Мудрый Юрист

Правовые проблемы создания и деятельности службы охраны труда в организации

Чудова Екатерина Алексеевна, ведущий юрист ООО "Стратегия-Капитал".

В статье анализируются основные проблемы правового регулирования создания и деятельности службы охраны труда в организации, вносятся предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: охрана труда, служба охраны труда в организации.

Legal Problems of Creation and Operation of an Occupational Safety Service in an Organization

E.A. Chudova

Chudova Ekaterina A., Leading Lawyer of Strategiya-Kapital, LLC.

The article analyzes the main problems of legal regulation of creation and activity of labor protection service in organization, made proposals to amend the existing labor legislation.

Key words: occupational safety and health, of labor protection service in organizations.

Организация охраны труда работодателем предполагает создание службы охраны труда в случаях и порядке, предусмотренных трудовым законодательством. Следует согласиться с тем, что "служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда" <1>. Служба охраны труда - это не только подразделение организации, звено в системе управления охраной труда работодателем. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 253-О-О <2> продемонстрировано несколько иное значение службы охраны труда. В названном Определении Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что ст. 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности принять меры по созданию специального механизма контроля над выполнением требований охраны труда. Таким образом, нормы, регулирующие порядок создания и деятельность службы охраны труда, имеют большое значение для комплексного и эффективного обеспечения права работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

<1> Коршунов Ю.Н. Охрана труда в Российской Федерации. М., 2003. С. 34.
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 253-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Князева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии со ст. 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При этом следует согласиться с тем, что в реальности служба охраны труда не обладает необходимыми ресурсами для обеспечения соблюдения требований охраны труда, поэтому правильнее говорить о контрольных функциях указанных служб. Обеспечивать же соответствующие требования охраны труда на каждом рабочем месте в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязан работодатель <3>.

<3> Хныкин Г.В. Правовые проблемы охраны труда // Законодательство. 2009. N 3. С. 43.

В качестве альтернативы создания службы охраны труда предусмотрено введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Приказом Минтруда России утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" <4>. Согласно положениям такого Стандарта на специалиста по охране труда возложена крайне ответственная функция: внедрение и обеспечение функционирования всей системы управления охраной труда в организации.

<4> Профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда" (утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 51.

Примечательно, что в ст. 217 ТК РФ предусмотрено создание служб охраны труда или введение должности соответствующего специалиста только у работодателей, осуществляющих производственную деятельность. При этом под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Так или иначе, производственная деятельность по своей природе связана с изготовлением продукции и оказанием услуг <5>.

<5> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 99 (автор главы - В.С. Ем).

В связи с этим формулировка ст. 217 ТК РФ наводит на закономерный вопрос: необходимо ли создавать службу охраны труда или вводить соответствующую должность в организациях, не осуществляющих производственную деятельность? Например, организации, осуществляющие торговлю, не производят товары и не оказывают услуги. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговой деятельностью (торговлей) следует понимать вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров <6>. При этом работники, осуществляющие трудовую функцию, например, в организациях розничной торговли, зачастую подвергаются воздействию вредных производственных факторов. Так, в Межотраслевых типовых инструкциях по охране труда для работников розничной торговли <7> указано, что на кассира торгового зала и контролера-кассира могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; нервно-психические перегрузки). Получается, что с формальной точки зрения в организациях, осуществляющих торговлю и не осуществляющих производство товаров и оказание услуг, создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является необязательным.

<6> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2014 N 493-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
<7> Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли: утв. Постановлением Минтруда РФ от 12.02.2002 N 9 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 16.

В судебной практике встречаются споры, связанные с привлечением работодателя к административной ответственности в связи с отсутствием у последнего службы охраны труда или специалиста по охране труда. Особого внимания заслуживает Апелляционное определение Курского областного суда <8>, поскольку, аргументируя отсутствие соответствующего нарушения, работодатель - областное казенное учреждение, не осуществляющее производственную деятельность, использует рассматриваемую формулировку ч. 1 ст. 217 ТК РФ в свою пользу. Суд первой инстанции удовлетворил требования государственного инспектора труда и указал на необходимость введения должности специалиста по охране труда в областном казенном учреждении. Суд апелляционной инстанции принял противоположное решение, сославшись на формулировку ст. 217 ТК РФ, предписывающую вводить такую должность только в организациях, осуществляющих производственную деятельность. Вместе с тем практика по этому вопросу представляется противоречивой: Калининградский областной суд подтвердил законность привлечения Федерального бюджетного учреждения - войсковой части N к административной ответственности в связи с отсутствием в такой части службы охраны труда или соответствующего специалиста <9>.

<8> Апелляционное определение Курского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-636-2014г. // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Постановление Калининградского областного суда от 09.09.2015 N 4А-346/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

В этой связи следует отметить, что каждый работодатель обязан соблюдать требования охраны труда при осуществлении им любых видов деятельности (ч. 2 ст. 211 ТК РФ). Поэтому, как представляется, несмотря на неточные формулировки норм ст. 217 ТК РФ, в организациях, не осуществляющих производственную деятельность, необходимо создавать службы охраны труда или вводить должность соответствующего специалиста наравне с организациями, такую деятельность осуществляющими. В противном случае уровень правовой защищенности работников ряда организаций, в т.ч. торговли, будет необоснованно снижен по сравнению с трудящимися в организациях, осуществляющих производственную деятельность. Однако следует констатировать, что такое предположение основано в первую очередь на анализе обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, но напрямую из ст. 217 ТК РФ не следует. Таким образом, представляется обоснованным исключение из ст. 217 ТК РФ формулировок, связанных с осуществлением работодателем именно производственной деятельности. Наличие такого условия создает правовую неопределенность в связи с вопросом о необходимости формирования службы охраны труда у работодателей, не осуществляющих производственную деятельность, что подтверждается неоднозначной судебной практикой.

Следует обратить внимание на то, что ТК РФ не раскрывает в должной мере задачи, функции и полномочия службы охраны труда, а также, что немаловажно, ответственность работников этой службы. Такие положения содержатся в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Минтрудом России <10>. На основе этих Рекомендаций в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм. Рассматриваемый акт не имеет прямого действия. Из буквального толкования ч. 4 ст. 217 ТК РФ следует, что работодатель должен определять с учетом Рекомендаций Минтруда только структуру и численность работников службы охраны труда. При этом вопросы структуры в таких Рекомендациях практически не затрагиваются. Так, в п. 14 названного документа установлено, что структуру и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. В связи с этим при определении численности службы охраны труда работодателю следует учитывать Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях <11>. Такие нормативы также носят рекомендательный характер.

<10> Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (в ред. от 12.02.2014 N 96)) // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2 - 3.
<11> Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях: утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (в ред. от 12.02.2014 N 96) // Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 4.

Вместе с тем представляется, что полномочия службы охраны труда и права ее работников должны централизованно устанавливаться в ТК РФ. Сложившаяся модель, при которой правовой статус службы охраны труда устанавливается в актах, имеющих лишь рекомендательный характер, благоприятствует "номинальному" существованию такой службы, при котором у нее нет практической возможности осуществлять эффективный контроль над выполнением требований охраны труда. Представляется обоснованным перенос основных положений, касающихся правового статуса службы охраны труда в организации и ее работников, из обозначенных выше актов, имеющих рекомендательный характер, в гл. X ТК РФ.

Следует отметить, что положение о службе охраны труда - локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в случае, когда такая служба создается в организации, составляется без учета мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Вместе с тем такое положение, с учетом рекомендательного характера норм о правовом статусе службы охраны труда, является самым важным нормативным документом, опосредующим деятельность структурного подразделения организации, ответственного за организацию функционирования всей системы управления охранной труда. Учитывая значение службы охраны труда, обозначенное в начале этой статьи, представляется обоснованным включение положения о службе охраны труда в перечень локальных нормативных актов, принятие которых требует обязательного учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ).

Таким образом, вопросы организации работодателем служб охраны труда требуют более подробного изложения в ТК РФ. Это связано с тем, что на сегодняшний день положения о правовом статусе служб охраны труда в организациях и их работников содержатся в актах, имеющих лишь рекомендательный характер, в то время как обязательное исполнение таких положений будет способствовать более эффективному контролю над соблюдением работодателем требований охраны труда.

Литература

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. В 2 т. М., 1998. Т. 1.
  2. Коршунов Ю.Н. Охрана труда в Российской Федерации. М., 2003.
  3. Хныкин Г.В. Правовые проблемы охраны труда // Законодательство. 2009. N 3.