Мудрый Юрист

Значение производственной демократии для современного этапа развития экономики развитых стран

Казанцев Дмитрий Александрович, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, кандидат юридических наук.

Алфеева Юлия Алексеевна, юрист B2B-center.

После внесения поправок в трудовое законодательство в 2013 году в России появился новый орган по защите прав работников на уровне предприятия - производственный совет, за основу которого были взяты аналогичные органы, успешно функционирующие в Германии и некоторых других зарубежных странах. Однако в России данным органам предоставлены ограниченные функции и полномочия, и они не имеют возможности осуществлять защиту прав в полной мере.

В данной статье проведен анализ причин несоответствия реализации производственной демократии в РФ по немецкой модели и предложены варианты совершенствования трудовых отношений в сторону активного взаимодействия работников и работодателей на основе сотрудничества и совместного управления.

Ключевые слова: трудовое право России, трудовое законодательство Германии, производственные советы, социальное партнерство, защита прав работников, управление предприятием, производственная демократия.

Importance of the Industrial Democracy for the Modern Stage of the Developed Countries Economy Development

D.A. Kazantsev, Yu.A. Alfeyeva

Kazantsev Dmitriy A., Head of the Legal Examination Department of B2B-Center, Candidate of Legal Sciences.

Alfeyeva Yuliya A., Lawyer of B2B-Center.

After the introduction of the amendments to the labor legislation in Russia in 2013, a new body for the protection of employees' rights emerged. The basic structure of employee council was drawn on similar bodies, successfully operating in Germany and other foreign countries. In Russia, however, these bodies operate with a limited functions and powers, and they have no way to protect the rights on a full scale.

The article contains analysis of main reasons for non-compliance implementation of industrial democracy in Russia by the German model. Some recommendations to improve labor relations in the direction of the active cooperation of workers and employers on the basis of cooperation and joint management are also stated in the article.

Key words: Russian labor law, works councils of employees, social partnership, protection of employees' rights, enterprise management.

Еще первые государства, внедрявшие демократические принципы в наемный труд, использовали такие принципы в качестве способа повысить производительность труда. В качестве примера можно привести Англию, где появилась и долгое время держалась у власти лейбористская партия, деятельность которой была тесно связана с профсоюзным движением. Видный деятель лейбористской партии Гарольд Ласки исследовал в своих трудах необходимое новому строю явление - промышленная (индустриальная, производственная) демократия, где в будущем все функции управления имуществом собственников должны были осуществлять работники.

В настоящее время существует специальный термин "производственная демократия", который понимается как участие трудящихся в управлении предприятием на разных уровнях. Значение и значимость данного понятия, а также правовые основы производственной демократии будут рассмотрены в данной статье.

Понятие производственной демократии

В широком смысле термин "производственная демократия", помимо участия трудящихся в управлении, вбирает в себя также условия для реализации личной свободы каждым работником и социальное равенство <1>. При этом свобода предполагает самостоятельность принятия решений и ответственность за каждое из них, а значит, суть производственной демократии заключается как в совместном принятии решений по вопросам организации труда, так и в разделении между работниками и работодателем ответственности за результаты таких решений.

<1> Ершов С. Производственная демократия в системе рыночных отношений // Общественные науки и современность. 1992. N 5.

Казалось бы, ни один из работодателей самостоятельно не будет создавать подобных условий сотрудникам своей компании, но этот консервативный подход не всегда эффективен в условиях современной рыночной экономики, особенно когда встает вопрос о повышении производительности труда. Работник, который участвует в управлении, вероятно, станет более эффективно выполнять свои трудовые функции ввиду личной заинтересованности в развитии бизнеса.

Мировое сообщество постепенно приходит к тому, что сотрудничество и делегирование некоторых функций наемным работникам благоприятно влияет не только на социальную, но и на экономическую сферу общественной жизни. Проще говоря, когда традиционные методы повышения производительности труда - будь то современные станки или современный менеджмент - уже задействованы, то самое время задуматься о производственной демократии, дабы не отстать от более эффективных конкурентов.

Отчасти в подтверждение этого стоит упомянуть и об установлении принципов производственной демократии в международных правовых актах в эпоху, ознаменовавшую начало перехода от индустриальной экономики к постиндустриальной. Постиндустриальная экономика характеризуется более тесной зависимостью между мотивацией работника и прибыльностью бизнеса. С учетом этого Международная организация труда издала ряд документов, посвященных данному вопросу. В частности, в Рекомендации от 26 июня 1952 г. N 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" установлено, что государства должны принимать надлежащие меры с целью содействия консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия по вопросам, представляющим общий интерес и не охватываемым другими процедурами <2>. Это означает, что нормы о производственной демократии и порядок их реализации должны стать составной частью законодательства каждой страны, где есть интерес в повышении производительности труда.

<2> Международная организация труда. Рекомендация N 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" (Женева, 26 июня 1952 года), ст. 1.

Рекомендация МОТ N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" предусматривает норму о том, что предприниматели и их организации, а также трудящиеся и их организации должны в своих общих интересах признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний трудящихся <3>. Данный международный постулат подчеркивает, что неравенство между работником и работодателем существует изначально, и не имеет значения, какой объем прав им предоставлен. Трудовые отношения, в отличие от гражданско-правовых, имеют в своей основе социальную иерархию, где есть подчинение одних элементов другим. Однако сотрудничество в рамках производственной демократии способно такое неравенство сгладить, притом не в качестве принуждения извне, а внутри самой системы, действиями ее главных элементов.

<3> Международная организация труда. Рекомендация N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (Женева, 28 июня 1967 года), ч. 1 ст. 2.

Производственные советы как способ обеспечения производственной демократии: опыт Германии

Институт производственной демократии в том или ином виде является необходимым в современных трудовых отношениях любого развитого государства. Первым таким государством стала Германия, где в определенный момент сформировался ряд предпосылок к расширению прав наемных работников в управлении организациями.

Время развития функционирующей сегодня производственной демократии пришлось в основном на послевоенный период, хотя развиваться подобные органы стали еще в конце XIX - начале XX в. Война отбросила экономику Германии назад, и для восстановления требовалось максимальное количество временных, финансовых и, конечно, человеческих ресурсов. Интенсификация производства должна была привести к острым социальным противоречиям, но их удалось избежать с помощью предоставления работникам ряда важных прав и функций по управлению производственными процессами. Без преувеличения можно сказать, что этот шаг стал одним из ключевых факторов по восстановлению и укреплению бренда "немецкое качество", над созданием которого немцы потрудились несколько десятилетий еще в довоенное время.

Невозможно не отметить как предпосылку развития производственной демократии осознание большинством граждан необходимости эффективного труда. Общество, где интенсивный труд - основа экономики страны и благополучия каждого, является более организованным и развитым, ему не требуется всеобъемлющее регулирование со стороны государства.

В Германии, как и в некоторых других европейских странах, действует система "двухуровневой защиты" трудовых отношений, где первым уровнем является профсоюз (достаточно централизованная организация с обширными полномочиями), а вторым - производственные советы, которые учреждаются в качестве базы производственной демократии. Законодательство о производственных советах формировалось давно: первый специальный нормативно-правовой акт - Закон Германии "О производственных советах" - был принят в этой сфере еще в 1920 г. Он установил понятие, а также функции и полномочия производственных советов, предоставив им реальную возможность влиять на принятия решений работодателем по таким вопросам, как содействие руководству предприятия в решении текущих задач, участие в решениях споров, согласование локальных актов и т.п. <4>.

<4> Закон Германии от 4 февраля 1920 г. "О производственных советах".

В настоящее время правовой статус и функции производственных советов Германии регулирует Закон Германии 1972 г. "О производственных советах". Статус советов имеет существенные отличия от статуса профсоюзных органов по следующим аспектам: цели, функции, компетенция. Кроме того, в отличие от профсоюзов, производственный совет - это локальный орган, т.е. сфера действия его решений находится в рамках предприятия.

Закрепление различий не позволяет дублировать функции представительных органов работников, поддерживая упомянутую выше двухуровневую систему. Производственные советы подписывают с работодателем производственные соглашения, касающиеся вопросов, входящих в их компетенцию. Статьей 77 Закона установлено, что в производственных соглашениях не закрепляется уровень оплаты труда, а также иные условия труда, установленные или обычно устанавливаемые в коллективных тарифных соглашениях. Эта норма направлена на предотвращение конкуренции между профсоюзами и производственными советами <5>.

<5> Лютов Н.Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // Журнал российского права. 2014. N 5.

Целью создания производственных советов являлось повышение трудового энтузиазма и минимизация потерь, возникающих при разногласиях между сторонами производственных отношений, социализация сотрудничества между ними <6>. Производственные советы учреждаются для достижения с работодателем взаимных компромиссов по социальным вопросам, а не в качестве противодействующего ему органа. Представляется правильным, что такие проблемы эффективнее и быстрее решаются в рамках конкретного предприятия. Более глобальные вопросы, требующие административной поддержки, а также возникающие масштабные конфликты сторон трудовых отношений решаются профсоюзными организациями.

<6> Пламеннова К.В. Правовые основы непрофсоюзного представительства работников в Германии // Журнал российского права. 2014. N 1.

В соответствии с демократическими принципами, производственный совет является выборным органом, выборы проводятся каждые 4 года. Право голоса предоставляется всем работникам предприятия с 18 лет. Отдельное внимание Закон уделяет максимально разнообразному представительству членов совета, что, вероятно, призвано обеспечить еще один немаловажный признак демократической системы трудовых отношений - недопущение дискриминации в любой форме.

Члены производственного совета имеют следующие права: обсуждать с работодателем вопросы в рамках компетенции совета (в свою очередь, работодатель обязан им такую информацию предоставлять); иметь доступ к личному делу каждого работника; подавать жалобы на нарушение прав работников, в т.ч. на необоснованную дискриминацию по различным основаниям; совместно с работодателем решать ряд вопросов, в т.ч. вопросы внутреннего распорядка организации, выплаты заработной платы, графика отпусков, вопросы охраны труда и социальных выплат и многие другие <7>.

<7> Section 87, Betriebsverfassungsgesetz (Закон Германии о производственных советах. 15.01.1972).

В Германии производственная демократия является реально действующим институтом. К ключевым факторам ее эффективности можно отнести следующие:

Другие страны Европейского союза также используют положительный опыт Германии в регулировании производственных отношений, однако даже в тех государствах, где действует двухуровневая система защиты прав работников, наибольшие полномочия предоставляются профсоюзам. В нашей стране также главным представительным органом работников является именно профсоюз, однако, с учетом современных экономических условий, была предпринята попытка заимствования немецкого опыта представительства работников на уровне отдельных предприятий.

Производственная демократия в России

Согласно российскому действующему законодательству производственный совет - это совещательный орган, в состав которого на добровольной основе входят работники организации, имеющие значительные достижения в трудовой деятельности <8>. Уже на уровне дефиниции подчеркнуто, что характер совета - исключительно совещательный. На практике это выражается в возможности игнорировать любое мнение такого совета. В дефиниции содержится и упоминание "достижений в трудовой деятельности". Кажется логичным, что именно такие работники должны участвовать в управлении, однако присвоение наград за успехи в труде обычно инициирует работодатель, и такие работники при всей своей квалификации, скорее всего, настроены к нему лояльно. В рамках исполнения функций производственного совета это может повлиять на рассмотрение некоторых острых вопросов.

<8> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года, абз. 9 ч. 1 ст. 22.

Основные функции производственного совета, установленные законодательством, сводятся к следующим: совершенствование производственной деятельности и отдельных производственных процессов, внедрение новой техники и новых технологий, повышение производительности труда и квалификации работников. Коротко рассмотренные ранее функции немецких производственных советов намного более обширные и, что важно, более ориентированные на защиту прав работников предприятия.

Возможно, предоставление производственным советам большого количества полномочий невыгодно профсоюзам. Являясь достаточно влиятельными органами, они не готовы делегировать свой функционал. Между тем представители работодателей также не заинтересованы в создании на каждом предприятии локальных органов немецкого типа.

Кроме того, наемный труд в России достаточно низко оплачивается, поэтому компенсируется социальными гарантиями. Их перечень действительно шире, чем в западных странах, и работник едва ли желает их потерять. Однако, по сути, социальные гарантии - это тот минимум, который при должной заинтересованности в труде и его эквивалентной оплате можно получить на гораздо более качественном уровне. Реальная производственная демократия это предполагает, с одной стороны, и обеспечивает - с другой.

Можно сказать, что поправки в трудовое законодательство в части производственных советов не вполне совершенны. Однако работники и работодатели должны осознавать, что для успешного взаимодействия друг с другом им необходимо создать условия своими силами. Условия для таких усилий у них есть, важна лишь осознанная и взаимная экономическая мотивация сторон - и тогда в России есть все шансы создать производственную демократию не "сверху", по указанию законодателя, а "снизу", по инициативе работников и работодателей.

Литература

  1. Ершов С. Производственная демократия в системе рыночных отношений // Общественные науки и современность. 1992. N 5.
  2. Жалинский А. Введение в немецкое право / А. Жалинский, А. Рерихт. М., 2001.
  3. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999.
  4. Куренной А.М. Производственная демократия: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1989.
  5. Куренной А.М. Производственная демократия и трудовое право. М., 1989.
  6. Лютов Н.Л. Производственные советы в России: баланс экономических и социальных прав // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Пламеннова К.В. Правовые основы непрофсоюзного представительства работников в Германии // Журнал российского права. 2014. N 1.
  8. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
  9. Закон Германии "О производственных советах" от 4 февраля 1920 г.
  10. Закон Германии от 15 января 1972 г. "О производственных советах" (Betriebsverfassungsgesetz).
  11. Рекомендация МОТ N 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" (Женева, 26 июня 1952 г.).
  12. Рекомендация МОТ N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (Женева, 28 июня 1967 г.).
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
  14. Трудовое и социальное право Европейского союза: документы и материалы. М., 2005.