Мудрый Юрист

Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации и прогнозы ее развития

Трунцевский Ю.В., доктор юридических наук, профессор.

Исходя из актуальности уровня коррумпированности и криминализации современных общественных отношений в России в статье приводятся данные по оценке состояния и тенденций преступности. Характеристика современной криминальной ситуации в России в различных ее проявлениях - насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, наркобизнес, коррупция, экономические преступления, уличная преступность и др. - позволила сделать прогноз развития преступности в Российской Федерации.

Ключевые слова: преступность, состояние, динамика, прогноз, тенденции.

Status and trends of crime in the Russian Federation and forecast of its development

Yu.V. Tryncevsky

Given the relevance of the level of corruption and criminalization of modern public relations in Russia the article presents data on the assessment of status and trends of crime. A feature of modern criminal situation in Russia in its various forms: violent crime, juvenile crime, drug trafficking, corruption, economic crimes, street crime, etc., is allowed to make the forecast of development of crime in the Russian Federation.

Key words: crime, the state, dynamics, prediction, trends.

Актуальность проблемы

В современных условиях обеспечение национальной безопасности Российской Федерации невозможно без повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Одним из основных источников угроз национальной безопасности России в настоящее время является "сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией" <1>.

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.

Характеристика современной криминальной ситуации в России

В 2015 году зафиксирован почти девятипроцентный рост числа преступлений. В основном он коснулся бытовых и имущественных нарушений закона.

По мнению В.В. Путина (выступление на расширенной коллегии МВД России 15 марта 2016 г.): "Может быть, это результат объективной статистики, что, естественно, хорошо. Но то, что преступность растет - плохо. Как и раньше, остается нераскрытым практически каждое второе преступление" <2>.

<2> Расширенное заседание коллегии МВД 15 марта 2016 г. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515 (дата обращения: 07.06.2016).

Повышенный уровень реальной (фактической) преступности определен на уровне 10 - 12 млн. преступлений в год.

В 2015 г. в России сохранилась положительная тенденция по уменьшению числа тяжких и особо тяжких преступлений, меньше зафиксировано убийств, изнасилований, грабежей, разбойных нападений, увеличилась их раскрываемость.

Продолжилось снижение количества корыстно-насильственных посягательств: разбоев, грабежей, вымогательств. Меньше зафиксировано угонов транспортных средств.

На 9% уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий. Отметим, что к числу главных приоритетов ОВД относится обеспечение безопасности дорожного движения, прежде всего - сокращение числа погибших в ДТП <3>.

<3> Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 г. URL: https://veteran.mvd.ru/Novosti/item/7392536 (дата обращения: 07.06.2016).

Уровень криминализации общества, а также уровень защищенности населения как ощущение личной безопасности оцениваются уровнем уличной преступности, посягательствами на безопасность граждан в общественных местах <4>.

<4> См.: Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 31 с.

В 2015 г. рост преступлений, совершенных на улицах, составил 9%. Такой рост может быть вызван возросшей активностью общественности в охране общественного порядка. Так, уже сейчас полиции помогают нести службу около 200 тысяч народных дружинников и казаков.

Отмечается активность преступности террористической и экстремистской направленности, в том числе криминальных группировок, которые сращиваются с террористами, служат для них источником финансирования.

Всего за прошедший год ОВД доказана причастность организованных групп или преступных сообществ к совершению почти четырнадцати тысяч преступлений. К уголовной ответственности привлечено более девяти тысяч шестисот лидеров и активных участников организованных преступных групп.

Пресечена деятельность более чем одной тысячи участников этнических преступных групп, которым инкриминировано порядка двух тысяч преступных эпизодов.

По данному виду преступлений есть тенденция к увеличению. Так, в настоящее время исламисты (боевики ИГИЛ) не останавливаются и стремятся пополнить свои ряды за счет российских граждан, используя все возможные методы, чтобы привлечь как можно больше людей в свою группировку. 3000 россиян воюют на территории Сирии в рядах боевиков <5>. На конец 2015 г. в РФ расследовалось 650 уголовных дел по фактам вербовки и отправки россиян в ряды боевиков.

<5> Вербовка ИГИЛ в России. URL: http://slavculture.ru/politika/900-verbovka-igil-v-rossii.html (дата обращения: 07.06.2016).

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при участии несовершеннолетних, в 2015 году увеличилось почти на 3,8%.

Алкогольная преступность - за последние 5 лет совершено в 1,5 раза больше правонарушений людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, оправдался среднесрочный прогноз МВД России от 2012 г. об увеличении числа преступлений, совершенных подростками и алкозависимыми людьми.

По итогам 2015 г. правоохранительными органами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3% больше, чем в 2014 г. <6>.

<6> Итоги деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за 2015 г. Официальный сайт. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/ (дата обращения: 07.06.2016).

В 2015 г. за коррупционные преступления осуждено 11,499 тыс. человек, из них:

По размерам (сумме) взятки:

Ущерб от преступлений коррупционной направленности (по оконченным уголовным делам) превысил 39,1 млрд. руб.

Генеральная прокуратура отмечает рост выявленных наиболее опасных коррупционных деяний - взяточничества, в т.ч. совершенных организованными группами, в крупном и особо крупных размерах. Рост числа уголовных дел, направленных в суд, и лиц-коррупционеров (около 13 тыс. + 11,6%), правда только 800 из них государственные и муниципальные служащие (8%) <7>.

<7> Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств. Официальный портал. URL: http://www.ksgp-cis.ru/news.php?id=2370 (дата обращения: 07.06.2016).

Участниками 5-го евразийского антикоррупционного форума, проходившего 20 - 21 апреля в Москве <8>, было отмечено качественное изменение коррупции, переход от рыночной коррупции, основанной преимущественно на взятках, к т.н. "сетевой" коррупции, основанной на связях, вхождении в элитные клубы, пулы, группы и "семьи", и дальнейшее их влияние на хозяйственную деятельность подконтрольных предприятий и учреждений; продажа служебной информации; присвоение бюджетных средств всех уровней через аффилированные компании. Отмечено, что коррупция малочувствительна к таким показателям (универсальным криминогенным факторам), как средняя месячная зарплата, численность малоимущего населения и уровень безработицы, то есть коррупция обособлена от общеуголовной преступности. Кризисные же явления в экономике, непростые, иногда фатальные миграционные процессы могут и порождают рост так называемой "обычной" корыстно-насильственной преступности.

<8> Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.izak.ru/pyatyj-evrazijskij-antikorrupcionnyj-forum-pravoporyadok-i-korrupciya--sovremennye-vyzovy--1147 (дата обращения: 07.06.2016).

На протяжении последних лет принципиальная позиция руководства МВД России состоит в том, чтобы максимально объективно отражать официальную статистику о количестве совершаемых в России преступлений, ужесточить учетно-регистрационную дисциплину в органах внутренних дел <9>. В Директивах МВД России, устанавливающих приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, МВД России, неоднократно указывалось на необходимость укрепления учетно-регистрационной дисциплины как основного фактора, определяющего уровень доверия населения к органам правопорядка. Ежегодно по вопросам учетно-регистрационной дисциплины проводится около тысячи координационных совещаний руководителей правоохранительных органов. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности, привлекается к строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел и уголовного преследования за установленные факты нарушения учетно-регистрационной дисциплины.

<9> См.: Трунцевский Ю.В. Критический взгляд на отдельные предложения Комитета гражданских инициатив и Института проблем правоприменения по системе сбора и анализу криминальной статистики в России // Вопросы правовой теории и практики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Векленко. Омск: Омская академия МВД России, 2015. Вып. 10. С. 41 - 46.

Прогноз криминальной ситуации

Министр внутренних дел на коллегии МВД РФ 2016 г. указал: в ближайшей перспективе можно прогнозировать дальнейший рост общего количества регистрируемых преступлений.

В связи с инициативой Верховного Суда перевести ряд составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений <10>, есть основания прогноза некоторого снижения уровня насильственных преступлений. Хотя бытовое насилие, сопровождающее человечество на протяжении всей его истории, сходить на нет не будет.

<10> Проект Федерального закона N 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" // СПС "КонсультантПлюс".

Экономическая преступность в целом развивается, трансформируется, на фоне решения стратегических задач государства, - с одной стороны, поддержка предпринимательства, тех, кто честно ведет свой бизнес в условиях санкций, создание рабочих мест, а с другой - защита от беловоротничковых преступлений.

Сегодняшние законодательные инициативы - это декриминализация злостного уклонения от уплаты кредиторской задолженности <11>; первых частей ряда составов главы 22 УК РФ - введение административной преюдиции <12>; отход от участия правоохранительных органов в разрешении хозяйственных споров.

<11> С таким законодательным предложением обратилась группа депутатов Государственной Думы во главе с членом думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэлем Марданшиным (см.: URL: http://agnp.org/vazhnye-novosti/276-zlostnoe-uklonenie-ot-uplaty-kreditorskoj-zadolzhennosti-mogut-dekriminalizirovat (дата обращения: 07.06.2016).
<12> См.: Трунцевский Ю. О некоторых законодательных инициативах по снижению государственного давления на бизнес в России // Независимая газета. 2016. 31 марта.

Прогнозы роста коррупционной преступности на ближайшее время строятся на стратегических задачах, озвученных в Национальном плане по противодействию коррупции <13> - это усиление контроля за доходами госчиновников, активизация усилий по переводу в доход государства имущества коррупционеров, распространение всех антикоррупционных мероприятий на участников закупок (по крайней мере - заказчиков), выявление коррупционных нарушений на стадии бюджетного планирования. Вместе с тем принятие большинства подобных мер на всех уровнях государственного управления в последующем уже позволит констатировать снижение уровня коррупции в данной (бюджетной) сфере. Мошенникам от бизнеса и их пособникам - нечестным чиновникам придется отступить от известных преступных схем и, возможно, отказаться от своих корыстных побуждений на бюджетные средства.

<13> Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы" // Собрание законодательства РФ. 2016. N 14. Ст. 1985.

Повышение активности ОВД по оздоровлению ситуации в экономике, для повышения доверия к органам власти в целом должно строиться на том принципе, который озвучен руководством Администрации Президента, - это применение исключительно веских оснований в сомнении честности каждого чиновника <14>. То есть не домыслы о причастности чиновника к коррупционному нарушению, а неоспоримые и достоверные доказательства. Так, прокурорами пресекается порочная практика "раздувания" отчетности за счет регистрации дополнительных эпизодов уже выявленных преступлений.

<14> См.: Материалы 5-го евразийского антикоррупционного форума, проходившего 20 - 21 апреля в Москве.

В правоприменении место неотвратимости ответственности за должностные преступления занимает случайность, а нередко и предвзятость.

Нельзя не признать, что в зависимости от региона, где находится правоприменительный орган, по аналогичным фактам могут применяться прямо противоположные решения, в целом не противоречащие закону.

Реализация слишком широких норм уголовного закона о должностных преступлениях не может быть обеспечена ресурсами правоохранительных органов - например, наличие таких признаков, требующих доказанности, как корыстная или иная личная заинтересованность или оценочный признак существенного нарушения прав. Более того, полное применение таких широких норм вызвало бы крайне нежелательные последствия.

Нужен социально оправданный подход к оценке правового значения действий должностных лиц - установление в уголовном законе соответствующих гарантий - границ преступного и непреступного, ошибочного и злонамеренного, осознанного и неосознанного. Цель - обеспечить реальную возможность доказывания в соответствии с принципами уголовного процесса.

Важно обратить внимание на характер взаимосвязи объективной и субъективной стороны преступления, что сильно влияет на правоприменительную практику. Так, современная практика не требует соответствия доказательств осознания на момент совершения деяния его общественной опасности. Издавая то или иное распоряжение, субъект может и не осознавать характер противоправности своих действий, поскольку она сама может быть спорной (исходя из полномочий). В таких случаях, в отличие от насильственных преступлений, презумпция осознания общественной опасности вызывает сомнение.

Прогноз банковской преступности - беспрецедентное количество отзыва лицензий (за последнее время их лишилось около 230 финансовых организаций), приведет к снижению уровня финансовых преступлений, например отмывания денежных средств в данной сфере. Однако перетекание инвестиций, высвободившихся из банков в микрофинансовые организации, повышает уровень сделок микрофинансирования, при которых могут использоваться преступные схемы легализации преступных доходов, обналичивание.

С 2011 г. киберпреступность оценивается как одно из четырех наиболее распространенных экономических преступлений - это мошенничества с кредитными картами в режиме онлайн, хищения личных данных, несанкционированный доступ к учетным записям электронной почты <15>.

<15> См.: Трунцевский Ю.В. Киберпреступления в корпоративной среде: риски, оценка и меры предупреждения // Российский следователь. 2014. N 21. С. 19 - 22.

Специалистами прогнозируется рост киберпреступности, обусловленной расширением возможностей компьютерно-банковских технологий. Отмечается, что ущерб от кибератак в 2015 году составил сумму, равную половине затрат российского бюджета на здравоохранение.

С новыми способами ведения бизнеса, новыми технологиями прибывают новые риски и новые способы для мошенников выполнить преступные схемы. Например, когда "внешний" мошенник взламывает банковскую систему удаленно с целью хищения денег или личной информации.

В данном случае можно наблюдать гораздо меньшее количество рисков для мошенника по сравнению с физической кражей.

Для населения в целом уровень виктимизации в результате киберпреступности существенно выше, чем уровень виктимизации в результате "обычных форм" преступности. Для кибератак - 17% среди пользователей Интернета, а в отношении краж со взломом, ограблений и угонов автомобилей уровень виктимизации не более 5% <16>.

<16> Укрепление мер реагирования систем предупреждения преступности и уголовного правосудия на появляющиеся формы преступности, такие как киберпреступность и незаконный оборот культурных ценностей, в том числе извлеченные уроки и международное сотрудничество: Семинар-практикум 3 // Тринадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Доха, 12 - 19 апреля 2015 г.

Свыше 80% выявленных в мире киберпреступлений связаны с организованной преступностью.

В ближайшие годы практически все виды мафиозной деятельности будут опираться на цифровые структуры.

Таким образом, в настоящих условиях широкого распространения интернет-технологий в сфере финансовой деятельности можно прогнозировать рост сетевой преступности, представляющей угрозу экономической безопасности потребителей, государства, общества и в особенности бизнесу.

Список использованной литературы

  1. Бабенко А.В. Программно-целевое планирование предупреждения преступлений на региональном уровне: На материалах Российской Федерации и Республики Казахстан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 28 с.
  2. Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 31 с.
  3. Трунцевский Ю. О некоторых законодательных инициативах по снижению государственного давления на бизнес в России // Независимая газета. 2016. 31 марта.
  4. Трунцевский Ю.В. Киберпреступления в корпоративной среде: риски, оценка и меры предупреждения // Российский следователь. 2014. N 21. С. 19 - 22.
  5. Трунцевский Ю.В. Критический взгляд на отдельные предложения Комитета гражданских инициатив и Института проблем правоприменения по системе сбора и анализу криминальной статистики в России // Вопросы правовой теории и практики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Векленко. Омск: Омская академия МВД России, 2015. Вып. 10. С. 41 - 46.