Мудрый Юрист

Общие положения правового регулирования таможенного контроля

Светлана Валентиновна Сенотрусова, профессор кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры организации таможенного контроля Российской таможенной академии, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии. Специалист в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного контроля, таможенной экспертизы биоресурсов, товаров специального назначения, состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека. Доктор биологических наук (2006), кандидат медицинских наук (1996).

Окончила Владивостокский государственный медицинский университет, лечебный факультет, Всероссийскую государственную налоговую академию, юридический факультет.

Автор ряда работ: учебных пособий "Основы глобальной экологии" (2005), "Таможенный контроль и классификация лесных товаров" (2012); монографий "Загрязнение атмосферы и состояние здоровья населения промышленных городов" (2004), "Загрязнение поверхностных вод и заболеваемость населения промышленных городов" (2005), "Таможенный контроль в РФ" (2009), "Правовое регулирование уплаты таможенных платежей" (2010), "Таможенный контроль и таможенные платежи" (2010), "Таможенный контроль" (2012) и многочисленных статей в журналах.

Владимир Геннадьевич Свинухов, профессор кафедры административного и информационного права Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. Доктор географических наук. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет. Автор работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников "Таможенное дело" (2005), "Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость" (2005), "Таможенное право" (2006, 2008, 2010, 2012), "Налогообложение участников ВЭД" (2008, 2010, 2012); монографий "Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС" (2005), "Правовое регулирование уплаты таможенных платежей" (2010), "Таможенный контроль в РФ" (2010), а также статей в журналах "Право и экономика", "Современное право", "Законы России: опыт, анализ, практика", "Российский внешнеэкономический вестник" и др.

В работе рассмотрены вопросы, связанные с применением действующего законодательства в области таможенного контроля. Излагаются основные понятия. Рассматриваются формы, способы и средства проведения таможенного контроля. Предлагается их краткая характеристика.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные органы, формы таможенного контроля, способы таможенного контроля, средства таможенного контроля.

General provisions of legal regulation of customs control

S.V. Senotrusova, V.G. Svinuhov

The paper discusses issues related to the application of the current legislation in the field of customs control, outlines the basic concepts, examines the forms, methods and means of customs control, offers a brief description of them.

Key words: customs control, customs authorities, forms of customs control, methods of customs control, means of customs control.

Таможенный контроль - один из ключевых институтов таможенного регулирования. Таможенному контролю посвящен раздел III Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Таможенный контроль является одной из важнейших функций таможенных органов.

В настоящее время содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции <1>, согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

<1> Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС "КонсультантПлюс".

Значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1 Киотской конвенции, предусматривающей, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Большинство нарушений таможенных правил совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль в первую очередь выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей. Можно полагать, что целями осуществления таможенного контроля являются:

  1. обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;
  2. охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;
  3. защита общественного порядка;
  4. выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;
  5. предупреждение неправомерных деяний субъектами внешнеэкономических отношений;
  6. защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;
  7. оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения. Для некоторых из них осуществление контрольных (надзорных) функций является основным видом деятельности. Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенных органов в любом государстве. Таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера. На современном этапе развития порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу характеризуется как разрешительный, а не уведомительный. При таком порядке перемещения через таможенную границу огромное значение играет роль таможенных органов как контролирующих субъектов. С одной стороны, государства стремятся ускорить и упростить порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с другой, - эффективно обеспечить соблюдение таможенного законодательства, опираясь на принцип выборочности таможенного контроля, в основе которого лежит использование системы управления рисками. От эффективности осуществления таможенного контроля зависит состояние экономики государств, их внешнеэкономические и внешнеполитические связи, статус и авторитет в мировом сообществе.

Таможенные органы принимают меры для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и выполняют следующие основные функции [1]:

  1. осуществляют таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  2. содействуют развитию внешней торговли государств;
  3. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  4. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  5. обеспечивают на территории государств - членов Таможенного союза соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу;
  6. обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
  8. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах государств;
  9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите прав потребителей товаров, ввозимых на таможенного территорию;
  10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с международными договорами государств и национальным законодательством;
  11. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  12. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала государств - членов Таможенного союза, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы национальных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствуют оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
  13. обеспечивают принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ценных бумаг и валютных ценностей, дорожных чеков;
  14. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
  15. обеспечивают выполнение международных обязательств государств в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  16. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  17. проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Как видно, первой и, безусловно, важнейшей функцией, выполняемой таможенными органами, является таможенный контроль. Таможенный контроль выступает одним из основных институтов таможенного регулирования. Таможенные органы относятся к числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений. Группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Для эффективного развития экономики осуществление таможенного контроля должно проходить в условиях, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Согласно ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

Формы проведения таможенного контроля - это отдельные виды проверочных мероприятий. К таким отдельным мероприятиям производства таможенного контроля относится [2]:

Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести следующие.

1. Создание зон таможенного контроля.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 97 ТК ТС). Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенное наблюдение.

2. Назначение экспертизы.

Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в отношении их, назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при осуществлении таможенных операций требуются специальные познания (ст. 138 ТК ТС). Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

3. Взятие проб и образцов.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы (ст. 144 ТК ТС). Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 155 ТК ТС).

4. Привлечение специалистов.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС). Специалист и эксперт не должен быть заинтересованным в результатах заключения, кроме того, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической деятельности.

5. Наложение ареста на товары или изъятие товаров.

Согласно ст. 134 ТК ТС налагать арест на товары и изымать их необходимо в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с ТК ТС, законодательством государств - членов Таможенного союза, налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Основанием для наложения ареста является обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначения товаров иными способами, если последние должны наноситься на товары, ввозимые на территорию государств Таможенного союза. Основанием для наложения ареста может быть отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и выпуска товаров, а также обнаружение недостоверности таких сведений, при обнаружение признаков, что в отношении товаров не соблюдены условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или что товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры, и некоторые другие в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

6. Применение информационных ресурсов.

Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 44 ТК ТС). В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения: об учредителях организации; о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; об открытых банковских счетах; о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; о местонахождении организации; о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика; о платежеспособности лиц, включенных в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать: 1) технические средства таможенного контроля; 2) информационные ресурсы таможенных органов; 3) водные и воздушные суда таможенных органов.

В связи с увеличением международного товарооборота первоочередной задачей таможенного контроля является предупреждение нарушений таможенного законодательства.

Список литературы

  1. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.
  2. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.