Мудрый Юрист

Правовой статус финансового управляющего

Лыткин Матвей Матвеевич (научный руководитель - Телюкина Марина Викторовна), аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

01.10.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который ввел на территории Российской Федерации институт банкротства физических лиц <1>. В одной из своих работ В.С. Нерсесянц указал следующее: "Юристы должны изучать правоведение, а не законоведение" <2>.

<1> Карелина С.А., Фролов И.В. О введении института банкротства физических лиц: реальность и иллюзии // Законодательство. 2015. N 8. С. 53 - 55.
<2> Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002. С. 54.

Следуя логике данного высказывания В.С. Нерсесянца, грамотные юристы должны понимать историю возникновения института банкротства, а не ограничиваться изучением недавно вступивших в силу федеральных законов.

В историко-правовом аспекте законодательство о банкротстве первоначально регламентировало банкротство физических лиц. Нормы о банкротстве юридических лиц стали включаться в соответствующее законодательство только начиная с XIII века.

Первое упоминание об арбитражном управляющем можно обнаружить в римском праве, где развитие конкурсных правоотношений было тесно взаимосвязано с постепенным переходом от личных форм взыскания к имущественным <3>.

<3> Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Инфра-М; Норма, 2003. С. 88.

Развитие римского конкурсного права находилось в тесной взаимосвязи с развитием древнеримской экономики. Следуя данной парадигме, в римском конкурсном праве появился ряд норм, связанных с обращением взыскания на имущество. Тем не менее данные нормы, даже направленные на уничтожение хозяйства должника, не избавляли его от личной долговой расправы.

В связи с этим большое значение для развития римского конкурсного права имел Закон Петелия (Lex Poetelia Papiria), изданный в 326 году до н.э. Данный Закон запрещал налагать личные взыскания, если должник давал клятву, что он ничего не скрывает и обязуется передать все имущество кредитору.

В римском праве существовал аналог арбитражного управляющего - аргентарий (argentarius). Под аргентарием понимался банкир, осуществлявший прием денег на хранение, выдачу ссуд и безналичные расчеты между клиентами <4>.

<4> Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2009. С. 34.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации одной из обязанностей арбитражного управляющего является обязанность действовать разумно, добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества, что ставит своей целью обеспечение стабильности участников гражданского оборота.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) под арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

До вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (с 01.07.2015) Закон N 127-ФЗ предусматривал четыре вида арбитражных управляющих: временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий.

Действующая редакция Закона N 127-ФЗ предусматривает еще одну разновидность арбитражного управляющего - финансовый управляющий. В соответствии со статьей 2 Закона N 127-ФЗ под финансовым управляющим понимается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. Также пункт 1 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ устанавливает следующее императивное требование - участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ, финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать определенным императивным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему. Перечень данных императивных требований содержится в статье 20 Закона N 127-ФЗ.

Необходимо сделать важное уточнение: арбитражный управляющий имеет право осуществлять иные виды профессиональной и предпринимательской деятельности, если иная деятельность не препятствует осуществлению его обязанностей в качестве арбитражного управляющего <5>.

<5> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015). Вопрос 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 10.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям, поименованным в статье 20 Закона N 127-ФЗ <6>.

<6> Богданов Е.В. Правовое положение арбитражного (судебного) управляющего // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 8. С. 75.
  1. Наличие высшего образования.

Данный пункт не указывает разновидность образования, поэтому буквальное толкование данного требования позволяет сделать вывод о том, что арбитражным управляющим может стать любое лицо, имеющее высшее образование. Действующая редакция данного требования может оказать негативное влияние на проведение процедуры банкротства.

17.07.2012 в Государственную Думу был внесен законопроект N 112767-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", содержавший в том числе поправку в абзац 2 пункта 2 статьи 20 Закона N 127-ФЗ в части установления требования о наличии у арбитражного управляющего образования по специальности "Антикризисное управление".

Данный законопроект даже не прошел процедуру первого чтения, так как из-за отсутствия заключения Правительства Российской Федерации было принято решение вернуть его субъектам законодательной инициативы. Тем не менее остается целесообразной и актуальной конкретизация требования об образовании арбитражного управляющего путем введения условия о наличии высшего юридического или экономического образования.

  1. Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.
  2. Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий обязан пройти курс обучения по Единой программе либо изучить ее самостоятельно (экстерном). После сдачи теоретического экзамена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии выдается соответствующее свидетельство <7>.

<7> Письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 N Д06-6390 // СПС "КонсультантПлюс".
  1. Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления.

Дисквалифицированные лица, а также лишенные в установленном законом порядке права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами, не могут быть утверждены арбитражными управляющими <8>.

<8> Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013. С. 45.
  1. Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

При этом с теоретической точки зрения арбитражный суд вправе утвердить в качестве арбитражного управляющего лицо, которое имеет судимость за совершение преступления по неосторожности. Тем не менее, по моему мнению, возможность утверждения подобного лица маловероятна.

  1. Отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих могут быть только добросовестные арбитражные управляющие, в противном случае саморегулируемая организация вправе не принимать тех претендентов, которые ранее были исключены за нарушение законодательства, стандартов и правил профессиональной деятельности и не устранили последствий своих нарушений.

Также в старой редакции статьи 20 Закона N 127-ФЗ действовало требование об обязательном наличии у арбитражного управляющего статуса индивидуального предпринимателя. Данное требование порождало злоупотребление в виде возбуждения производства о банкротстве против арбитражного управляющего. В связи с этим в 2008 году данное требование было отменено.

По мнению В.С. Попондопуло, требования к арбитражным управляющим также содержатся в статье 20.2 Закона N 127-ФЗ <9>. Но данная статья содержит требования к лицам, уже имеющим статус арбитражных управляющих, применяющиеся в целях утверждения их в конкретном деле о банкротстве. Поэтому данные требования нельзя назвать общими требованиями для лица, желающего получить или уже имеющего статус арбитражного управляющего. В данном вопросе необходимо согласиться с точкой зрения В.С. Белых - требования к арбитражному управляющему содержатся только в статье 20 Закона N 127-ФЗ.

<9> Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2015. С. 122.

В заключение необходимо указать на следующий пробел правового регулирования. В действующей редакции пункта 2 статьи 20.2 Закона N 127-ФЗ перечислены арбитражные управляющие, которые не могут быть утверждены в деле о банкротстве. Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие. Из этого предложения можно сделать вывод, что законодатель упустил такого участника дела о банкротстве, как финансовый управляющий.

Поэтому необходимо внести изменения в пункт 2 статьи 20.2 Закона N 127-ФЗ, изложив ее в следующей редакции: "Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих, конкурсных управляющих или финансовых управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие".

Литература

  1. Законопроект N 112767-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Архив Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
  2. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 10.
  3. Письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 N Д06-6390 // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Приказ Минэкономразвития России от 10.07.2015 N 465 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих такого реестра" // Российская газета. 2015. 20 июля.
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.
  6. Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 4.
  7. Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 29.
  8. Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 27. Ст. 3945.
  9. Богданов Е.В. Правовое положение арбитражного (судебного) управляющего // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 8.
  10. Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Инфра-М; Норма, 2003.
  11. Карелина С.А., Фролов И.В. О введении института банкротства физических лиц: реальность и иллюзии // Законодательство. 2015. N 8.
  12. Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013.
  13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002.
  14. Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2015.
  15. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2009.