Мудрый Юрист

Зона свободной торговли как одна из форм торгово-экономической интеграции государств

Орлов Игорь Владимирович, заместитель декана юридического факультета по научной работе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассмотрены формы торгово-экономической интеграции государств, особое внимание уделено такой форме интеграции, как зона свободной торговли. Аргументировано предположение о существовании различных зон свободной торговли: паритетных (равноправных) и односторонних (неравноправных), определены их индивидуальные черты и особенности. Предложены и обоснованы необходимые и достаточные критерии образования и функционирования зоны свободной торговли.

Ключевые слова: торгово-экономическая интеграция государств, зона свободной торговли, таможенная территория, критерии образования и функционирования зоны свободной торговли.

Zone of Free Trade as One of Forms of Trade Economic Integration of States

I.V. Orlov

Orlov Igor V., Deputy Dean for Scientific Work of the Law Faculty of the Orel State University named after I.S. Turgenev, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Different forms of trade and economic integration of countries are examined in the article, special attention is paid to such form of integration as free trade zone. The article justifies the as-sumption that there are various free trade zones: parity (equal) and unilateral (unequal), their individual features and characteristics are also determined. The necessary and sufficient criteria for the formation and functioning of a free trade zone are proposed and substantiated.

Key words: trade and economic integration of countries, free trade zone, customs area, the criteria for the formation and functioning of a free trade zone.

Интеграция государств (международная экономическая интеграция, торгово-экономическая интеграция) представляет собой процесс объединения экономик государств, направленный на отмену таможенно-тарифных ограничений во взаимной торговле, что в конечном итоге приводит к унификации (образованию единой согласованной) экономической и таможенной политики.

Торгово-экономическая интеграция государств начала активно реализовываться с середины XIX века, например, Прусско-Германский таможенный союз 1834 года, таможенный союз между Австро-Венгерской империей и Княжеством Лихтенштейн 1852 года, таможенный союз между Французской Республикой - Княжеством Монако 1865 года. Приведенные выше, а также иные торгово-экономические объединения государств просуществовали до Первой мировой войны, после ее завершения образовывались новые интеграционные экономические блоки, после окончания Второй мировой войны процесс создания торгово-экономических союзов начал развиваться стремительно и характеризовался в основном двумя аспектами: 1) большим количеством государств - участников интеграции; 2) высоким, по сравнению с довоенным, уровнем интеграции.

Процесс торгово-экономической интеграции государств в XXI веке получил новое развитие, в настоящее время образован Евразийский экономический союз (в рамках которого функционирует Таможенный союз), происходит формирование Трансатлантической зоны свободной (беспошлинной) торговли, заключаются соглашения о зоне свободной торговли между таможенными союзами и отдельными государствами (например, между Европейским союзом и Украиной, Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам). В этой связи следует согласиться с В.В. Огневой, которая указывает: "Мировое сообщество стоит накануне третьей глобальной индустриальной революции, которая происходит в условиях очевидной трансформации сложившейся парадигмы однополярного мироустройства в многополюсный мир. При этом региональный фактор в жизни стран и народов приобретает небывалую значимость. Тенденции регионализации усиливаются, в частности, благодаря таким факторам, как: а) геополитический, который свидетельствует о месте и роли тех или иных регионов в мировой политике; б) экономический, отражающий сложившееся региональное разделение труда, национальную конкурентоспособность государств; в) культурно-цивилизационный, связанный с близостью культурно-исторического кода крупных этнических общностей" <1>.

<1> Огнева В.В. Участие России в международных региональных интеграционных процессах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. N 4; Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. С. 8 - 9.

В теории принято различать несколько уровней торгово-экономической интеграции государств, при этом количество уровней, в зависимости от правовых позиций авторов, различается. В учебнике "Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС" заявляется о более чем десяти формах экономической интеграции (без конкретного определения каждого), но указываются четыре главные правовые формы:

  1. зона свободной торговли;
  2. таможенный союз;
  3. общий рынок (единое экономическое пространство);
  4. экономический и валютный союз <2>.
<2> Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: Учебник. С. 8 - 9.

В учебном пособии "Международное экономическое право" выделены также четыре договорно-институциональные формы региональной экономической интеграции государств:

  1. зона (ассоциация) свободной торговли;
  2. таможенный союз;
  3. общий рынок;
  4. экономический союз <3>.
<3> Международное экономическое право: Учебное пособие / Кол. авт.; под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2012. С. 57.

Аналогичной приведенной выше классификации придерживается Н.Э. Буваева, определяя их (формы) при этом исключительно как формы экономической интеграции <4>.

<4> Буваева Н.Э. Международное таможенное право: Учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. С. 140 - 143.

Соглашаясь в принципе с приведенными выше формами торгово-экономической интеграции государств, полагаем, что более обоснованно выделять пять уровней интеграции, разделяя позицию, заявленную Е.И. Андреевой и П. Вермке:

  1. преференциальные соглашения;
  2. зона свободной торговли;
  3. таможенный союз;
  4. общий рынок;
  5. экономический союз <5>.
<5> Андреева Е.И., Вермке П. Правовые аспекты интеграционных процессов в международной торговле // Административное право и процесс. 2011. N 6.

Подобной классификации придерживаются и в Республике Беларусь <6>.

<6> См., например: Международные таможенные отношения: Конспект лекций / И.В. Цыкунов, Ю.Л. Грузицкий. Минск: Экоперспектива, 2014. С. 126 - 129.

По нашему мнению, включение в систему торгово-экономической интеграции преференциальных соглашений как начальной формы определенного конкретного объединения позволяет получить законченную юридическую конструкцию, позволяющую рассматривать уровни интеграции в их органичной взаимосвязи. При преференциальном соглашении (то есть первом уровне торгово-экономической интеграции) государства, его заключившие, предоставляют друг другу отдельные предпочтения и преимущества по беспошлинному ввозу на свою таможенную территорию отдельных товаров, не меняя при этом национальный таможенный тариф и не изменяя таможенное законодательство. В конечном итоге преференциальное соглашение позволяет государствам проанализировать экономическую выгоду от существующих договоренностей и принять решение о возможности (невозможности) дальнейшей, более углубленной интеграции.

Более расширенным уровнем торгово-экономической интеграции по сравнению с преференциальным соглашениям государств является зона свободной торговли (далее - ЗСТ), которая представляет собой соглашение двух государств о беспошлинном и беспрепятственном перемещении товаров, происходящих из этих государств, по их таможенным территориям, при этом во взаимной торговле с третьими государствами каждое государство, входящее в зону свободной торговли, применяет национальное таможенное законодательство и национальный таможенный тариф (выделено мной. - И.О.).

В статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле установлено рамочное определение зоны свободной торговли, под которой понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли практически для всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий <7>.

<7> Россия и Всемирная торговая организация. wto.ru.ru/content/documents/docs/VIIgensogl.doc (дата обращения: 22.04.2016).

Рассматривая зоны свободной торговли, В.В. Комаров предлагает два определения зоны свободной торговли: 1) таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий (за отдельными исключениями). При этом участники ЗСТ не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами; 2) форма экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и прочие торговые ограничения между отдельными странами-участницами. ЗСТ способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортные возможности, позволяет преодолевать трудности на рынке по сбыту продукции и оказанию услуг <8>.

<8> Комаров В.В. Зоны свободной торговли: Краткий словарь. М.: Финансы и статистика, 2004. 160 с.

Обратим внимание, что актуальной в данном случае является проблема юридического понимания определения термина "таможенная территория". Вопрос уяснения дефиниции "таможенная территория" представляет собой одну из существенных проблем таможенного законодательства, ибо она предопределяет пределы действия правовой базы таможенного регулирования государства <9>. В соответствии с гл. 2 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) таможенная территория - это территория, на которой применяется таможенное законодательство Договаривающейся стороны <10> (Договаривающаяся сторона - государство, присоединившееся к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Глоссарий таможенных терминов Всемирной таможенной организации определяет таможенную территорию как пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны <11>.

<9> См. более подробно: Орлов И.В. Проблема трансформации таможенной территории Таможенного союза: Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. 2014. N 3.
<10> Цит. по: Таможенное регулирование: международные стандарты / Под общ. ред. С.В. Борисюка. Минск: Белтаможсервис, 2012. 240 с.
<11> Цит. по: Буваева Н.Э. Международное таможенное право: Учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. 376 с.

Зону свободной торговли как одну из форм торгово-экономической интеграции государств следует отличать прежде всего от свободной торговли как вида таможенной политики государства, а также от свободной таможенной зоны как таможенной процедуры.

Свободная торговля - это вид таможенной политики государства, при которой государство не осуществляет правовое регулирование внешней торговли, предоставляя хозяйствующим субъектам полную свободу внешнеэкономической деятельности, и характеризуется полным отсутствием таможенных пошлин как при импорте, так и при экспорте.

Статья 202 Таможенного кодекса Таможенного союза <12> определяет виды таможенных процедур, применяемых на таможенной территории Таможенного союза Евразийского экономического союза. Одной из таких таможенных процедур является "свободная таможенная зона", в указанной статье закреплено, что данная таможенная процедура устанавливается международными договорами государств - членов Таможенного союза. Таким образом, легальной, юридически определенной дефиниции "свободная таможенная зона" нет, вместе с тем в учебно-практическом пособии "Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС" <13> свободная таможенная зона определяется как таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ТС. Представляется, что приведенное выше определение является обоснованным и может быть использовано как базовое.

<12> Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принятом решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
<13> Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012.

Рассмотрение зон свободной торговли как одного из этапов торгово-экономического объединения государств позволяет сделать основополагающий вывод о том, что зоны свободной торговли могут быть равноправными (паритетными) и неравноправными (односторонними).

Равноправные (паритетные) зоны свободной торговли - это торгово-экономические объединения государств, обладающих равным (либо соразмерным) экономическим потенциалом, что позволяет каждому из государств осуществлять внешнюю торговлю без ущерба для своей национальной экономики. В качестве примера к равноправным зонам свободной торговли можно отнести Австралийско-Новозеландскую зону свободной торговли 1983 года (Соглашение между Австралийским союзом и Новой Зеландией), Балтийскую зону свободной торговли 1993 года (Соглашение между Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой, утратило силу в 2004 году, со дня вступления стран-участниц в Европейский союз). К позитивным аспектам таких объединений следует отнести:

Проблема неравноправных (односторонних) зон свободной торговли более актуальна, в этой связи необходимо отметить и согласиться с мнением Е.Г. Моисеева, который, анализируя создание зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, отмечает: "...формирование многостороннего режима свободной торговли оказалось сложным процессом, требующим согласования экономических интересов партнеров, серьезного обновления как договорно-правовой базы торгового сотрудничества, так и сближения национальных внешнеторговых законодательств. В силу этого странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого Соглашения должен был стать его составной частью, в связи с чем оно не было ратифицировано российской стороной" <14>. В данном случае основная группа государств - членов СНГ отвергла саму идею создания зоны свободной торговли. В этой связи необходимо согласиться с мнением К.Е. Сигалова и А.А. Панарина, которые констатируют: "Мир состоит из большого числа государственных образований, каждое из которых имеет свою правовую систему, подчас неоднородную в различных частях государства. Правовые отношения могут развиваться как внутри одного государства, так и между его отдельными частями, между различными государствами и группами государств. Каждое государство обладает своей историей, географией, доминирующей религией, национальными обычаями, мировоззрением, ментальностью. На основании этого и создается своеобразие правовой системы, которая в каждом из суверенных государств своя и которая соответствует имеющейся политической системе" <15>.

<14> Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: Монография / К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2014. 176 с.
<15> Сигалов К.Е., Панарин А.А. Многообразие форм среды права: Монография. М.: АНО ВПО "МОГИ", 2012. 236 с.

Однако отдельные государства в силу определенных причин и условий создают неравноправные зоны свободной торговли, к таким, например, следует отнести Североамериканское соглашение о свободной торговле 1994 года (соглашение о свободной торговле между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексиканскими Соединенными Штатами). Основную роль в данном интеграционном объединении играют США, которые используют данное соглашение для более глубокого торгово-экономического проникновения на рынки Южной Америки, к существенной особенности такого альянса следует отнести и то, что произошло объединение двух развитых стран (Канада и Соединенные Штаты Америки) с относительно отсталой страной (Мексиканскими Соединенными Штатами). Следует признать и тот факт, что в Североамериканском соглашении о свободной торговле есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятых. К индивидуальным особенностям таких объединений следует отнести:

Подводя итог вышеизложенному, возможно сделать ряд основополагающих выводов, касающихся образования зоны свободной торговли, и сформулировать необходимые и достаточные условия для ее функционирования:

  1. государства - участники зоны свободной торговли должны иметь общую сухопутную либо морскую государственную границу.

Данный критерий обусловлен следующим:

а) высокой степенью развитости международных автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, используемых при внешнеторговой деятельности;

б) перемещение товара в рамках зоны свободной торговли между государствами-членами, не имеющими общей государственной границы, неизбежно приведет к взиманию транзитных таможенных пошлин со стороны государства, не входящего в зону свободной торговли, что понизит экономическую выгоду во взаимной торговле;

  1. при принятии решения о создании зоны свободной торговли одному государству необходимо учитывать экономический потенциал государства-партнера, а также объем и структуру внешнеторгового оборота во взаимной торговле. Данный показатель позволит определить заинтересованность субъектов внешнеэкономической деятельности в дальнейшем развитии международных экономических связей;
  2. при принятии решения о создании зоны свободной торговли однозначно следует понимать, что оно возможно исключительно как торгово-экономическое объединение двух государств либо таможенного союза и государства, усилия по одномоментным попыткам создать зону свободной торговли несколькими государствами неизбежно приведут к отсутствию взаимных интересов во внешней торговле.

Предложенное условие доказано практикой интеграционных объединений, а также различиями в экономической концепции развития национальной экономики государств;

  1. в целях координации функционирования зоны свободной торговли желательно создание межгосударственного органа, работающего на непостоянной основе.

Создание такого координирующего межгосударственного органа позволит исключить возможные негативные моменты при образовании зоны свободной торговли на начальном этапе и согласованную позицию по отдельным товарным позициям при ее функционировании.

По нашему мнению, теоретическое исследование форм торгово-экономической интеграции государств нуждается в дальнейшем анализе, разработке и развитии, что позволит в конечном итоге сформировать обоснованную научную доктрину торгово-экономических объединений государств.

Литература

  1. Андреева Е.И., Вермке П. Правовые аспекты интеграционных процессов в международной торговле // Административное право и процесс. 2011. N 6.
  2. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: Учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2013.
  3. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принятом решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
  4. Комаров В.В. Зоны свободной торговли: Краткий словарь. М.: Финансы и статистика, 2004.
  5. Международное экономическое право: Учебное пособие / Кол. авт.; под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2012.
  6. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: Монография / К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, С.Ю. Кашкин [и др.]; отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2014.
  7. Международные таможенные отношения: Конспект лекций / И.В. Цыкунов, Ю.Л. Грузицкий. Минск: Экоперспектива, 2014.
  8. Огнева В.В. Участие России в международных региональных интеграционных процессах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. N 4.
  9. Орлов И.В. Проблема трансформации таможенной территории Таможенного союза: Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. 2014. N 3.
  10. Россия и Всемирная торговая организация. wto.ru.ru/content/documents/docs/VIIgensogl.doc (дата обращения: 22.04.2016).
  11. Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н., Саранчук Ю.М. Бюджетное законодательство: развитие системы уголовной ответственности // Финансовое право. 2014. N 11.
  12. Таможенное регулирование: международные стандарты / Под общ. ред. С.В. Борисюка. Минск: Белтаможсервис, 2012.
  13. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012.
  14. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: Учебник / Коллектив авторов; под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012.