Мудрый Юрист

Налоговое стимулирование государственно-частного партнерства в сфере организации труда осужденных

Бармашов Владимир Игоревич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России.

Бармашов Игорь Николаевич, доцент кафедры экономической теории, географии и экологии Академии ФСИН России, кандидат экономических наук.

Труд осужденных может быть использован намного эффективнее в случае выступления Федеральной службы исполнения наказаний с инициативой о создании государственно-частного партнерства. Положительные примеры сотрудничества между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы и предпринимателями уже существуют и описываются в настоящей статье. По мнению авторов, расширение практики применения государственно-частного партнерства может быть достигнуто в результате применения к ее участникам мер налогового стимулирования. Во-первых, для частных инвесторов предлагается установить льготный режим налогообложения имущества, транспортных средств и земли, распространяющийся на организации и учреждения уголовно-исполнительной системы. Во-вторых, целесообразно введение пониженной ставки налога на прибыль, которую будет получать предприниматель. В свою очередь осужденные получат возможность трудиться на выгодных условиях с достойной оплатой труда, что может способствовать их дальнейшей ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы. Однако важно учитывать, что применение подобных мер налогового стимулирования возможно только в отношении частных инвесторов, использующих труд осужденных на договорной основе и вносящих вклад в развитие производственного сектора уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: осужденные, труд, налог, производство, уголовно-исполнительная система, ФСИН России, ресоциализация.

Tax Stimulation of Public Private Partnership in the Sphere of Organization of Convicted Persons Labor

V.I. Barmashov, I.N. Barmashov

Barmashov V.I., Lecturer of the Department of Operational and Investigative Activity of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Barmashov I.N., Geography and Ecology of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia Assistant Professor, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory Department.

The labor of convicts can be used more effectively in the Federal service for execution of punishment with an initiative to establish a public-private partnership. Positive examples of cooperation between institutions and bodies of criminal Executive system and entrepreneurs already exist and are described in this article. According to the authors, the increased use of public-private partnership can be achieved through the application of its participants tax incentives. First of all, private investors are encouraged to set preferential tax treatment of property, vehicles and land, covering organizations and institutions of the penal system. Secondly, the feasibility of introducing a reduced rate of tax on income which would be received by the entrepreneur. In turn, the convicts will have the opportunity to work in favorable conditions with decent wages that can help them further resocialization after release from prison. However, it is important to note that the application of such measures of tax incentives is possible only in respect of private investors, using convict labor on a contractual basis and contributing to the development of the productive sector of the penal system.

Key words: convicts, labour, tax, production, penitentiary system, the FPS of Russia, resocialisation.

Организация труда осужденных как эффективное средство их ресоциализации была и остается ведущим направлением производственной деятельности уголовно-исполнительной системы в процессе гуманизации исполнения наказаний <1>.

<1> Бармашов В.И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. N 1. С. 103.

Значение труда для воспитания человека трудно переоценить. Именно труд является способом выражения личности. Незанятость трудовой деятельностью не исключает для человека необходимость самоутверждаться и порой приводит к правонарушениям.

Труд как занятие, дело, времяпрепровождение отвлекает человека от иных бесполезных и вредных занятий, а как средство общения - создает систему общественно полезных связей, формирует личность.

Отсутствие в настоящее время скоординированного взаимодействия уголовно-исполнительной системы и бизнеса, по нашему мнению, является одним из факторов, тормозящих разрешение такой актуальной проблемы в сфере организации труда в пенитенциарной системе, как повышение уровня эффективности труда осужденных.

Первые проекты взаимодействия государства и бизнеса в России на базе государственно-частного партнерства появились более десяти лет назад. Уже сейчас в более чем половине регионов страны приняты собственные законы о государственно-частном партнерстве.

Одним из основных признаков государственно-частного партнерства является закрепление взаимодействия сторон на официальной, юридической основе, чему в немалой степени будет способствовать вступивший в действие с 1 января 2016 г. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>.

<2> Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.

Сторонами такого среднесрочного и долгосрочного взаимодействия являются государство и бизнес для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Предполагается при этом, что взаимодействие сторон имеет равноправный характер, государственно-частное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность, в процессе реализации проектов на основе партнерства объединяются ресурсы и вклады сторон, финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Такой подход к пониманию содержания и основных признаков государственно-частного партнерства создает предпосылки для более эффективного использования трудового потенциала уголовно-исполнительной системы в различных сферах.

Одной из таких сфер с участием государства в лице Федеральной службы исполнения наказаний и частного бизнеса является строительство новых тюрем, о чем сделал заявление директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) Г.А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН, выступая с докладом "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" <3>.

<3> На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности УИС в 2012 году. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=74710.

В настоящее время достигнута договоренность между Правительством Республики Башкортостан и ФСИН России о перенесении до конца 2016 года следственного изолятора N 1 из центра столицы в Иглинский район республики. "Освободившиеся территории на улице Достоевского будут использоваться для застройки. В пригороде выделили под строительство участок площадью 17,3 гектара.

Новое помещение будет вмещать в себя 1100 человек. В течение 2 - 2,5 лет в поселке Верный Иглинского района будет построен современный следственный изолятор, полностью оснащенный инфраструктурой для сотрудников службы исполнения наказаний и членов их семей. Кроме того, на окраине Уфы, на улице Летчиков будет построен комплекс зданий, куда из центра города переедут Управление по конвоированию, центр инженерно-технического обеспечения и отряд специального назначения "Смерч". Комплекс, помимо административного здания, будет включать в себя спортивный городок, гаражные боксы и общежитие для сотрудников уголовно-исполнительной системы. На улице Новоженова будет построено здание с помещениями для размещения уголовно-исполнительных инспекций и выставочного комплекса под продукцию, выпускаемую учреждениями уголовно-исполнительной системы. Проект рассчитан на 5 миллиардов рублей и будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Половину вложит государство, половину - инвесторы" <4>.

<4> URL: http://www.transproekt.ru/news/1131_0.htm.

Представляется, что это один из первых практических шагов в реализации государственно-частного партнерства, направленного на повышение эффективности функционирования российской уголовно-исполнительной системы, пример инвестиционного сотрудничества, для которого характерны долговременные взаимовыгодные связи.

Думается, что долговременное сотрудничество, непосредственно использующее преимущества организации труда осужденных в плане их последующей ресоциализации, возможно путем заключения частными организациями гражданско-правового договора с осужденными для выполнения трудовых работ на основе добровольного найма. Правда, такой вариант организации труда осужденных требует детальной правовой проработки, внесения определенных изменений в действующее законодательство и т.д. Однако привлекательность его очевидна не только в плане ресоциализации осужденных <5>, но и в плане развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере.

<5> Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Совершенствование трудовой адаптации осужденных в целях повышения уровня эффективности их ресоциализации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 12. С. 17.

Принципиальная модель реализации интеграционных процессов в рамках взаимодействия УИС с деловой средой на региональном и муниципальном уровнях в целях преодоления фундаментальных противоречий в системе трудовой занятости осужденных, описанная И.Н. Чернышовым <6>, может рассматриваться как механизм взаимодействия участников государственно-частного партнерства.

<6> Чернышов И.Н. Экономика и пенитенциарная система: поиск модели сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. N 42. С. 52.

В данной связи требуется теоретическое обоснование вопроса о налоговом стимулировании негосударственных организаций с целью усиления их заинтересованности в применении труда осужденных.

Можно согласиться с мнением С.В. Васильева о том, что "налоговое стимулирование - это целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности" <7>.

<7> Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. URL: http://refdb.ru/look/1486793.html.

Необходимо при этом принимать во внимание, что реализация налоговых льгот сопровождается не только улучшением положения - имущественного или экономического - налогоплательщика или плательщика налоговых сборов, но и уменьшением размера собираемых государством налогов. Поэтому требуется комплексный подход к вопросу о возможности предоставления соответствующих льгот, учитывая необходимость компенсации недополученных налоговых доходов. Тем более что в настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема сбора налогов.

Пилотное проектирование налогового стимулирования негосударственных организаций целесообразно, по нашему мнению, выполнить на базе ряда таких налогов, которые относятся к разряду региональных и местных, так как на этих уровнях осуществляется конкретное взаимодействие учреждений и органов ФСИН России и бизнеса, более зримо проявляется эффект от государственно-частного партнерства, быстрее решаются правовые и финансовые вопросы.

Речь идет в первую очередь о налоге на имущество организаций, транспортном налоге (региональные налоги), земельном налоге (местный налог).

Льготный режим налогообложения имущества организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, ст. 381 НК РФ предусматривает, что от налога на имущество организаций освобождается имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, которое используется для осуществления возложенных на них функций; ст. 358 НК РФ устанавливает, что освобождаются от налога транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; в соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций <8>.

<8> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.

Целесообразно, по нашему мнению, спроецировать в той или иной мере указанные преференции на деятельность негосударственных организаций, принимая во внимание как минимум два обстоятельства:

Требует тщательной проработки возможность применения еще одной меры налогового стимулирования, не являющаяся налоговой льготой в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" <9>. Она связана с уплатой налога на прибыль организаций по ставке 20% и последующим его распределением между двумя бюджетными уровнями: по ставке 2% зачисляется сумма налога в Федеральный бюджет и по ставке 18% - в бюджет субъекта Российской Федерации.

<9> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" // СПС "КонсультантПлюс".

Представляется целесообразным воспользоваться следующим положением ст. 284 Налогового кодекса РФ: "Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента" <10>. К такой категории налогоплательщиков, по нашему мнению, можно отнести и участников государственно-частного партнерства, которые могли бы воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль при условии, например, направления соответствующих средств на совершенствование организации труда осужденных.

<10> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Там же.

Предлагаемые меры налогового стимулирования организации труда спецконтингента на базе государственно-частного партнерства должны способствовать более эффективному использованию трудового потенциала уголовно-исполнительной системы с ориентацией на дальнейшую ресоциализацию осужденных.

Литература

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.
  4. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Бармашов В.И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. N 1. С. 103 - 105.
  6. Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Совершенствование трудовой адаптации осужденных в целях повышения уровня эффективности их ресоциализации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 12. С. 17 - 22.
  7. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. URL: http://refdb.ru/look/1486793.html.
  8. На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности УИС в 2012 году. URL: http://фсин.рф/news/index.php?_ID=74710.
  9. Чернышов И.Н. Экономика и пенитенциарная система: поиск модели сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. N 42. С. 52 - 62.
  10. URL: http://www.transproekt.ru/news/1131_0.htm.