Мудрый Юрист

Вопросы правового регулирования судебной санации как процедуры банкротства в республике Узбекистан

Худайбергенов Бехзод Бахтиерович <*>, старший научный сотрудник - соискатель Ташкентского государственного юридического университета.

<*> ORCID: 0000-0001-5701-0785.

Особо следует отметить, что по таким критериям, как "поддержка нового бизнеса", Узбекистан в настоящее время занимает 42-е место в мире, по обеспечению исполнения заключенных договоров - 32-е, по эффективности системы банкротства экономически несостоятельных предприятий - 75-е место. По индикатору "предоставление кредитов субъектам малого бизнеса" Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места, улучшив только за прошлый год свой рейтинг на 63 позиции <1>.

<1> Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год // Народное слово. 2016. 16 января. N 11 (6446). С. 2.

На сегодняшний день в результате осуществляемых экономических реформ внедрена процедура судебной санации в процессе банкротства. Данная процедура стала влиятельным инструментом регулирования экономики и управления ею. Как один из эффективных способов укрепления экономики институт банкротства регулирует отношения, связанные с восстановлением платежеспособности, финансовым оздоровлением несостоятельных предприятий и ликвидацией неперспективных предприятий <2>. На данном этапе определение и финансовая поддержка неплатежеспособного предпринимательского субъекта судом считается неотъемлемой частью процесса банкротства. На основе опыта развитых стран можно сказать, что главное условие для эффективного функционирования рынка - это конкурентная борьба, в этой борьбе предприятие может стать банкротом. В такой ситуации экономическое оздоровление неспособного предприятия служит интересам должника, а также кредиторов. Совершенно очевидно, что экономическое и социальное значение судебной санации растет в правовых системах всех государств.

<2> Азизов Х. Тадбиркорлик субъектларининг банкротлиги ва унинг хукукий асосларини такомиллаштириш масалалари // "Молия" илмий журнали. 2014. N 2. Б. 112.

Законодательство о банкротстве имеет свое место в отношениях замены неэффективных собственников, сохранения социально полезных предприятий для поддержания производства, реструктуризации неэффективного предприятия.

Закон о банкротстве (от 24 апреля 2003 г. N 474-II) Республики Узбекистан является наиболее важным источником, связанным с судебной санацией. Впервые Закон был принят 5 мая 1994 г., и в этом Законе санация используется в общем смысле. Например, несостоятельный должник или представитель собственника его имущества может заявить ходатайство о приостановлении дела о банкротстве и о проведении санации (оздоровления деятельности субъекта хозяйствования собственником, уполномоченным органом, кредитором (кредиторами) или иными лицами путем оказания ему финансовой помощи); основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность субъекта хозяйствования - должника - для продолжения его деятельности; для определения возможности или целесообразности санации хозяйственный суд вправе привлечь независимых экспертов (аудиторов) с возложением расходов, связанных с их деятельностью, на должника; после вынесения определения хозяйственным судом участники санации обязаны провести собрание, на котором они должны выработать соглашение и др.

Законом от 28 августа 1998 г. установлены процедуры при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица (мировое соглашение, внешнее управление, ликвидационное производство), процедуры при рассмотрении дела о банкротстве должника - физического лица (мировое соглашение, ликвидационное производство), внесудебные процедуры (досудебная санация, добровольная ликвидация).

В действующий Закон о банкротстве (24 апреля 2003 г.) добавлены процедуры наблюдения и судебной санации при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица. Нормы судебной санации определены в статьях 76 - 90. Они определяют следующие вопросы: ходатайство о введении судебной санации; обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности; порядок и последствия введения судебной санации; права и обязанности санирующего управляющего; план судебной санации и график погашения задолженности; внесение изменений в график погашения задолженности; досрочное окончание и прекращение судебной санации; окончание судебной санации; исполнение и отчет об обязательствах лицами, предоставившими обеспечение; последствия неисполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение. Судебная санация вводится на срок не более двадцати четырех месяцев, который может быть продлен хозяйственным судом не более чем на шесть месяцев для удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств. В случае если процедура финансового оздоровления подразумевает проведение масштабных мероприятий, то данный срок просто нереален. Тем не менее при решении вопроса о введении оздоровительных процедур перед кредиторами стоит выбор лишь между финансовым оздоровлением и внешним управлением, данные меры в краткосрочном периоде имеют весьма малую эффективность <3>.

<3> Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. N 12. С. 25.

Мероприятия по восстановлению платежеспособности могут быть совершенно разнообразными, их спектр зависит исключительно от возможностей и целей юридического лица. Некоторые экономисты считают возможным использовать для финансового оздоровления предприятия около трех десятков мер - от оформления правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и оценки недвижимости до продажи предприятия <4>.

<4> Дондуков А.Н., Рябцева Н.Б., Юн Г.Б. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в Российской Федерации. М., 2001. С. 91 - 99.

М.В. Телюкина на основе анализа практики выделяет такие меры, как анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов; прогнозирование экономической ситуации; реорганизационные мероприятия; структурная перестройка производства; усовершенствование системы управления предприятием-должником <5>. Г.А. Плиев предлагает подразделять мероприятия в зависимости от их содержания на: правовые (сделки о продаже имущества, части имущества должника, исполнение обязательства должника его собственником, уступка прав требования должника, заключение выгодных контрактов и др.); экономические (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств должника и др.); организационные (смена руководства и др.) <6>.

<5> Телюкина М.В. Способы предупреждения банкротства юридического лица // Адвокат. 1999. N 9. С. 17 - 21.
<6> Плиев Г.А. Гражданско-правовой механизм предупреждения несостоятельности (банкротства) юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 93.

Данные меры, по смыслу закона, должны применяться в рамках процедуры судебной санации. В то же время, думается, нет препятствий для их самостоятельного применения заинтересованными лицами без возбуждения судебного дела и назначения внешнего управляющего <7>.

<7> Куркин В.Б. Досудебное восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта - альтернативный способ разрешения финансового кризиса должника // Пробелы в российском законодательстве: юридический журнал. 2008. N 1. С. 130.

По нашему мнению, принципы проведения оздоровительных процедур должны быть указаны в Законе. К главным принципам проведения санации можно отнести: своевременность, быстроту, экономичность и быструю окупаемость мероприятий, прозрачность их разработки и утверждения, активное участие персонала в проводимых мероприятиях, оптимальное соблюдение интересов различных категорий работников, а также менеджеров, акционеров, кредиторов и инвесторов предприятия, государственных организаций и т.п. <8>.

<8> Антикризисное управление: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев и др. Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления. 2006. С. 174.

Нормативно-правовые акты о банкротстве и санации совершенствуются. Так, было принято Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 27 января 2006 года N 142 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве", в результате которого рассмотрение судом дел по банкротству стало качественно иным. Кроме этого, Положением от 23 марта 2004 г. "О мерах по организации деятельности судебных управляющих экономически несостоятельными предприятиями", принятым Кабинетом Министров Республики Узбекистан, был определен порядок осуществления судебными управляющими полномочий при проведении процедур банкротства должника, квалификационные и профессиональные требования к лицам, осуществляющим деятельность в качестве судебных управляющих, порядок их аттестации, выдачи, приостановления, возобновления и прекращения действия аттестата, а также порядок ведения единого реестра судебных управляющих.

В заключение следует отметить, что процедура судебной санации в процессе банкротства дает большой положительный результат. Применение судебной санации будет способствовать:

Литература

  1. Азизов Х. Тадбиркорлик субъектларининг банкротлиги ва унинг хукукий асосларини такомиллаштириш масалалари // "Молия" илмий журнали. 2014. N 2. Б. 112.
  2. Дорофеев В.Д. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие. Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2006. С. 174.
  3. Дондуков А.Н., Рябцева Н.Б., Юн Г.Б. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в Российской Федерации. М., 2001. С. 91 - 99.
  4. Куркин В.Б. Досудебное восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта - альтернативный способ разрешения финансового кризиса должника // Пробелы в российском законодательстве: юридический журнал. 2008. N 1. С. 130.
  5. Плиев Г.А. Гражданско-правовой механизм предупреждения несостоятельности (банкротства) юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 93.
  6. Телюкина М.В. Способы предупреждения банкротства юридического лица // Адвокат. 1999. N 9. С. 17 - 21.
  7. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. N 12. С. 25.