Мудрый Юрист

Перспективы совершенствования действующей системы налогообложения нефтяной отрасли РФ

Горбунова Елена Николаевна, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Югорского государственного университета, кандидат юридических наук.

Актуальность статьи обусловлена важностью роли нефтяного сектора в экономике России, его значительным влиянием на социально-экономическое развитие страны. Налогообложение добычи нефти в нашей стране было и остается предметом особой дискуссии. Законодательство в этой части меняется практически ежегодно. В связи с чем в статье сформулированы основные выводы по совершенствованию действующего законодательства в области налогообложения нефтяного сектора экономики России.

Ключевые слова: нефтяная отрасль, налоговая политика, налогообложение, налог на финансовый результат (НФР).

Prospects of Improving of Current Oil Branch Taxation System of the Russian Federation

E.N. Gorbunova

Gorbunova E.N., Assistant Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law of the Yugra State University, Candidate of Legal Sciences.

Actuality of the article is conditioned by importance of role of petroleum sector in the economy of Russia, his considerable influence on socio-economic development of country. Taxation of booty of oil in our country was and remains the article of the special discussion. A legislation in this part changes practically annually. In this connection, in the article basic conclusions are set forth for perfections of current legislation in area of taxation of petroleum sector of economy of Russia.

Key words: petroleum industry, tax politics, taxation, tax on a financial result.

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых прежде всего санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть <1>.

<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Несмотря на то что нефть подешевела почти в два раза, налоги и сборы с нефтегазового сектора остаются основным источником дохода для федерального бюджета. По оценке Министерства экономического развития РФ, общий объем нефтегазовых доходов, поступивших в федеральный бюджет в первом полугодии 2015 года, составил почти 3 трлн. руб., или 48% общего объема бюджетных доходов. В первом полугодии 2015 года нефтегазовый сектор принес казне почти 52% доходов (3,7 трлн. из 7,1 трлн. руб.) <2>.

<2> Орехин П. Россия не слезла с нефтяной иглы. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/08/06/7671209.shtml.

Нефтегазовая отрасль России будет оставаться центральной в российской экономике еще долгие годы. Поэтому именно сырьевой вектор должен определять направления экономической политики государства, а также стимулировать и обеспечивать развитие остальных отраслей.

Налогообложение добычи нефти в нашей стране было и остается предметом особой дискуссии. Законодательство в этой части меняется практически ежегодно. Только в последние два года были введены новые системы налогообложения добычи углеводородного сырья на шельфе, установлены специальные режимы для налогообложения добычи нефти из труднодоступных залежей, был проведен масштабный "налоговый маневр" - перераспределение налоговой нагрузки между экспортом, добычей и переработкой нефти.

Министерство энергетики РФ и нефтяные компании предлагают уже в этом году приступить к более масштабной реформе налогообложения в нефтяном секторе, основанной на налогообложении чистого дохода. В мировой практике такие налоги, как правило, называются налогами на дополнительный доход или налогами на финансовый результат.

Новый законопроект <3>, в котором фигурировал налог на финансовый результат, был разработан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В отличие от НДПИ, который платится с любой добытой тонны, налоговая база для налога на финансовый результат - разница между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния. В законопроекте предлагается облагать эту разницу 60-процентным сбором. То есть ключевая разница в том, что налог на финансовый результат подразумевает начинать собирать налог только тогда, когда добыча нефти становится прибыльной. Облагать налогом планируется не нефть в момент ее добычи, как сейчас, а накопленную за время разработки месторождения прибыль, понимаемую как разницу между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении <4>.

<3> Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внесла на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона N 862141-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".
<4> Дармин А. Налог на финансовый результат: пора делать выбор. URL: http://www.transport-nefti.com/blog/4911.

При расчете налога на финансовый результат капиталовложения из налоговой базы вычитаются постепенно, но амортизация - ускоренная: в год можно относить на расходы еще до 10% капитальных вложений <5>.

<5> Папченкова М. В нефтяной отрасли готовится очередная налоговая реформа: НДПИ на сложных месторождениях заменит налог на финансовый результат. Минфин боится за бюджет. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/02/04/eksperimentalnye-dohody-byudzheta.

Можно выделить следующие плюсы указанного выше законопроекта:

Однако и имеются серьезные недостатки:

<6> Дармин А. Налог на финансовый результат: пора делать выбор (26.05.2015). URL: http://www.transport-nefti.com/blog/4911.

К сожалению, спор о том, нужно ли с помощью налога на финансовый результат льготировать добычу нефти на отдельных месторождениях, не позволяет начать гораздо более важную со стратегической точки зрения дискуссию о том, как должна быть в долгосрочной перспективе построена система налогообложения добычи нефти в России <7>?

<7> Трунин И.В. Доклад директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ о налоге на финансовый результат: льготы вместо стимулов к развитию (13.03.2015). URL: http://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33117.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ: принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г.
  3. Дармин А. Налог на финансовый результат: пора делать выбор. URL: http://www.transport-nefti.com/blog/4911.
  4. Орехин П. Россия не слезла с нефтяной иглы. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/08/06/7671209.shtml.
  5. Папченкова М. В нефтяной отрасли готовится очередная налоговая реформа: НДПИ на сложных месторождениях заменит налог на финансовый результат. Минфин боится за бюджет. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/02/04/eksperimentalnye-dohody-byudzheta.
  6. Трунин И.В. Доклад директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ о налоге на финансовый результат: льготы вместо стимулов к развитию. http://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33117.