Мудрый Юрист

Законодательный опыт республики Беларусь в сфере экономической несостоятельности (банкротства)

Асипков Владислав Сергеевич, юрист ООО Юридическое агентство "КлеверКонсалт".

Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) является комплексным и состоит из отдельных положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) <1>, Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) <2>, Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 415-З) <3> и иных законодательных актов <4>, регулирующих комплексные общественные отношения, возникающие при неплатежеспособности субъектов в связи с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, т.е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

<1> Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З, принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<2> Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З, принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г., одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<3> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Закона от 04.01.2014) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<4> Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. N 63 "О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)" // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.

Основой правового регулирования банкротства в Республике Беларусь являются положения ГК <5>, которые, в свою очередь, можно разделить на несколько групп. Первая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, рассматривает общие положения о банкротстве как индивидуального предпринимателя (ст. 24), так и юридического лица (ст. 61), а также о статусе временных (антикризисных) управляющих в процедуре банкротства (п. 2 ст. 183) <6>. Вторая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, регламентирует ответственность отдельных субъектов, таких как учредители, собственники и другие лица (п. 3 ст. 52), один из участников общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 94); дочернее общество (ст. 105) <7>.

<5> Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З, принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<6> Там же.
<7> Там же.

Третья группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, касается вопросов ликвидации отдельных видов юридических лиц, например коммерческой организации либо действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда (ст. 57), об особенностях ликвидации коммандитного товарищества (п. 2 ст. 85) <8>. Четвертая группа норм о банкротстве, закрепленных в ГК, связана с выплатой долгов юридического лица, и регламентирует порядок очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 60), а также возможность обращения взыскания по долгам вверителя на имущество, переданное им в доверительное управление (п. 2 ст. 901), и закрепляет возможность отмены дарения судом по требованию заинтересованного лица, если дарение совершено индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением положений акта законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) (п. 2 ст. 549) <9>.

<8> Там же.
<9> Там же.

Исходя из вышеизложенного, в ГК законодатель учел специфику правоотношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), и регламентировал основные спорные моменты, наиболее часто возникающие правоотношения в рассматриваемой сфере. Однако, несмотря на то что ГК имеет большую силу по отношению к другим законам и кодексам, указал на необходимость специального законодательства. Следовательно, поэтому в п. 2 ст. 61 ГК <10> определено, что основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливается законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

<10> Там же.

В отношении ХПК <11> Закон N 415-З <12> также является специальным, что регламентировано в ст. 265 ХПК, в соответствии с которой "дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве)" <13>. Несмотря на это, некоторые процессуальные особенности дел об экономической несостоятельности (банкротстве) отражены в самом ХПК (например, в ст. ст. 7, 54, 163, 193, 265, 362, 364) <14>.

<11> Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З, принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г., одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<12> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Закона от 04.01.2014) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<13> Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З, принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г., одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<14> Там же.

Действующий Закон N 415-3 <15> во многом систематизировал законодательный опыт в сфере экономической несостоятельности (банкротства). Предметом правового регулирования Закона N 415-З <16> представляется почти весь комплекс общественных отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью отдельных видов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) потенциальных должников, досудебное оздоровление должника, критерии определения неплатежеспособности, основания для возбуждения дела о банкротстве, применения экономическим судом к должнику предусмотренных Законом N 415-З <17> процедур: защитного периода, конкурсного производства, мирового соглашения. Исключение составляют только вопросы административной и уголовной ответственности.

<15> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Закона от 04.01.2014) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<16> Там же.
<17> Там же.

Специфической особенностью этого предмета является наличие в нем не только материально-правовых, но и большого количества процессуальных норм. Объяснение такому сочетанию - своеобразие судебных процедур по делам об экономической несостоятельности (банкротстве). В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), - от возбуждения производства по делу до исполнения актов экономического суда.

Вместе с тем он содержит и нововведения. Так, например, Закон N 415-3 <18> устанавливает основания для признания экономическим судом должника экономически несостоятельным (банкротом), меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), режим проведения санации должника, а при ее невозможности или отсутствии оснований для ее проведения - порядок ликвидационного производства должника.

<18> Там же.

Наиболее существенные новеллы действующего Закона N 415-З <19> заключаются в следующем. Во-первых, в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона N 415-З <20> расширены функции государства в сфере банкротства, в частности, предусматривается ведение Единого государственного реестра сведений о банкротстве. Установлено, что порядок и сроки включения сведений в реестр, а также размещения их в Интернете определяются Правительством. Кроме того, предусмотрен перечень сведений, подлежащих официальному опубликованию при проведении процедур банкротства. Во-вторых, определено, что должны быть опубликованы также сведения об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника (ч. 8 ст. 21 Закона N 415-З) <21>. В-третьих, уточнен перечень документов, прилагаемых к заявлению должника. Ранее к заявлению прилагался бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, теперь вместе с заявлением нужно подать балансы за последние четыре квартала либо заменяющие их документы (нотариально заверенные копии). К заявлению также необходимо будет приложить документы, подтверждающие осуществление разработанных мер по досудебному оздоровлению или об их нецелесообразности (абз. 4, 7 ч. 1 ст. 28 Закона N 415-З) <22>.

<19> Там же.
<20> Там же.
<21> Там же.
<22> Там же.

Особенностью белорусского специального законодательства о банкротстве является закрепление в ч. 2 ст. 2 Закона N 415-З <23> полномочий Главы государства по регулированию данных отношений. Законодатель регламентировал указанные полномочия с учетом специфики правоотношений, складывающихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), их реальной возможности влияния на процессы, происходящие в экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества и государства. Аксиоматично, что эти полномочия в первую очередь должны быть направлены на защиту суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, общественного порядка, жизни и здоровья населения, прав и свобод граждан, преемственности и взаимодействия государственных органов.

<23> Там же.

Таким образом, можно утверждать, что Закон N 415-З <24> является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства), тем более что законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством). Вместе с тем Закон N 415-З <25> не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения в процессе банкротства.

<24> Там же.
<25> Там же.

Стоит также отметить, что многие правила Закона N 415-З <26> существенно отличаются от правил ГК <27>. Например, в Законе N 415-З <28> предусмотрены особенности применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), а также особенности определения состава и размера платежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. <29>. В связи с этим следует учитывать, что Закон N 415-З <30> является специальным по отношению к ГК. В этой части его нормы обладают приоритетом в процессе правоприменения. Кроме того, Закон N 415-З <31> является законодательным актом прямого действия, хотя в нем имеется небольшое количество отсылочных норм.

<26> Там же.
<27> Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З, принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<28> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Закона от 04.01.2014) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<29> Каменков В.С. и др. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве) // СПС "КонсультантПлюс. Беларусь", ООО "ЮрСпектр" / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016. (по состоянию на 17.10.2014).
<30> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Закона от 04.01.2014) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.
<31> Там же.

После принятия Закона N 415-З <32> был принят Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. N 63 "О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)" <33>, который регламентировал отдельные аспекты процедуры ликвидационного и конкурсного производства. Кроме того, в сфере экономической несостоятельности (банкротства) действуют иные нормативные правовые акты.

<32> Там же.
<33> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 415-З "О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)" // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2016.

Таким образом, законодательный опыт Республики Беларусь в сфере экономической несостоятельности (банкротства) представляется достаточно прогрессивным, о чем свидетельствует анализ специфики норм, закрепленных в ГК и ХПК Республики Беларусь. Очевидно, что действующий Закон N 415-З обобщил все, что регламентировали все предшествующие ему нормативные правовые акты в области экономической несостоятельности (банкротства). Кроме того, при принятии Закона N 415-З законодатель ввел ряд существенных новелл. Однако после принятия Закона N 415-З были приняты и вступили в силу еще ряд актов законодательства, закрепляющих некоторые аспекты в процедуре признания экономически несостоятельными субъектов хозяйствования. Это свидетельствует об интенсивном развитии общественных отношений в указанной сфере и, как следствие, необходимости систематического внесения изменений и дополнений в законодательство, регламентирующее экономическую несостоятельность (банкротство).