Мудрый Юрист

Проблемы правового регулирования проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Занина Татьяна Митрофановна, профессор кафедры административного права Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, профессор.

Набиев Валерий Валерьевич, адъюнкт кафедры административного права Воронежского института МВД России.

В статье раскрыто содержание процедуры аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проанализированы стадии, причины и условия ее проведения, раскрыты цели и задачи аттестации, исследованы проблемы правового регулирования, возникающие в процессе ее проведения, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: аттестация, сотрудники органов внутренних дел, государственные служащие, аттестационная комиссия, кадровый потенциал.

Problems of legal regulation for attestation of the officers of the internal affairs authorities of the Russian Federation

T.M. Zanina, V.V. Nabiyev

Zanina Tatyana M., Professor of the Administrative Law Department of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Professor.

Nabiyev Valeriy V., Adjunct of the Administrative Law Department of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

In this article are disclosed the concept of Internal Affairs of the Russian Federation, bodies of employees of certification procedures, analyzed all the stages of this process, the causes and conditions of its implementation are disclosed objectives and appraisal task, studied problems of legal regulation, arising in the process of certification and the ways of their solution.

Key words: certification, employees of internal affairs bodies, public officers, certification commission, human resources.

Одним из элементов прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации является аттестация сотрудников органов внутренних дел, которая регулируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Аттестация сотрудника органов внутренних дел осуществляется для определения его соответствия занимаемой должности в органах внутренних дел и выступает административно-правовым средством реализации кадровой политики.

Ю.Н. Старилов под аттестацией государственных служащих понимает "деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа" <1>.

<1> Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Монография. Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. С. 258.

Руководствуясь изложенным выше определением, можно предположить, что аттестация является прежде всего деятельностью и представляет собой процедуру, состоящую из последовательно осуществляемых действий, имеющих своим итогом определенный результат.

Проведение аттестации позволяет снизить влияние субъективного фактора в оценке кадров органов внутренних дел, расторгнуть контракт с нерадивыми сотрудниками, не соответствующими занимаемой должности, выявить сотрудников, работающих результативно и с максимальной отдачей, рекомендовать их к поощрению, перемещению на вышестоящую должность.

Законом предусмотрено два вида аттестации:

  1. плановая;
  2. внеочередная.

Основные задачи аттестации состоят:

  1. в предельно объективной и полной оценке деловых, профессиональных и нравственных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых, основанной на глубоком и всестороннем их изучении;
  2. в определении уровня соответствия аттестуемых сотрудников ОВД занимаемым должностям и возможностей их служебного использования;
  3. в создании условий для образования высококвалифицированного кадрового потенциала ОВД;
  4. в стимулировании аттестуемых к развитию их профессиональной активности.

В случае назначения сотрудника органов внутренних дел на другую должность процедура аттестации в отношении его проводится не ранее чем через год после его назначения на должность. Внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации. В ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указаны причины проведения внеочередной аттестации других сотрудников органов внутренних дел.

Основной целью проведения аттестации является постоянное совершенствование кадровой политики МВД России, оценка степени профессиональных навыков, деловых и морально-психологических качеств сотрудников, обеспечение их грамотного подбора и распределения, определение перспектив и возможностей служебного роста и дальнейшего их служебного предназначения, а также принятие решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел.

Кадровая цель аттестации - это объективная оценка сотрудника на соответствие замещаемой им должности, позволяющая создать высококвалифицированный кадровый состав, осуществить грамотную расстановку и использование кадров ОВД <2>. Достижение этой цели обеспечивается:

<2> Подзин А.А. Административно-служебные процедуры в кадровой работе при отборе и поступлении на службу в органы внутренних дел // Юридический мир. 2013. N 10. С. 39.

Решение названных задач позволяет достичь кадровой цели аттестации.

Аттестация связана с организационно-штатным решением, которое следует за ее проведением и заключается в изменении или прекращении государственно-служебных отношений <3>.

<3> Митрохин В.В. Административные процедуры прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 129.

Процедура проведения аттестации включает в себя три основных этапа и один факультативный.

К основным этапам относятся:

  1. Подготовительный, на котором осуществляется подготовка требуемых документов на аттестуемых сотрудников, разработка графика проведения аттестации, формирование аттестационной комиссии, проведение информационно-разъяснительной работы о порядке проведения аттестации и согласование времени и места проведения аттестации.
  2. Этап проведения непосредственно аттестации, в ходе которого аттестационная комиссия рассматривает конкретного сотрудника, направленного на аттестацию, и изучает представленные документы.
  3. Заключительный (итоговый) этап. На данном этапе подводится итог аттестации и принимаются рекомендации относительно аттестуемого сотрудника.

Факультативным этапом является обжалование сотрудником решения, принятого в отношении его аттестационной комиссией.

Вместе с тем нельзя не констатировать, что действующее законодательство, регламентирующее правовые основы проведения плановой аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, требует дальнейшего развития и конкретизации, т.к. именно от того, насколько эффективна деятельность правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, зависит состояние правопорядка и законности в государстве.

Во-первых, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделения, подразделения собственной безопасности <4>. Но во многих территориальных органах на районном уровне в штатном расписании отсутствуют должности сотрудников правовых подразделений, поэтому выполнить это требование зачастую не представляется возможным. В данной ситуации возможным вариантом решения проблемы может стать включение в состав аттестационной комиссии гражданского специалиста на договорной основе для соблюдения требований закона.

<4> О Порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 (в ред. от 21.12.2015) // Российская газета. 2012. 27 апреля.

Во-вторых, необходимо в обязательном порядке ввести в состав аттестационной комиссии представителя психологической службы. Сотрудники полиции испытывают ежедневные психологические стрессы, психоэмоциональное напряжение, и только квалифицированный психолог может определить пригодность данного сотрудника для дальнейшего прохождения службы.

В-третьих, в ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" говорится о том, что в случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через год после назначения. Зачастую руководители и сотрудники кадровых аппаратов трактуют данную норму как не дающую оснований для проведения внеочередной аттестации сотрудника до истечения одного года с момента назначения его на должность. Однако ч. 2 ст. 33 указанного Закона регламентирует порядок проведения плановой аттестации личного состава и не распространяется на сотрудников, подлежащих внеочередной аттестации.

Научно проработанная, четко регламентированная нормативно процедура аттестации служит формированию высококвалифицированного кадрового состава органов внутренних дел. В условиях дальнейшего совершенствования системы МВД России, реформирования службы в органах внутренних дел аттестация является действенным инструментом формирования кадрового состава, отвечающего самым высоким требованиям, способного качественно, своевременно и на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи, стоящие перед органами внутренних дел на современном этапе.

Литература

  1. Митрохин В.В. Административные процедуры прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 129.
  2. Подзин А.А. Административно-служебные процедуры в кадровой работе при отборе и поступлении на службу в органы внутренних дел // Юридический мир. 2013. N 10. С. 39.
  3. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Монография. Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. С. 258.