответчик: Российская Федерация

Обращение получено: 14 апреля 2014 года

Дело N WT/DS475/1. URL: http://www.wto.org/

english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm

Российская Федерация - меры по запрету импорта живых свиней, свинины и других продуктов свиноводства из Европейского союза

Запрос ЕС о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Европейского союза к делегации Российской Федерации и председателю Органа регулирования споров от 8 апреля 2014 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

Запрос на консультацию оформлен в соответствии со ст. 1 и 4 ДРС, ст. XXIII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и ст. 11 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение СФС) в отношении ограничений, предпринятых Россией по запрету импорта живых свиней и их генетического материала, а также свинины и продукции из нее из Европейского союза (далее - ЕС) в связи с угрозой африканской чумы свиней (далее - АЧС).

Справка.

После двух случаев заболевания диких кабанов африканской чумой в юго-восточной части Литвы 24 января 2014 года Россия запретила поставки свинины из всех стран ЕС в рамках ВТО - с 27 января 2014 г. 17 и 19 февраля 2014 г. у диких кабанов в восточной части Польши были обнаружены еще два случая заболевания африканской чумой.

(АЧС не поддается лечению и вакцинопрофилактике, остановить распространение вируса можно только жесткими карантинными мерами. В РФ вирус распространяется с 2007 года. Считается, что он был занесен дикими кабанами на территорию Северного Кавказа из Грузии. За эти годы в РФ уничтожены сотни тысяч свиней.)

После вспышек АЧС на территории ЕС Европа незамедлительно ввела ограничительные меры, в дополнение к ранее принятым мерам в Польше и Литве, в отношении предотвращения распространения АЧС из пострадавших регионов. Эти меры были предприняты ЕС в соответствии с законодательством ЕС и международными стандартами Всемирной организации охраны здоровья животных (далее - ВООЗЖ). Россия была проинформирована о введенных мерах, а представители РФ приняли участие в работе экспертных групп.

Российские компетентные органы предприняли попытку оправдать введенный запрет на ввоз свинины со всей территории ЕС, в частности, основываясь на предположении о том, что действующая формулировка ветеринарных экспортных сертификатов на поставляемую свиную продукцию из ЕС в Россию более не позволяет корректно сертифицировать экспортную продукцию из регионов ЕС, не зараженных АЧС стран ЕС. ЕС незамедлительно предоставил всю необходимую информацию по запросу РФ. Более того, в период с февраля по март 2014 г. были проведены рабочие встречи руководства ЕС и РФ, на которых ЕС объяснил свою позицию и предоставил разъяснения. Однако, несмотря на это, Россия отказалась признать шаги, предпринятые Европой в отношении регионализации заболевания, т.е. разделения территории ЕС в зависимости от угрозы распространения АЧС, и сохранила в силе предпринятые ранее меры по запрету ввоза необработанной свинины из незараженных регионов ЕС.

8 января 2014 г. Украина объявила о случаях вспышки АЧС у диких кабанов в Луганской области, недалеко от границы с Россией. Россия ограничила ввоз свинины только из этого региона в соответствии с Постановлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 января 2014 г.

Более того, РФ согласилась снять ряд ограничений с Беларуси, несмотря на тот факт, что с июня 2013 г. там были зафиксированы случаи АЧС.

Российские власти 7 апреля 2014 г. объявили о продлении временных запретительных мер на поставку обработанных продуктов, содержащих свинину, за исключением прошедших тепловую обработку кормов для кошек и собак из Польши и Литвы.

Все вышесказанное указывает на то, что предпринятые Россией запретные меры на импорт свинины из ЕС не соответствуют обязательствам РФ в рамках Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам (ст. 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 6.1, 6.2, 6.3, а также ст. 8 и приложение C.1 (a) - (c) и т.д.) и ГАТТ 1994. В рамках ГАТТ 1994 действия РФ не соответствуют положениям статьи I:1 - применение режима наиболее благоприятствуемой стране, статьи III:4 - национальный режим в соответствии с внутренним законодательством, статьи XI:1 - отмена количественных ограничений.

Введенные Россией меры запрещают допуск на внутренний рынок живых свиней, свежей свинины и других продуктов свиноводства, произведенных в ЕС и на территориях стран - членов ЕС, и ущемляют, прямо или косвенно, возможную выгоду или аннулируют ее для стран - членов ЕС.

Европейский союз сохраняет за собой право в ходе консультаций рассмотреть возможность принятия дополнительных мер и предъявления претензий в соответствии с положениями затронутых соглашений в части, касающейся вышеперечисленных вопросов.

Европейский союз ожидает получения ответа России на данный запрос и выражает свою готовность рассмотреть взаимоприемлемые дату и место проведения консультаций.

На совещании 22 июля 2014 года Органом по урегулированию споров ВТО была создана рабочая группа. Австралия, Китай, Индия, Япония, Корея, Норвегия, Тайпей (КНР) и Соединенные Штаты сохранили права третьих лиц, как и Бразилия и Южная Африка. 13 октября 2014 года ЕС обратился к генеральному директору ВТО с просьбой о создании рабочей группы, которая была сформирована 23 октября 2014 года.

30 октября 2014 года ушел в отставку один из членов рабочей группы. А 3 ноября 2014 года ЕС снова обратился к генеральному директору с просьбой о назначении нового члена рабочей группы. Новый член рабочей группы был назначен 6 ноября 2014 года. 26 ноября 2014 года ушел в отставку один из членов рабочей группы. А 28 ноября 2014 года ЕС снова обратился к генеральному директору с просьбой о назначении нового члена рабочей группы. Новый член рабочей группы был назначен 4 декабря 2014 года.

22 апреля 2015 года председатель рабочей группы проинформировал Орган по урегулированию споров ВТО о том, что окончательный отчет по делу будет подготовлен рабочей группой к февралю 2016 года в соответствии с графиком, принятым после проведения консультаций со сторонами процесса. 7 января 2016 года председатель рабочей группы вновь обратился к Органу по урегулированию споров ВТО и проинформировал об изменениях в графике работ, указав на сложность рассматриваемого спора. Новая дата готовности окончательного отчета и представления его сторонам - начало апреля 2016 года.

Истец: Российская Федерация (дело N DS476/1)

Ответчик: Европейский союз

Обращение получено: 8 мая 2014 года

Дело N DS476/1:

URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/

FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(%20@Symbol=%20

(wt/ds476/1%20))&Language=ENGLISH&Context=

FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#

Европейский союз и государства - члены Евросоюза - конкретные меры в энергетическом секторе экономики

Россия направила иск о начале процедуры судебного разбирательства в связи с применением ЕС мер в рамках Третьего энергетического пакета.

Ниже приведено обращение делегации Российской Федерации к делегации Европейского союза и государствам - членам ЕС и председателю Органа регулирования споров от 30 апреля 2014 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

Россия обращается за консультациями с ЕС в соответствии со ст. 1 и 4 ДРС, ст. XXIII Генерального соглашения о торговле услугами (далее - ГАТС), ст. XXIII ГАТТ 1994, ст. 4.1, 7.1 и 30 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и ст. 8 Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах касательно некоторых ограничений и требований ЕС и государств - членов ЕС (включая Хорватию, Венгрию и Литву) в рамках так называемого Третьего энергетического пакета (далее - Третий энергетический пакет). Он предполагает разделение вертикально интегрированных компаний в топливно-энергетическом секторе, занимающихся производством, сбытом и поставками природного газа и электроэнергии в ЕС, и выдвигают дискриминационные требования к сертификации компаний-операторов своих стран и требования в отношении предоставления доступа операторами передающих сетей к передающим мощностям электрических и газовых сетей.

По мнению Российской Федерации, положения Третьего энергетического пакета несовместимы с рядом обязательств ЕС и его государств-членов в рамках Соглашения ВТО. В частности, нижеперечисленные меры, по мнению Российской Федерации, являются нарушением конкретных обязательств.

Одни и те же компании не могут быть производителями или поставщиками газа/электроэнергии и осуществлять их транспортировку/передачу. Эти же компании не вправе, прямо или косвенно, одновременно контролировать предприятия, занимающиеся производством и поставками и, прямо или косвенно, передачей электроэнергии по сетям или транспортировкой газа по трубопроводам. Этот запрет применим, даже если иностранная компания, занятая в производстве газа внутри страны, имеет намерение получить контроль над транспортной системой или ее оператором. Требования Третьего энергетического пакета неприменимы для ряда трубопроводных сетей, так как "передача" газа означает "транспортировку природного газа по сети, которая в основном состоит из трубопроводов высокого давления... с целью доставки газа клиенту".

Предполагается, что этот запрет должен достигаться путем осуществления любого из трех режимов разделения: разделение прав собственности, определение независимого системного оператора или независимого оператора магистральной сети. Эти режимы отличаются степенью ограничения. Таким образом, на территории ЕС применяются разные режимы. Третий энергетический пакет также предусматривает возможность применения различных режимов разделения в зависимости от времени получения контроля над газотранспортной системой или системой электропередачи в ЕС.

Кроме этого, законодательство ЕС предусматривает ряд исключений и отступлений от вышеперечисленных запретов. В частности, предусматриваются исключения в отношении определенных типов инфраструктуры. Например, крупномасштабные инфраструктурные объекты по усмотрению ЕС полностью или частично освобождаются от требования режима разделения. Решения о предоставлении исключений принимаются для каждого отдельного случая.

Режим разделения не применяется в случае развивающихся и изолированных рынков, а также для небольших газодобывающих предприятий.

Во всех случаях наиболее строгое требование разделения - разделение прав собственности - не применяется к компаниям, осуществляющим транспортировку природного газа через местные или региональные трубопроводные сети с целью его доставки клиентам.

При сертификации владельцев систем электропередачи или трубопроводов или компаний-операторов передающих сетей дополнительные требования предъявляются в том случае, если они находятся под контролем иностранных компаний. Таким компаниям-операторам может быть отказано в сертификации, если они не сумели доказать отсутствие угрозы для энергетической безопасности ЕС. Этого не требуется, если трубопровод находится под контролем компании ЕС.

Третий энергетический пакет предполагает, в частности, что владельцы или операторы передающих сетей предлагают свои услуги на недискриминационной основе для всех пользователей сети, на основе регулируемых тарифов. Кроме этого, они предоставляют постоянный и бесперебойный доступ третьим сторонам к своим сетям. Однако в отношении этих и других требований, регулирующих доступ к системам передачи и распределения, Третий энергетический пакет предусматривает исключения и отступления, включая исключения и отступления, схожие с предусмотренными исключениями в рамках режима разделения.

Третий энергетический пакет применяется одинаково в отношении как производителей и поставщиков электроэнергии, так и ее транспортировки/передачи. Последствия от его применения одинаковы для обоих секторов.

Требования Третьего энергетического пакета, касающиеся доступа третьих сторон, снижают объемы транспортных мощностей для импортеров и препятствуют осуществлению заключенных долгосрочных контрактов на газовые поставки. В то же время имеются исключения и отступления от правил для доступа третьих сторон в рамках Третьего энергетического пакета. Они предоставляются некоторым инфраструктурным объектам, что делает транспортируемый газ более привлекательным по сравнению с транспортируемым газом по трубопроводам, которые подпадают под действие требований доступа третьих сторон.

Импортируемый газ также подвергается ряду дополнительных требований, затрагивающих внутренние продажи, предложения для продажи, покупку, транспортировку, распределение или использование на территории ЕС. Однако эти требования не распространяются на газ, произведенный на внутреннем рынке, включая биогаз. Кроме того, для биогаза, произведенного на внутреннем рынке, предоставляются дополнительные привилегии, которые приводят, как и предполагалось, к замещению импортного газа.

Инструменты, через которые ЕС и его государства-члены поддерживают указанные выше меры, включают, но не ограничиваются:

Действия ЕС и стран - членов ЕС, таким образом, находятся в разногласии со взятыми ЕС на себя обязательствами в рамках ст. II, VI, XVI и XVII ГАТС, ст. I, III, X и XI ГАТТ 1994, ст. 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, ст. 2 Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах и ст. XVI:4 Соглашения о создании ВТО.

Россия сохраняет за собой право в ходе консультаций рассмотреть возможность принятия дополнительных мер и предъявления претензий в соответствии с положениями затронутых соглашений в части, касающейся вышеперечисленных вопросов.

Россия ожидает ответ от ЕС на данный запрос и выражает свою готовность согласовать взаимоприемлемые даты для проведения консультаций.

На совещании 20 июля 2015 года Орган по урегулированию споров ВТО принял решение о создании рабочей группы. Бразилия, Китай, Индия, Япония, Украина и Соединенные Штаты сохранили за собой права третьих лиц так же, как и Колумбия, Корея и Саудовская Аравия.

22 февраля 2016 года Российская Федерация обратилась к генеральному директору ВТО с просьбой о создании рабочей группы, решение о создании которой было принято 7 марта 2016 года.

Истец: Европейский союз (дело N WT/DS479/1)

Ответчик: Российская Федерация

Обращение получено: 21 мая 2014 года

Дело N WT/DS5485/1:

Российская Федерация - антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) из Германии и Италии

Запрос ЕС о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Европейского союза к делегации Российской Федерации и председателю Органа регулирования споров от 21 мая 2014 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

В соответствии со ст. 1 и 4 ДРС, ст. XXIII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и ст. 17.2 и 17.3 Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 (далее - Соглашение АД) в отношении введенных РФ антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили из Германии и Италии, в соответствии с Постановлением 113 от 14 мая 2013 года Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕАЕС), Европейский союз требует проведения консультаций с Правительством Российской Федерации в отношении введенных антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили из Германии и Италии.

Введенные РФ меры противоречат взятым Россией на себя обязательствам по нижеперечисленным положениям ГАТТ 1994 и Соглашению АД, а именно:

  1. Статьям 2.2, 2.3, 2.4, 6.8, 6.10, 9.2, 9.3 и приложению II к Соглашению АД, потому что Россия не определила показатели обычной стоимости, экспортной цены и демпинговой маржи для каждого экспортера в соответствии с принятыми обязательствами и на основании всей имеющейся информации, а также не провела четкого сравнения между обычной стоимостью и экспортной ценой.
  2. Статьям 3.1, 3.2, 3.4 и 3.5 Соглашению АД, потому что установление материального ущерба не основано на прямых доказательствах, а объективный анализ внутреннего рынка не был проведен, так же как и не были изучены вопросы объемов демпингового импорта и его влияние на цены на схожую продукцию на внутреннем рынке и последствия влияния импорта на внутренних производителей на весь период антидемпингового расследования.
  3. Статьям 3.1 и 3.2 Соглашения АД, потому что на весь период антидемпингового расследования и на основании объективного изучения прямых доказательств Россия не изучила вопрос о возможном значительном росте демпингового импорта и не продемонстрировала тот факт, что цель так называемого демпингового импорта заключалась в значительном понижении стоимости отечественной продукции или предотвращении роста стоимости отечественных товаров, который в иной ситуации был бы высоким.
  4. Статьям 3.1 и 3.4 Соглашения АД, потому что определение материального ущерба Россией не основывалось на прямых доказательствах и не предусматривало проведения объективного расследования в отношении последствий влияния (демпингового) импорта на отечественных производителей схожих товаров.
  5. Статьям 3.1 и 3.5 Соглашения АД, потому что Россия не провела на основе прямых доказательств объективного исследования причинно-следственной связи между импортом и предполагаемым ущербом отечественной промышленности. Россия не провела объективного исследования на основе прямых доказательств факторов, помимо импорта, которые могли нанести материальный ущерб отечественной промышленности, и, как следствие, некорректно объявила импорт причиной понесенного материального ущерба.
  6. Статье 4.1 Соглашения АД, потому что Россия дала неправильное определение отечественной промышленности.
  7. Статьям 6.2 и 6.4 Соглашения АД, потому что в ходе расследования Россия не предоставила всем заинтересованным сторонам возможности отстаивать свои интересы и не раскрыла всем заинтересованным сторонам информацию, необходимую им для представления своих позиций по вопросам демпинга и определения материального ущерба.
  8. Статье 6.5 Соглашения АД, потому что Россия безосновательно использовала информацию, предоставленную отечественными производителями, как конфиденциальную.
  9. Статье 6.5.1 Соглашения АД, потому что не потребовала от отечественных производителей представить краткие справки открытого характера, которые содержали бы достаточную необходимую информацию для понимания сути конфиденциальной информацию, не раскрываемой РФ.
  10. Статье 6.9 Соглашения АД, потому что Россия не проинформировала заинтересованные стороны о важных фактах по ходу расследования, лежащих в основе решений по демпингу и по расчету демпинговой маржи и материальному ущербу.
  11. Статьям 12.2 и 12.2.2 Соглашения АД, потому что Россия не предоставила достаточно подробных доказательств и заключений по всем вопросам, которые привели к окончательным выводам.
  12. Антидемпинговые пошлины на легкие коммерческие автомобили (LCV) из Германии и Италии не соответствуют ст. 1 и 18.4 Соглашения АД и ст. VI ГАТТ 1994.

Таким образом, предпринятые Россией меры сводят на нет или уменьшают возможную выгоду для ЕС, прямо или косвенно, в рамках упомянутых соглашений. Европейский союз требует от России следования обязательствам ВТО и скорейшего исправления ситуации.

Европейский союз сохраняет за собой право в ходе консультаций рассмотреть возможность принятия дополнительных мер и предъявления претензий в соответствии с положениями затронутых соглашений в части, касающейся вышеперечисленных вопросов.

Европейский союз ожидает получения ответа России на данный запрос и выражает свою готовность рассмотреть взаимоприемлемые дату и место проведения консультаций.

На совещании 20 октября 2014 года Органом по урегулированию споров ВТО была создана рабочая группа. Права третьих лиц за собой сохранили Китай, Индия, Япония, Корея и Соединенные Штаты, а также вследствие этого Бразилия, Турция и Украина.

8 декабря 2014 года ЕС обратился к генеральному директору с просьбой о создании рабочей группы, которая была сформирована 18 декабря 2014 года.

11 июня 2015 года председатель рабочей группы проинформировал Апелляционный орган ВТО о задержках в работе рабочей группы, связанных с отсутствием квалифицированных юристов в штате секретариата. Председатель рабочей группы также сообщил о том, что окончательный отчет по делу не будет выпущен до конца 2016 года.

1 декабря 2015 года председатель рабочей группы и один член рабочей группы подали в отставку, а 11 декабря 2015 года генеральный директор назначил нового председателя и нового члена рабочей группы.

Истец: Европейский союз (дело N WT/DS485/1)

Ответчик: Российская Федерация

Обращение получено: 4 ноября 2014 года

Дело N WT/DS485/1. URL: https://docs.wto.org/

dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?

language=E&CatalogueldList=128341&

CurrentCatalogueldIndex=0&FullTextSearch=#

Российская Федерация - таможенный режим для отдельных сельскохозяйственных и промышленных товаров

Запрос ЕС о проведении консультаций.

Ниже приведено обращение делегации Европейского союза к делегации Российской Федерации и председателю Органа регулирования споров от 31 октября 2014 года. Данное обращение направлено в соответствии со ст. 4.4 Договоренности о разрешении споров (далее - ДРС).

В соответствии со ст. 1 и 4 Договоренностей о правилах и процедурах разрешения споров, ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и ст. 19 Соглашения о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 Европейский союз требует проведения консультаций с Правительством Российской Федерации в отношении таможенного режима, применяемого Россией для отдельных товаров.

На ряд товаров Россия устанавливает импортные пошлины, не соответствующие ее Перечню уступок и обязательств по товарам, прилагаемому к ГАТТ 1994 (далее - Перечень).

В частности, для бумаги и картона применяемые ставки адвалорной пошлины (взимаемой в зависимости от стоимости товара) превышают адвалорные связанные ставки таможенного тарифа. В качестве примера - для пяти тарифных позиций (4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0, 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) применяемая пошлина в 15% или 10% явно превышает связанную ставку таможенного тарифа, установленную в размере 5%.

Кроме того, в отношении отдельных товаров, происходящих из Европейского союза, власти России не основывают свою оценку для таможенных целей на фактической стоимости импортируемых товаров, по которой определяется пошлина.

Россия применяет эти меры в числе прочего через следующие правовые инструменты: Единый таможенный тариф Таможенного союза, решение N 9 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 года, решение N 77 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 года, решение N 52 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 года.

В отношении указанных выше мер настоящий запрос также охватывает любые дополнения, замены, расширения, мероприятия по реализации либо иные относящиеся к ним действия, принятые органами Евразийской экономической комиссии и/или законодательными или исполнительными органами Российской Федерации.