Мудрый Юрист

Этическая регламентация профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Купцова О.В, кандидат юридических наук, доцент.

В статье характеризуется Кодекс профессиональной этики как форма выражения нравственных требований к деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Представлены исторический аспект формализации профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, а также технико-юридический взгляд на содержание Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отмечается неоднозначность природы кодексов профессиональной этики, подчеркивается участие государства (в лице уполномоченных органов, должностных лиц) в легитимации этих актов и обеспечении соблюдения их требований. Обращается внимание на идентичность содержания кодексов этики и служебного поведения государственных служащих разных правоохранительных структур, на изложение "рекомендательных этических правил", адресованных сотрудникам органов внутренних дел, с использованием обязывающих предписаний, а также на некоторые иные проблемы юридической техники Кодекса этики и служебного поведения сотрудников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Предлагается совершенствование Кодекса этики системы Министерства внутренних дел России посредством отражения специфики службы в органах внутренних дел, а также распространения регламентации не только на служебную деятельность, но и на внеслужебные отношения.

Ключевые слова: профессиональная этика, Кодекс профессиональной этики, государственный служащий, органы внутренних дел.

Ethical regulation of professional activity of employees of internal affairs bodies

O.V. Kuptsova

The article is characterized a code of professional ethics as an expression's form of moral requirements to the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Presents the historical aspect of the formalization of the professional morality internal affairs officers and technical and legal opinion on the content of the Code of ethics and official conduct of federal civil servants of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. It notes the ambiguity of the nature of codes of professional ethics, highlights the participation of the state (represented by authorized bodies and officials) in the legitimation of these acts, the enforcement of their claims. Attention is paid to the identity of the content of codes of ethics and official conduct of public officials of different law enforcement agencies, at the presentation of "recommendation ethical rules" addressed to employees of internal affairs bodies, with binding prescriptions, as well as some other issues of legal technique Code of ethics and official conduct of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Proposed improvement of the code of ethics system Russian Ministry of Internal Affairs by the reflection of the specificity of service in law enforcement bodies dissemination of regulation not only on the official activity, but also on off-duty relationship.

Key words: professional ethics, professional code of ethics, public servant, internal affairs officers.

Во многих современных государствах различными профессиональными сообществами приняты этические кодексы, дополняющие законодательную регламентацию соответствующей сферы деятельности.

Причинами принятия кодексов профессиональной этики выступают следующие обстоятельства:

<1> Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. 2008. N 4 (136). С. 40.

Вопрос о природе этических кодексов остается дискуссионным. В частности, отмечается нормативный, но не правовой характер этих актов <2>. Однако серьезного обоснования данного тезиса не приводится. Нормативная природа этических кодексов очевидна, поскольку они содержат нормы морали. В подтверждение же неправового характера приводится, например, довод о принятии (санкционировании) этих актов профессиональными сообществами, а не органами власти. В ответ на это следует возразить, что в ряде случаев этические кодексы утверждаются и вводятся в действие подзаконными правовыми актами (актами должностных лиц, представителей государства) <3>, а за нарушение их положений возможна не только моральная, но и юридическая ответственность (см., например, п. 27 Кодекса этики и служебного поведения служащего органов прокуратуры РФ, п. 28 Кодекса этики и служебного поведения служащих системы МВД РФ). Оговоримся, однако, что более точная оценка природы этических кодексов заслуживает отдельного углубленного исследования.

<2> См. там же. С. 41.
<3> См.: Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 79) // СПС "Гарант". Документ опубликован не был; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 870) // СПС "Гарант". Документ опубликован не был; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Председателем Следственного комитета Российской Федерации 11 апреля 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется кодексами поведения должностных лиц, государственных служащих, кодексами полицейской этики, ведомственными этическими стандартами. К числу таких актов относятся, например, Кодекс деонтологии национальной полиции Франции (введен Декретом N 86592), Морально-этический кодекс полицейского США, Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании <4>.

<4> Служба в органах внутренних дел // http://uris.org.ua/teoriya-gosudarstva-i-prava/sluzhba-v-organakh-vnutrennikh-del.

В Российской Федерации в целях формализации профессионально-нравственного стандарта поведения сотрудников органов внутренних дел в 1993 году был утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации <5>, предписывавший сотрудникам следовать требованиям Присяги, соблюдать высоконравственные нормы, исполнять служебный долг и дорожить честью представителя государственной власти. Кодекс содержал 12 параграфов, закрепивших этические нормы поведения сотрудников в службе и в быту, в том числе требования уважения и защиты прав личности, честного и добросовестного выполнения должностных обязанностей, профессионально-нравственной устойчивости, высокой организованности, совершенствования профессиональной подготовки, хранения и приумножения служебных традиций органов внутренних дел и ряд иных обязательств.

<5> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 501 // СПС "Гарант". Документ опубликован не был.

24 декабря 2008 г. был утвержден отвечавший веяниям времени Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации <6>, прекративший действие вышеупомянутого Кодекса 1993 года. Кодекс 2008 года имел развернутую структуру (представленную преамбулой и семью главами, объединяющими 28 статей) и содержал более конкретные "установки". Он определял нравственные ценности, принципы службы в органах внутренних дел и обязательства сотрудников применительно к служебному и внеслужебному поведению (включая основы антикоррупционного поведения), формулировал правила культуры речи, внешнего вида, служебного общения с коллегами (в том числе в рамках отношений субординации), с правонарушителями, потерпевшими (при задержании, обыске, допросе и т.д.), правила принятия и дарения подарков и некоторые иные.

<6> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1138 // СПС "Гарант". Документ опубликован не был.

Знание и соблюдение сотрудником норм Кодекса указывалось обязательным критерием оценки качества профессиональной деятельности, соответствия морального облика служащего требованиям, установленным в Министерстве внутренних дел России и олицетворяющим ожидания общества.

23 декабря 2010 г. был принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих <7> (далее - Типовой кодекс). Типовой кодекс не содержал новых правил - он объединил этические нормы, закрепленные на момент его создания в законодательстве <8>.

<7> Решение Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21) // СПС "Гарант".
<8> См.: Федер. закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102087768&intelsearch; Федер. закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126779&intelsearch; Указ Президента Рос. Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102077149&intelsearch.

В 2011 году федеральными и региональными органами государственной власти были утверждены кодексы этики по образцу Типового кодекса. Аналогичная работа была проделана и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации <9>. В большинстве своем кодексы этики государственных служащих утверждены ведомственными нормативными правовыми актами и почти идентичны друг другу <10>.

<9> См.: Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 870) // СПС "Гарант". Документ опубликован не был.
<10> См.: Шуралева С.В., Ваньков А.В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 1. С. 193.

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Кодекс) закрепил требования, которыми должны руководствоваться служащие органов внутренних дел независимо от замещаемой ими должности, с тем чтобы обеспечить единство норм поведения сотрудников, способствовать достойному осуществлению ими профессиональной деятельности, их самоконтролю, укреплению авторитета служащих, повышению степени доверия граждан к органам власти.

Разделом II Кодекса установлены основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих системы органов внутренних дел России. Заметим, что в разделе нет принципов в традиционном для теории права выражении (как наиболее общих исходных, руководящих начал). Кроме того, фиксируя правила служебного поведения, Кодекс использует понятие "призваны", а не "должны" или "обязаны" (осуществлять деятельность в пределах полномочий, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами и т.п.). С одной стороны, это порождает сомнения в определении степени обязательности указанных требований. С другой стороны, термин "призваны" в большей мере согласуется с принципами как обобщенными формулировками, а также подчеркивает миссию соответствующих общественных структур (впрочем, к положениям п. 10 Кодекса второе замечание вряд ли применимо).

В числе основных начал служебного поведения сотрудников в Кодексе указаны добросовестное и высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей, соблюдение и защита прав и свобод личности как основное содержание деятельности сотрудников, уважение обычаев и традиций разных народов, учет культурных и других особенностей различных социальных групп, соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов, исполнение обязанностей, связанных с прохождением службы, и иные.

В п. п. 11 - 23 раздела II Кодекса правила служебного поведения формулируются в основном императивно, с использованием слов "обязан", "должен", "запрещается". В частности, на служащих возлагаются обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, противодействовать коррупционному поведению, принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, полученной в связи с исполнением должностных обязанностей.

Отдельным блоком зафиксированы правила поведения служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями (п. п. 20 - 23)). Руководитель должен иметь безупречную репутацию и высокий уровень профессионализма, способствовать формированию необходимого для эффективной работы подчиненных морально-психологического климата.

Раздел III Кодекса содержит "рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих". Однако эти рекомендации формулируются в п. п. 24 - 27 через понятия "необходимо", "должен", "обязан", а не через традиционные "рекомендуется", "следует", "может", что заставляет задуматься о характере нормативных положений, а также о соблюдении правил юридической техники.

В соответствии с рекомендациями Кодекса государственному служащему системы органов внутренних дел в своей деятельности необходимо исходить из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации, воздерживаться от дискриминирующих высказываний и действий, быть доброжелательным, корректным, внимательным, сдержанным, аккуратным, проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Внешний вид государственного служащего должен отвечать требованиям официально-делового стиля и способствовать уважительному отношению граждан к органам власти.

Тем самым в разделе III закреплены нормы, представляющиеся скорее, обязательными, чем рекомендательными. В целом Кодекс не проработан с позиций юридической техники и попросту копирует положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (который, в свою очередь, дословно воспроизводит в соответствующей части Общие принципы служебного поведения государственных служащих), не отражая специфики службы в органах внутренних дел.

Кроме того, Кодекс устанавливает требования только к служебному поведению, оставляя без внимания сферу отношений вне профессиональной деятельности. Если исходить из невмешательства государства в частную жизнь, это представляется оправданным. Однако если учитывать особенности службы в органах внутренних дел, более правильным видится расширение сферы действия Кодекса этики. Неслучайно Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации предписывал руководствоваться его нормами "в службе и повседневной жизни", в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 2008 года устанавливались "профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению". Следует согласиться с Т.А. Владыкиной в том, что применительно к правоохранительной деятельности с позиций этических норм найти черту, разделяющую служебную и внеслужебную деятельность, весьма сложно <11>.

<11> См.: Владыкина Т.А. Кодекс судейской этики: теоретико-правовой аспект // Российский судья. 2010. N 11. С. 36.

Ввиду вышеизложенного видится необходимым совершенствование Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в направлении отражения специфики службы в органах внутренних дел, распространения его положений и на внеслужебные отношения. Необходима юридико-техническая проработка Кодекса (с учетом структурных и языковых правил юридической техники) либо принятие нового соответствующего акта.

Кодекс должен выступать качественной формой выражения профессионально-этических требований к поведению сотрудников органов внутренних дел, основой морально-осознанного осуществления ими профессиональной деятельности, самоконтроля, укрепления авторитета отдельных сотрудников, органов внутренних дел и государственной власти в целом.

Список использованной литературы

  1. Владыкина Т.А. Кодекс судейской этики: теоретико-правовой аспект // Российский судья. 2010. N 11. С. 34 - 38.
  2. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. 2008. N 4 (136). С. 39 - 44.
  3. Шуралева С.В., Ваньков А.В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 1. С. 192 - 201.